Российский экспорт продовольствия носит стихийный характер

- Дмитрий Сергеевич, как сегодня можно охарактеризовать российский продовольственный экспорт?

В первую очередь необходимо отметить его стихийный, неупорядоченный, неинституционализированный характер. Мы не имеем никакой финансовой поддержки со стороны государства. Другие отрасли такую поддержку получают, а мы нет. Это очень неприятно, особенно если поглядеть на другие государства – США, Европу, даже страны СНГ. Там экспортеры пользуются всесторонней поддержкой государства. У нас – нет.

- В чем основные причины такой неблагоприятной ситуации?

В отсутствии четкой законодательной базы. Когда мы обращаемся за поддержкой к Министерству промышленности и торговли, они нас перенаправляют в Минсельхоз. Минсельхоз же оказывает поддержку только производителям продовольствия, а не экспортерам. Мы оказываемся в правовом вакууме, не имея привязки к какому-либо ведомству или структуре. Ходим во все инстанции, хлопочем, стараемся добиться хоть какой-то определенности. Пока – без особого успеха.

- Вы упомянули, что бывшие советские республики более разумно подходят к этому вопросу.

Именно так. Взять, к примеру, Казахстан. Там существует мощная организация – национальное агентство по экспорту и инвестициям «Казнекс Инвест», оказывающее поддержку национальным экспортерам самых разных отраслей, в том числе и пищевой промышленности. Организуются деловые миссии, осуществляется презентация экспортного потенциала. У нас на такого рода деятельность просто не выделяются финансовые средства. Достаточно эффективно отстаивает интересы своих экспортеров и Белоруссия.

- Каким образом мы можем наработать аналогичную систему поддержки компаний, продукция которых представляет Россию на международном продовольственном рынке?

Главное – добиться решения наших властей на этот счет. Если будет государственная воля, то все остальное приложится. Форм поддержки существует великое множество. Это и уже упомянутая организация деловых миссий, и обеспечение льготного участия в специализированных выставках, и поддержка специализированных изданий. Этим занимаются, например, Австрия и Израиль. Вроде страны небольшие, продовольственный потенциал их уступает нашему во много раз, но в деле поддержи своих экспортеров опережают нас значительно.

- На экспорте продовольствия как-то сказалось вступление России в ВТО?

Основных последствий вступления в эту организацию три. Во-первых, это открытие границ для зарубежных товаров. Во-вторых, переход к новым формам поддержки производителей. В-третьих, это отказ от прямых экспортных субсидий. Что это – поясню на простом примере. Скажем, какой-либо товар стоит на мировом рынке четыре доллара, а на внутреннем пять. Государство доплачивает производителю доллар, чтобы он имел возможность выйти с товаром на мировой рынок.

- Куда сейчас в основном идет на экспорт отечественное продовольствие?

25% в ближнее зарубежье, 75% в дальнее. Но тут есть немаловажный нюанс. В страны ближнего зарубежья идет готовая пищевая продукция, в Европу, Америку, Азию –сырье для ее производства. Наша готовая продукция там практически неизвестна, и для того, чтобы пробиться на эти рынки, требуется серьезная поддержка государства. . У нас много говорят о поддержке отечественных производителей продовольствия, но когда доходит дело до реальной помощи в продвижении на мировой рынок – никакого материального воплощения эти слова не получают. А ведь если мы будем развивать производство продовольствия в расчете не только на внутренний, но и на внешний рынок, государство сможет получить миллиарды дополнительных налоговых поступлений. Помимо прямой финансовой выгоды, существуют и другие плюсы – создание новых рабочих мест, укрепление социальной стабильности и, наконец, усиление роли нашей страны в мире.

 

Комментарий Дмитрия Вострикова, директора по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз»

Сегодня экспорт российского продовольствия является одной из важных задач государственной политики. Страна за последние годы стала значимым экспортером пшеницы, масличных культур, риса. Развитие существующих и выход на новые рынки сбыта с/х продукции являются основными задачами по реализации экспортного потенциала и обеспечению продовольственной безопасности страны. Так же как и аграрные ведомства других стран, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации поддерживает российских производителей в рамках международной агропродовольственной выставки «Зеленая неделя», которая ежегодно проводится в Берлине.

Кроме того, в настоящее время МСХ России приступает к развитию сети аграрных торгпредов на основных потенциальных рынках продаж российской сельхозпродукции. Данная сеть будет создаваться на базе существующих торговых миссий и представительств России за рубежом. Другой масштабный государственный проект по поддержке несырьевого экспорта – «Экспортное страховое агентство России», созданное в 2011 г.

Также важным элементом экспортного продвижения отечественной продукции должна стать программа «Сделано в России», реализуемая МСХ России и Минпромторгом РФ. В рамках данной программы обладателям знака «Российское качество» будет оказываться поддержка за счет популяризации данного знака и создаваемой системы качества на мировых рынках, увеличения лояльности к продукции из России.

Также хотелось бы обратить внимание, что стимулирование экспорта сырья может создавать не только новые возможности, но и угрозы для пищевой промышленности. Например, ввиду снижения экспортной пошлины на маслосемена, агропроизводитель получает альтернативный канал сбыта продукции, т.к. пошлина из запретительной становится ограничивающей. Однако возникают и риски для маслопереарабатывающих предприятий потерять часть сырьевой базы в случае активного экспорта масличных культур. Особенно это актуально для Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области, где, с одной стороны, близость перевалки река-море, с другой - перенасыщенность перерабатывающих мощностей. Сейчас рост курса доллара даже с запретительной величиной пошлины делает возможным и выгодным экспорт подсолнечника. 

Источник: журнал АПК-Юг, №3  (85) за 2014 г., апрель

Источник: журнал АПК-ЮГ
1789

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: