«Приходилось практически спать в борозде»: картофельные сердечные узы
Моя компания «Техноград» занимались продажей техники для сельхозпроизводителей. Затем мы решили подписать дилерский договор с компанией, которая производила технику для производителей картофеля. Техника была отличная, а компания новая, малоизвестная на рынке, поэтому вполне логично и спонтанно возникла мысль – а не заняться ли нам самим картофельным производством. Завод-производитель воспринял это как вызов, предоставил нам технику в лизинг и в первый же год мы посадили 115 гектаров картофеля.
— Сложно было поначалу? Как вы решали проблемы?
В первое время приходилось спать практически в борозде, чтобы понять, как растет картошка, что там происходит, чем обрабатывать, чтобы добиваться каких-то значимых результатов. Когда мы 15 лет назад получили первый урожай, в округе все фермеры ездили посмотреть, расспросить, как нам удалось получить урожайность 300 центнеров с гектара. Раньше в Березовском районе подобного урожая картофеля не наблюдалось. Кроме того, 30% картофеля было в форме сердца, и я понял, что картошка со мной всерьез и надолго. Так и оказалось.
Если говорить о трудностях, то проблем у фермерских хозяйств всегда хватает и вопросов возникает очень много. Во-первых, низкая стоимость самого продукта. Мне всегда казалось, что цены на картофель растут соразмерно со всей продукцией на рынке. Но оказалось, что это не так, 15 лет назад цена на картофель была 6 рублей, в этом году она ровно такая же. Жаль, этого нельзя сказать о расходах на производство, технику и зарплаты сотрудникам.
И вторая, не менее важная проблема - это нехватка квалифицированных специалистов, бухгалтеров, юристов. У меня нет специального сельскохозяйственного образования, приходилось все изучать, как говорится, «на бегу». Именно поэтому совместно с Аграрным университетом мы создали информационно-консультационный центр «Енисей», благодаря которому фермеры спокойно могут работать в поле, заниматься непосредственно своим делом, а не бегать по инстанциям с кучей бумажек. В центре мы собрали лучших специалистов в области права, экономики, бухгалтерии. Вряд ли небольшому фермерскому хозяйству под силу нанять сразу всех. Поэтому приходят, как начинающие аграрии, так и опытные хозяйственники. Для них мы пишем бизнес-планы, составляем производственные программы, помогаем собрать документы, чтобы они могли получить поддержку государства в виде гранта. Нашу идеи приняли на «ура» и на государственном уровне - нас поддержало Министерство сельского хозяйства и торговли края.
— В наше время любому производителю приходится выдерживать довольно жесткую конкуренцию. Как вы думаете, почему выбирают вашу продукцию?
Мы стараемся слушать своего потребителя, клиента. Мы являемся базовым поставщиком одной из самых крупных торговых сетей в нашем регионе - «Командор». Также мы являемся одним из крупнейших производителей по чищеным овощам. Снабжаем садики, школы, больницы. Требования высокие, но мы отвечаем по своим обязательствам в полном объеме.
—С какими вызовами сталкивались в работе? Приходилось ли сталкиваться с необходимостью в дополнительных финансах? Что обеспечивает экономическую базу работы?
Безусловно, эта проблема возникает. К примеру, школьный комбинат питания, получив от нас продукцию, не рассчитался с нами, более того – в последствии объявил себя банкротом. В такой ситуации нам сложно прогнозировать как контрагент собирается исполнять свои обязательства. Поэтому неоценима финансовая поддержка со стороны Россельхозбанка – у нас налажено сотрудничество вот уже на протяжении нескольких лет.
—Сельское хозяйство, фермерство сейчас и 20 лет назад: в чем разница? За счет чего произошли положительные изменения? Что еще предстоит сделать?
Сегодня у многих фермеров есть техника, которую мы десять-пятнадцать лет назад видели только на картинках. Многие из них обладают технологиями, о которых мы тогда могли только мечтать. Современные предприятия обладают большим потенциалом, имеют замкнутый цикл от поля до покупателя. Естественно, выросла и урожайность, и выход продукции с гектара. И в целом, количество сельхозпроизводителей увеличилось. Конкуренции 15 лет назад было меньше, продавать было проще. Но соизмеряя курс доллара, то продукция стоила гораздо дороже, нежели на сегодняшний момент.
—Расскажите о планах на ближайшее будущее.
Увеличить объемы производства минимум в два раза. Снизить стоимость продукции и стать еще доступнее для своего клиента.
— Что для вас главное в бизнесе?
Любое предприятие создается с целью получения прибыли. Это дает возможность бизнесу существовать, вкладываться в новые технологии, создавать рабочие места, платить зарплаты. Но если отойти от формальности, то, когда мы только начинали свое производство, к нам часто обращались бабушки. Покупая у нас картофель, они говорили: «Спасибо, сынок». Это «спасибо» и есть самое главное и ценное для нас, именно оно дает нам силы двигаться дальше
1400
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:
Другие материалы из раздела "Овощеводство"
КАТЕГОРИИ
Журнал «АПК-ЮГ» рекомендует
ПОДПИШИСЬ НА ВЕСТНИК АГРОПРОМА
Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите