Нужен ли хлеборобу комфорт
Хлеборобу старому и опытному, помнящему ещё лихолетья Великой отечественной войны, 70-летие окончания которой нынче отмечаем, сам вопрос покажется надуманным, праздным и никчёмным. И от самого слова «комфорт» повеет ему чем-то городским, изнеженным, исключительным и чужеродным для российского села. Неведом комфорт ни прадедам-хлеборобам, работавшим с мотыгами да буйволами, ни дедам, работавшим с плугами да лошадьми. И современным хлеборобам, работающим с тракторами, комбайнами и прицепной техникой комфорт лишь снится, особенно после просмотра бравурных и напыщенных фильмов типа «Кубанские казаки». Правда, в современных тракторах и комбайнах, особенно импортных, появились кондиционеры и электронные маршрутизаторы — комфортом запахло. Естественно, с кондиционером трактористу и комбайнёру работать стало комфортнее, а с маршрутизатором — прикольнее (знай наших!).
В отличие от хлеборобов, что такое комфортная работа, давно почувствовали представители других профессий. Лётчик, включивший автопилот. Оператор, находящийся около робота в цехе автомобильного концерна «Тайёта». Конструктор, сидящий в удобном кресле перед компьютером с программой «Автокад». Перечень можно продолжать, увеличив его многократно. Но и из приведённых примеров видно, что основой комфорта является умная техника. Как правило — это автоматы.
Вы видели на современных зерновых полях автоматы? Я не видел. Думаю, их нет. Нет ни в Америке, ни в Аргентине, ни, тем более, - у нас в России. Робкие попытки автоматизировать отдельные процессы в зерновом производстве есть, но они погоды не делают в плане комфорта. Почему же их нет? Их нет потому, что земледельцам вообще, и хлеборобам в частности, ни правительства разных стран, ни бизнесмены, ни конструкторы первостепенного внимания не уделяли никогда. Ни в старину, ни в советское время, ни в нынешние времена. Обидно. Но факт. Для обороны находятся и ресурсы, и выдающиеся конструкторы, и патриоты. А ведь не автомат Калашникова «всему голова», а — хлеб.
38 лет тому назад безызвестным конструктором из сибирского городка, ни с того, ни с сего был предложен автомат для производства зерна. Управлять его автоматом мог, в принципе, один человек, работая в полном комфорте, как пилот авиалайнера с автопилотом. Поступок конструктора вызвал массу вопросов и у того, кто с ним рядом работал, и у тех, кто профессионально специализировались на сельскохозяйственной технике. Как это? Так быть не может. Во всё мире работают десятки и сотни специальных НИИ и КБ, сельскохозяйственных академий — они не смогли, а какой-то там «из Сибири» - смог. Не может такого быть. И по сей день мнение это не изменилось, хотя на свой автомат для производства зерна конструктор из Сибири получил 13 патентов на изобретения. Можете удивляться, а можете и принять как должное и обычное. В истории «мы тьму примеров знаем».
Известный в Сибири учёный Феликс Иванович Перегудов (к сожалению, безвременно ушедший из жизни), ознакомившись с проектом автомата упомянутого выше сибирского конструктора (с АМАК-системой), сказал ему: «Если бы ты изобрёл нечто аналогичное для обороны, нефти или газа, то твой автомат внедрили бы молниеносно, а для сельского хозяйства... Сам понимаешь». Известный конструктор Михаил Тимофеевич Калашников так и поступил. Сегодня автоматов Калашникова в мире произведено около 100 миллионов единиц и все «в деле», а автоматов безызвестного сибирского конструктора — ноль. Первый автомат предназначен убивать людей, второй — кормить их. Такова современная цивилизация. А цивилизация ли?
Ю. Жуков
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите