Российскому ветеринарному законодательству нужны изменения

Несовершенство законодательной базы в области ветеринарии, прежде всего, требует принятия двух федеральных законов, адаптированных к теперешнему социально-экономическому устройству общества и современной системе правового обеспечения. Первым и наиболее важным из них является Федеральный закон «О ветеринарии». Вторым является Федеральный закон «Об идентификации и трассировке животных и продукции животного происхождения». 

В отношении новой версии закона «О ветеринарии» необходимо отметить, что она должна быть именно новой версией данного закона, поскольку фрагментарными улучшениями разработанного в настоящее время проекта закона «О ветеринарии» не возможно решить не одну из сформулированных выше задач. 

Новая версия данного закона должна, в частности, предусматривать формирование единой, централизованной государственной ветеринарной службы, при которой местные органы ветеринарии в обязательном порядке выполняют распоряжения федерального органа, а на федеральном уровне нет разделения на ведомственные ветеринарные службы. Также необходимо разделение понятий «государственный ветеринарный надзор» и «государственный ветеринарный контроль», а также четко разграничить функции по контролю и надзору. 

В целях гармонизации правовых актов Российской Федерации с международными стандартами в области обеспечения биологической безопасности и повышения уровня эпизоотологического благополучия, а также для ликвидации основ фрагментации экономического пространства территории Российской Федерации в части оборота подконтрольных товаров Россельхознадзором разработаны «Правила регионализации» в Российской Федерации. 

Давно назрела необходимость создания правовой базы, обеспечивающей комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации путем регулирования отношений, возникающих в цепи "производство - потребление".  

Также в настоящее время не решен и ряд других проблемных вопросов, касающихся механизма обеспечения безопасности продовольствия в Российской Федерации, а именно: 

- недостаточность законодательной базы на национальном уровне по проведению мониторинга пищевой и биологической безопасности; 

- необходимость создания информационной системы ЕврАзЭС по аналогии с европейской системой быстрого оповещения RASFF, предусматривающей механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации с целью оперативного выявления, своевременного изъятия из оборота и утилизации некачественной и опасной продукции с учетом компетенции государственной ветеринарной службы и государственной санитарной службы  Российской Федерации; 

- необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения распространения этого закона на деятельность предприятий, осуществляющих разведение, содержание и убой животных, а также  переработку, производство, хранение и реализацию продукции животного происхождения; 

- необходимость обеспечения 100% готовности отечественных предприятий к соблюдению требований Технического регламента ЕврАзЭС «О пищевой безопасности» в части наличия сертифицированной системы HACCP. 

Одним из решений указанных задач является проведение государственного мониторинга пищевой безопасности, который включает в себя  проведение исследований по наличию в подконтрольных госветслужбе товарах остатков запрещенных и вредных веществ (антибиотики, нитрофураны, кокцидиостатики, стероидные и нестероидные гормоны и др.). Это, прежде всего, является одним из принципиальных требований ЕС (директива 96/23) при оценке экспертами ЕС организации государственного лабораторного контроля в стране-экспортере. 

Выполнение в максимально полном объеме указанных требований позволит снять претензии представителей Европейской Комиссии при разрешении вопроса о поставках отечественной продукции животного происхождения на европейский рынок и реализовывать принцип эквивалентности к российским предприятиям, выпускающим подконтрольную государственной ветеринарной службе продукцию, как это предусмотрено Соглашением ВТО по СФС. 
Чтобы законодательно очертить круг данных вопросов, Россельхознадзор разработал и направил в установленном порядке в Минсельхоз России целый ряд проектов нормативных правовых актов, устанавливающих правила проведения государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах и государственного эпизоотического мониторинга на территории РФ: 

- Правила проведения государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах и государственного эпизоотического мониторинга  на территории Российской Федерации (взамен приказа Минсельхоза России от 30 мая 2003 г. № 780  «О внедрении плана государственного ветеринарного лабораторного мониторинга»); 

- Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по организации и проведению государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах; 

- Методика расчета репрезентативного количества лабораторных исследований биоматериала сельскохозяйственных животных, продукции животного происхождения и кормов по химическим (остатков запрещенных и вредных веществ), микробиологическим и радиологическим показателям, проводимых в рамках государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме  живых животных, продукции животного происхождения и кормах на территории Российской Федерации; 


- Методика расчета репрезентативного количества лабораторно-диагностических исследований биоматериала сельскохозяйственных животных, проводимых в рамках государственного эпизоотологического мониторинга территории Российской Федерации; 


- Правила проведения лабораторных исследований в целях государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах.

Источник: журнал АПК-Юг, №3  (85) за 2014 г., апрель

Источник: журнал АПК-ЮГ
1326

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: