Неравная борьба с ожирением и болезнями — выигрыш возможен!

Неравная борьба с ожирением и болезнями — выигрыш возможен!

Страны ЕС приняли новую маркировку продуктов питания, но не включили цветное графическое обозначение в область обязательного. В связи с этим Европейский союз потребителей (BEUC) открыто заявил об упущенной возможности в области профилактики неинфекционных болезней и ожирения.

Маркировка «Светофор» в Великобритании

Согласно исследованиям, покупатели обращают больше внимания на лицевую сторону упаковки, чем на оборотную. Выделение цветом вредных для здоровья элементов значительно бы упростило выбор продуктов питания для всех категорий населения.

Официальная статистика за 2014 год: в мире избыточный вес зафиксирован у 1,9 млрд (39%) людей в возрасте от 18 лет и старше, у 600 млн (13%) диагностировано ожирение. В странах ЕС и в России ожирение является весомым фактором приводящим к смерти от заболеваний сердца и сосудов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) настаивает на введении стандартной (общей для всех стран) маркировки продуктов. Франческо Бранка, представитель Департамента питания для здоровья и развития ВОЗ, заявляет: «Нам нужно больше ясности!», обращая внимание на то, что сейчас лицевая маркировка одного товара может графически выглядеть одинаково, но при этом предоставлять отличающуюся информацию, подстраиваясь под предпочтения жителей разных государств. В одних случаях это будет, к примеру, надпись «без соли», в других «без насыщенных жирных кислот»... Но о высоком количестве сахара, трансизомеров и калорий в тех же продуктах может быть указано лишь на задней стороне упаковки мелким шрифтом. Такой подход дезинформирует людей, заставляя делать выбор в пользу продуктов лишь кажущихся подходящими для здорового питания.

Россияне — не исключение. Наши покупатели тоже обращают внимание на яркие надписи: «натуральный», «фермерский», «без холестерина», зачастую являющиеся лишь маркетинговым ходом привлекающим внимание и не несущие никакой значимой информации. Цветной маркировкой международного образца пользуются лишь единицы производителей и то выборочно, указывая только угодные им составляющие. Производители поняли давно, так как отсутствует регулирование этой маркировки, а внимание покупателей она обращает много, то ее можно использовать в выгоду себе.

Решение в цвете

Сейчас между странами и производителями достигнуто общее соглашение по указанию на этикетках содержания трансизомеров жирных кислот, насыщенных жирных кислот, сахара и соли. Осталось решить один вопрос: в каком виде давать информацию покупателю?

В журнале «Obesity» опубликованы результаты исследования, проведённого центром Life & Brain в Бонне, в котором изучалась реакция потребителей на новую цветную маркировку «Светофор». Все важные компоненты продукта на ней выносятся на лицевую часть этикетки, разбиваются на три группы: полезные, безопасные, вредные и для наглядности отмечаются, соответственно, зелёным, жёлтым и красным цветом. 35 участников эксперимента оценивали этикетки отдельных продуктов, а учёные исследовали деятельность их головного мозга. Этикетки испытуемым давали двух видов: обычные, на которых информация представлялась в виде граммов и процентов на порцию и цветные, в вышеописанном формате «Светофор».

Подводя итоги исследования, профессор Вебер заявил, что цветная маркировка повышает способность людей противостоять нездоровым продуктам питания и косвенно усиливает значимость пользы правильного питания для собственного здоровья.

Лаура Энакс из Центра экономики и нейробиологии Боннского университета, первый автор исследования, утверждает: «Маркировка «Светофор» позволяет людям, принимающим решение о покупке, более тщательно оценить полезность продуктов для здоровья и быстро сделать правильный выбор».

Кроме того, за продукты с зелёной маркировкой испытуемые готовы были платить больше, а с красной — меньше.

Таким образом, цветная маркировка «Светофор» полностью соответствует пожеланиям ВОЗ сделать информацию о составе продукта достоверной, понятной и легкочитаемой для всех.

Проблемы «светофоров»

Польза маркировки «Светофор» для потребителей очевидна, однако производители не так единодушны. FoodDrinkEurope опасается, что подобный шаг может фрагментировать внутренний рынок ЕС.

Тем временем положительный опыт цветной маркировки продуктов имеется в Великобритании. Там «Светофор» применяется в добровольном режиме с 2006 года и это не мешает работать на британском рынке таким мировым гигантам, как Mars, Coca-Cola, Pepsico, McCain, Kraft Foods и Nestlé. Мало того, эти компании активно улучшают свои продукты, выводя их полностью в зелёный спектр, что позволяет серьёзно повысить продажи.

Россия — вперёд?

Россия производит товары на экспорт и вопросы изменения этикеток коснутся нас обязательно. Нерентабельно менять часть этикеток, разделяя товары для экспорта и внутренней продажи. Таким образом, до декабря 2016 года российским производителям придётся начать указывать на упаковке список калорий, углеводов, белков, соли, общего жира и насыщенных жиров, а также процент их суточной дозы в порции или 100 граммах (миллилитрах). Информацию предписано подавать любыми способами, являющимися объективными и не создающими препятствий при перемещении товаров.

«Сейчас у нашей страны есть великолепный шанс сделать рывок в области правильного питания, внедрив обязательную цветную маркировку «Светофор» на лицевой стороне упаковки, соответствующую всем современным мировым требованиям. Это позволит не только получить конкурентное преимущество перед аналогичными товарами, произведёнными в других странах, открыть новые рынки для российских товаров, но прежде всего — донести населению правду о составе продуктов, помогая выбирать наиболее здоровые, — говорит Зинаида Медведева, исполнительный директор Национального исследовательского центра «Здоровое питание», — Задача маркировки — привлечь внимание потребителей и информировать о составе продукта. Правильный выбор подходящего питания является эффективной первичной профилактикой ожирения, а значит и сердечно-сосудистых заболеваний. Введение обязательной цветной маркировки «Светофор» не требует больших финансовых вложений, но способно принести огромную пользу всему населению России — справиться с эпидемией неинфекционных заболеваний и продлить жизнь населению нашей страны».

Материал предоставлен АНО «Национальный исследовательский центр «Здоровое питание»

4617

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Другие материалы из раздела "Наука и технологии"