Российский АПК и евразийская интеграция

Как известно, с 1 января 2015 г. ЕврАзЭС прекращает свое существование, все его институты вместе с наработанным пулом документов и правовых актов станут достоянием созданного к тому времени Евразийского союза. Твердое, принципиальное и окончательное решение относительного этого принято в конце мая в Астане руководителями России, Белоруссии и Казахстана.

В связи с этим процессы сближения стран-участниц приобретают все более интенсивный характер, в том числе и в сельскохозяйственной сфере. На той же астанинской встрече была утверждена Концепция согласованной агропромышленной политики в ЕЭП. В рамках данного документы определены цели, задачи, ключевые направления и этапы скоординированной аграрной политики стран, участвующих в ТС и ЕЭП. Заложенными в Концепции механизмами затронут обширный круг вопросов, касающихся бюджетной, финансовой, ценовой политики и находящихся в сфере компетенции государственных органов государств-участников ТС. В качестве основной цели заявлена полноценная реализация ресурсного потенциала членов ТС для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельхозпродукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка и наращивания экспорта. Концепция решает несколько задач первостепенной важности, таких как установление справедливой конкуренции между акторами государств — членов ТС, в том числе и равных условий попадания на общий аграрный рынок, унификация требований, связанных с обращением сельхозпродукции и продовольствия, защита интересов российских, белорусских и казахстанских производителей на внутреннем и внешних рынках, обеспечение приемлемой ветеринарной и фитосанитарной обстановки на территории ЕЭП на основе единых требований и правил. Решение всех этих вопросов будет происходить сообразно принципам равноправия и учета интересов всех государств ТС, взаимной выгоды в торговле и приоритетности удовлетворения внутреннего спроса. По многим из пунктов— ветеринария, фитосанитария, техническое и таможенно-тарифное регулирование, железнодорожные тарифы — в ТС и ЕЭП определены единые требования в формате международных договоров и решений Евразийской экономической комиссии. Также одним из ключевых направлений Концепции является совместное планирование и прогнозирование, способствующее формированию приоритетов и целевых индикаторов, что дает дополнительные гарантии надежности поставок продукции на общий рынок и сведения к минимуму рисков окупаемости инвестиций.
 

С 1 июля вступили в силу основные технические регламенты Таможенного союза на пищевую продукцию, в соответствии с которыми Россия проводит гармонизацию своих требований к качеству и безопасности продуктов питания с Таможенным союзом (ТС) и ВТО. В документах заявлено, что целью технических регламентов ТС является защита жизни и здоровья граждан, охрана окружающей среды, предупреждение прямого обмана или введения в заблуждение потребителей. Поэтому рядом экспертов технический регламент «Пищевая продукция в части ее маркировки» оценивается весьма положительно. Среди обязательной информации, присутствие которой необходимо на упакованной пищевой продукции, к примеру, необходимы сведения о наличии в ней компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО). Данный регламент может и должен стать одним из факторов, способствующих формированию в России полноценного органического (экологического) сельского хозяйства.

Постсоветская интеграция способствует и идущему на пользу всем её участникам развитию транспортной инфраструктуры, что напрямую связано с вопросами АПК. На совещании по вопросу «О развитии портов Азово-Черноморского бассейна», состоявшемся 20 августа под руководством президента России, глава российского государства вспомнил об утрате Россией после «печальных событий, связанных с распадом Советского Союза», колоссальных, самых современных на тот момент портовых мощностей по перевалке различных грузов, что привело к серьёзным убыткам —«если не убытки, то недополученную выгоду, она была очень большой». Постепенно ситуацию удалось изменить к лучшему:

«Новые портовые комплексы и терминалы были созданы на Балтике, на Севере, на Чёрном море, на Дальнем Востоке. В результате только за прошлый год через российские порты перевезено более 565 миллионов тонн грузов. Это на четверть больше, чем в пик таких перевозок за советское время в 1984 году».

Глава государства продекларировал необходимость движения вперед, наращивания возможностей с учётом увеличения запросов как регионов, так и экономики страны в целом, а также роста экспортных и транзитных перевозок, в том числе и в рамках интеграционных объединений.

«Имею в виду прежде всего, конечно, Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Нужны чёткие ориентиры на перспективу, увязанные с планами отечественного бизнеса, наших крупных компаний и, конечно, с развитием других видов транспорта: трубопроводного, железнодорожного, автомобильного».

На совещании была озвучена следующая информация: порты в Азово-Черноморском бассейне на сегодняшний день занимают второе место после Балтики по объёму грузооборота, при этом с каждым годом нагрузка на них возрастает. Всего в Азово-Черноморском бассейне наличествует 12 портов, но лишь три из них в данное время обеспечивают основной грузооборот: Новороссийск даёт 66%, Туапсе — порядка 10%, Ростов-на-Дону — около 6%, на оставшиеся 9 портов совокупно приходится лишь 17% от общего грузооборота. Уже сегодня эти терминалы работают на пределе своих возможностей, причем специалисты считают, что к 2030 г. потребность в перевалке одних лишь сухих грузов в портах ЮФО достигнет 150 млн т, что более чем в два раза превосходит нынешний функциональный предел.

Эта проблема актуализирует рассчитанный на двенадцать лет проект создания сухогрузного района морского порта Тамань. Общий прирост портовых мощностей для перевалки составляет 94 млн т сухих грузов, начиная с 2019 г. К участию в проекте будут приглашены казахские инвесторы, у которых кубанский порт может вызывать интерес в качестве альтернативы морским транспортным узлам Украины и страны Балтики. Переориентация на Тамань сулит казахским компаниям значительное сокращение транспортных расходов. Казахам будет сделано предложение о строительстве портовых терминалов для перевалки нефтепродуктов, СУГ, металлов, зерна и серы. Также они получат возможность поучаствовать в концессиях по строительству объектов федеральной собственности порта (причалов, проходного канала и т. д.). Возможно привлечение казахских партнеров и к работам по строительству околопортовой железнодорожной инфраструктуры. Одним из вариантов является соглашение с казахами на предмет транспортировки грузов в Тамань с использованием схемы take-or-pay, по долгосрочному тарифу, учитывающему инвестиционную сторону инфраструктуры. В качестве альтернативы предлагается финансирование Казахстаном железнодорожных подъездов к Тамани напрямую путем приобретения инфраструктурных облигаций ОАО «РЖД». Масштабный проект позволит на порядок улучшить объем и логистическое качество поставок зерна из России и Казахстана, ведь Азово-Черноморский бассейн является одной из главных завязок этого рынка.

Главной же проблемой на настоящий момент является неопределенная ситуация вокруг отношений ТС с Украиной. Правящая украинская элита со всей очевидностью предпочитает евразийской интеграции ассоциацию с ЕС. Крупный украинский бизнес боится появления на национальном рынке российских конкурентов. Есть влиятельные противники вхождения Украины в ТС и по нашу сторону границы. Об этом, будучи с визитом в Донецке, заявил советник президента России, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭс Сергей Глазьев. «Не все в России и в Белоруссии хотят видеть Украину в Таможенном союзе», - сказал Сергей Юрьевич.

 

В случае, если подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС станет свершивимся фактом, украинский импорт в Россию ждут тяжелые времена. Новые европейцы всеми возможными способами, включая активное участие Роспотребнадзора, постепенно лишатся разнообразных преференций (как традиционных, так и сформировавшихся стихийно), которыми украинские импортеры раньше пользовались на российском рынке. Будут введены пошлины, под действие которых могут попасть сельскохозяйственные и жиромолочные продукты, включая сыры и масло. Прекращение поставок сельскохозяйственной продукции лишит украинских 60 млн долл. прибыли. Для Украины это, безусловно, пагубно. Хорошо ли для российского рынка? Вскоре увидим.

Источник: журнал АПК-ЮГ
1283

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Другие материалы из раздела "Государство"