Работа в области сельского хозяйства: перспективы и особенности

Работа в области сельского хозяйства: перспективы и особенности

Перспективы рынка АПК

Очевидно одно: АПК развивается. Растениеводство, животноводство, глубокая переработка и экспорт зерна – это лишь небольшая часть направлений, которые находятся в стадии роста. Сельхозпроизводителям помогает программа импортозамещения. Одним словом, на уровне бизнеса и государства принимаются меры поддержки и развития сельского хозяйства. А это значит, что сфера АПК может и должна быть привлекательна для молодых кадров. Правда, есть нехватка грамотных специалистов, за которыми будущее.
Так если всё-таки есть желание пойти работать в сферу АПК, то, какие перспективы с точки зрения карьерного и финансового роста реальны. Да и какими вообще качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в АПК. Попробуем разобраться.

Высшее образование: профильное или нет?

Разумеется, выпускники профильных ВУЗов в приоритете. Работодатели готовы инвестировать и обучать дальше. Ведь с молодыми кадрами дефицит. Средний возраст специалиста в АПК России варьируется в диапазоне 45-60 лет. Сегодня эту тенденцию необходимо менять и это получается. Агропромышленные компании создают свои обучающие центры, чтобы вложить в молодого специалиста практические знания. Если есть желание только «прощупать почву», то на последних курсах ВУЗов можно попасть на практику в агропромышленную компанию. Цель – погрузиться в среду, понять её специфику и сделать выводы.
И всё же образование, которое не является профильным, не стоит воспринимать как ограничение для работы в сфере АПК. Напротив, если специалист, например, является выпускником технического или математического факультета, то полученные знания можно успешно применять в сельском хозяйстве. Главное – найти область применения для этих знаний и умело их использовать.

Кадры в производстве

В производственной нише, в «полях» наиболее востребованы: агрономы, трактористы-механизаторы, инженеры-биотехнологи. Это краткий пример фундаментальных профессий, которые являются основой сельского хозяйства. Можно сколько угодно говорить про инновации и цифровизацию, но без грамотного «базового» персонала построить успешную компанию в сфере АПК невозможно.

Важно подчеркнуть, что сейчас очень востребована специальность оператора высокотехнологичной техники: беспилотные комбайны/опрыскиватели; операторы дронов – это перспективные профессии будущего.

Кадры в офисе

При этом кадры нужны не только «на земле», но и в офисе. Например, сейчас велик спрос на IT-специалистов, программистов по селекции. Кадры, которые способны «оцифровать» сельское хозяйство на пике. Также крайне востребованы менеджеры по продажам и руководители. Эти категории специалистов могут иметь непрофильное образование. Но должны быть готовы к дополнительному обучению на базе компании-работодателя и погружению в сельское хозяйство.

Доход

Если говорить об уровне заработной платы, то очевидно, что она зависит от должности, круга компетенций специалиста и региона. Например, менеджер по продажам, IT-специалист могут зарабатывать от 60 000 до 300 000 рублей. Всё зависит от системы мотивации компании и её подхода к этому вопросу. К слову, менеджеру по продажам на формирование стабильной клиентской базы понадобится от полугода, так как в АПК есть сезонность и специфика выхода на людей, принимающих решения. Примерно через год можно выйти на стабильный уровень дохода в 120 000 рублей в месяц. Далее расширить уровень своих компетенций и претендовать на более высокие премии.

Если говорить о производственных специальностях, то картина примерно такая: агроном от 70 000 рублей и выше, тракторист-механизатор от 50 000 рублей и выше, инженер-биохимик от 65 000 рублей и выше. Здесь также есть система мотивации и социальные гарантии. Если специалист приезжает из другого региона, то, как правило, дополнительно к заработной плате стабильные компании покрывают затраты на проживание и питание. Важно, что «полевые» специальности (как тракторист-механизатор, например) отличаются сезонностью. Во время посевных и уборочных кампаний зарплаты зачастую существенно вырастают, но при этом график работы становится ненормированным.

Вопиющий случай

К сожалению, время от времени приходят тревожные новости о том, как низко оплачивается труд работников сельского хозяйства в регионах. Например, после посевной работникам предприятия деревни Русская Тавра (Свердловская область) стали выплачивать заработную плату продовольственными карточками. Нонсенс в том, что карточки эти родом из Советского союза. Сейчас это просто-напросто бумажка. Руководитель предприятия договорился с несколькими местными магазинчиками, в которых эти карточки люди могли отоварить. Разумеется, в сети супермаркетов с такой «валютой» не пойти.

Позитивные тенденции

Не стоит думать, что вышеописанный случай – вариант нормы. Вовсе нет. Стабильные и развивающиеся компании, напротив, оптимизируют систему оплаты труда, разрабатывают нематериальные рычаги мотивации сотрудников.

Например, не так давно в Брянской области прошло отраслевое сельскохозяйственное мероприятие. Под открытым небом самые крупные предприятия показывали свои достижения. Честь одного из агропромышленных холдингов отстаивали профессиональные ковбои. Для всех желающих они проводили бесплатный мастер класс по лассо.

Также крайне популярным стали гонки на тракторах. Сельскохозяйственные ралли с участием трактористов-механизаторов проходят ежегодно в Ростовской области. Это тот самый пример тимбилдинга, сплочённости и роста, который необходимо вкладывать в работу каждой компании АПК.

Корпоративная культура

Что касается корпоративной культуры, то сейчас предприятия сельского хозяйства активно работают над её развитием, предлагая социальные гарантии, развивая сотрудников. Если раньше сотрудники в «полях» и офисе были отделимы друг от друга, то на текущий момент всё больше делается шагов по интеграции специалиста из офиса в полевые условия и наоборот. Важно понимать, как построен процесс, что стоит за продажей оборудования, удобрений, зерна или кормов. Всё это «внутренняя кухня», которую необходимо знать. Сотрудники разных уровней и компетенций должны знакомиться, общаться и понимать сложности и перспективы. Над этим нужно много и упорно работать, но такая работа ведётся. Соответственно, специалистам АПК нужно настроиться на частые командировки. При этом служебные поездки практикуются как в «поля», так и в офис. Так налаживается обмен опытом, более детальное погружение в специфику сельского хозяйства и принципов работы каждой конкретной компании.

Вывод

АПК растёт, рынок нуждается в молодых профессионалах. Есть передовые хозяйства, способные достойно оплачивать труд. Нужны люди, у которых есть мотивация работать и развиваться – это уже половина успеха. Помимо денежной мотивации компании развивают корпоративную культуру, организуют уникальные мероприятия, в том числе спортивные. Это объединяет людей, формирует командный дух и мотивирует к достижениям.

Серьезные компании настроены на развитие молодых кадров, готовы инвестировать свои средства и возможности (обучать, направлять на новые производства для обмена опытом). Главное – желание развиваться и готовность к ответному сотрудничеству с сельскохозяйственными предприятиями
1286

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: