Лосося больше, квоты дольше

Лосося больше, квоты дольше

В настоящее время на прилавках российских магазинах можно встретить красную рыбу в основном норвежского производства. Генеральный директор группы компаний «Русское море» Дмитрий Дангауэр привел данные, по которым из 200 тыс. т семги, попавшей в Россию в прошлом году, ¾ приходилось как раз на долю продукции из соседней северной страны.

Российский лосось на рынке представлен весьма скромно – в прошлом году в нашей стране было искусственно выращено около 20 тыс. т лососевых. Однако лидеры российской рыбной отрасли, компании «Русское море» и «Русский лосось», собираются приложить все усилия для изменения ситуации. Упомянутый выше г-н Дангауэр недавно сообщил о готовности «Русского берега» осуществлять искусственное производство 70 тыс. т семги и форели. В среднесрочной же перспективе, к 2018—2020 гг. «Русское море» собирается производить до 30 тыс. т рыбы в год. Самая большая доля от этого объема будет приходиться на семгу, выращиваемую на мурманских фермах.

Еще более амбициозны планы «Русского лосося», имеющего дочерний статус по отношению к компании “Балтийский берег». «Русский лосось» вот уже четыре года выращивает семгу в Мурманской области. В этом году будет достигнута цифра в 20 тыс. т, а через пять лет, нарастив сеть производств, компания рассчитывает взять планку в 80-100 тыс. т семги в год.

Главы Рыбного союза Сергея Гудкова, давая комментария по этому поводу, высказал сомнение в возможность реализовать такие масштабные проекты без финансовой и организационной помощи государственных структур. В качестве потенциальных проблем он упомянул отсутствие необходимого управленческого опыта, а также экологические риски, опасность распространения инфекционных заболеваний и биотерроризм.

Был поднят вопрос об участии государства в разрешении проблем российской аквакультуры и в обращениях, направленных В.В. Путину и Д.А. Медведеву бывшими высокопоставленными руководителями рыбного сегмента и Российским союзом промышленников и предпринимателей. В обращениях было высказано предложение не только не отменять «исторический принцип» распределения квот на добычу водных биологических ресурсов (ВБР), а, напротив, увеличить его срок в 2-2,5 раза, с 10 до 20-25 лет. Эта инициатива стала реакцией на слова руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева о необходимости пересмотра нынешнего порядка распределения квот, который, по его мнению, способствует большому количеству нарушений закона «О конкуренции». Глава ФАС, выступая с докладом «О развитии конкуренции в рыбохозяйственном комплексе», подверг жесткой критике схему, действующую в рыбной отрасли в настоящий момент. В 2008 г. необходимость ведения рыбохозяйственной деятельности в течение трех и более лет вошла в число условий получения квот на вылов. Те игроки рынка, которые не имеют подобного опыта, получили возможность приобретения освободившихся квот на аукционах или путем покупки владеющей квотой компании. В ФАС существует уверенность, что подобный порядок вещей стал причиной монополизации отрасли, сосредоточения квот в руках небольшого числа собственников и сооружения непроходимого барьера для новых игроков, желающих попасть на рынок. Чтобы устранить эти негативные явления, представители ФАС в сентябре на совещании у вице-премьера А. Дворковича, занимающегося вопросами сельского хозяйства, выдвинули предложение касательно отмены «исторического принципа» в 2018 г., когда квоты будут распределяться заново.

Авторы обращений к руководителям России, напротив, считают, что именно квотирование способствовало декриминализации рыбной отрасли и приобретению ей легального состояния. По словам бывших чиновников, до 2008 г. почти десятилетие было потрачено на апробацию «различных методов управления водными биоресурсами — от ежегодного распределения квот чиновниками до биржевых торгов,— и именно тогда в ней процветали браконьерство и коррупция».

Обращение РСПП, в свою очередь, информирует, что в это десятилетие финансовые результаты рыбохозяйственных предприятий оставались отрицательными, а ежегодные инвестиции не превышали 1,5 млрд руб. После же принятия ныне действующей схемы распределения квот бизнес получил правовые гарантии на десять лет (именно на такой срок предоставляются квоты), следствием чего стало увеличение финансового результата от каждой тонны выловленной рыбы в среднем с 1,6 тыс. руб. в 2007 г. до 5,4 тыс. руб. в 2012 г. Ежегодный объем вылова водных биологических ресурсов российскими рыбаками равен 4,2 млн т, или 10-12 млрд в денежном эквиваленте. Инвестиции в рыболовство за это же время увеличились с 2,8 млрд до 7,1 млрд руб. в год. Все это дает основания РСПП и рыбак выдвинуть предложение о том, чтобы не только не отменять «исторического принципа» распределения квот, но и увеличить сроки их использования с нынешних 10 до 20-25 лет.

Заметное событие произошло и в рыбной отрасли Юга России. Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 августа 2013 г. № 293 «Об утверждении правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна». Этот документ регламентирует новый порядок ведения рыбного промысла в Азовском море.

Теперь рыбодобывающие организации имеют возможность проведения весеннего промысла бычка механизированными драгами, а также тралового промысла хамсы в предпроливье Азовского моря и Керченском проливе, пиленгаса и тюльки непосредственно в Азовском море. Кроме того, устанавливается ряд ограничений по количеству используемых судов, разрешенным квадратам и срокам промысла. Разрешено осуществлять в Черном море прибрежный промысел с использованием судов хамсы, кильки и ставриды без предоставления рыбопромысловых участков. Будет позволен и промысел скатов и акулы-катран в Керченском проливе, пиленгаса в азовских лиманах, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением Ейского, Бейсугского и Ахтарского.

Документом ограничиваются некоторые возможности как рыбодобывающих организаций, так и частных лиц. В частности, запрещен любительский лов рыбы в Ейском, Бейсугском и Ахтарском лиманах в период с 1 февраля по 1 мая. Рыболовам-любителям запрещено вылавливать виды рыб, выращиваемые в целях товарного рыбоводства на рыбопромысловых участках, предоставленных для осуществления товарного рыбоводства. Введен и запрет на подводную охоту в ночное время суток с использованием осветительных приборов. Установлены ограничения и на использование гражданами маломерных и прогулочных судов в период нереста.

Для рыбодобывающих организаций выработаны дополнительные ограничения на вылов камбалы-калкан в Черном море. Возрос срок запретного периода, до 40 см увеличилась минимальная промысловая мера, увеличен и минимальный размер ячеи для сетных орудий лова. Определены границы запретного для промысла района в Бейсугском лимане. В дополнение к прочему запрещено вести промысел без лица, ответственного за вылов водных биоресурсов.

По словам представителей Минсельхоза, новые правила должны поспособствовать увеличению объема вылова водных биологических ресурсов, запасы которых сейчас не осваиваются в полном объеме (хамса, бычок, тюлька). Регламентированные документом дополнительные ограничения направлены, прежде всего, на сохранение и уменьшение промысловой нагрузки на водные биоресурсы, запасы которых невелики или подвержены частым количественным изменениям (камбала-калкан, судак, тарань, осетровые).

Прокомментировать последние события в рыбной отрасли нашей страны мы попросили одного из наиболее квалифицированных и авторитетных экспертов этого направления, председателя Общественного совета при Росрыболовстве Александра Анатольевича Суворова.

Александр Анатольевич, каково на сегодняшний день состояние дел в российском рыбоводстве в целом? Есть ли уже первые ощутимые результаты принятия Закона об аквакультуре?

Действительно, в текущем году был принят долгожданный Закон «Об аквакультуре». Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области. Одним из основных положений данного закона является то , что рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Конечно, ждать сиюминутных результатов от принятия базисного документа не стоит. Между тем, сам факт принятия закона даст неоспоримый стимул развитию этого сегмента в рыбной отрасли страны в ближайшие 2-3 года, придаст инвестиционную привлекательность. Думаю, что к 2020 г. мы доведем производство рыбы и морепродуктов в аквакультуре до 420-450 тыс. т.

В целом, аквакультура во всем мире считается одним из ключевых факторов насыщения внутреннего продовольственного рынка. Сегодня – это самый динамично развивающийся рынок, одна из самых динамично развивающихся отраслей. Эта мощно развивающаяся отрасль мировой экономики в настоящее время обеспечивает более трети потребления населением планеты рыбы и морепродуктов. Во всем мире наблюдается тенденция увеличения искусственного выращивания рыбы и других гидробионтов.

В настоящее время аквакультура и ее составная часть марикультура, являются одним из самых быстро развивающихся направлений в освоении биоресурсов Мирового океана. Преимущества марикультуры основаны на более низких, по сравнению с промыслом, энергозатратах, приближенностью к береговым обрабатывающим комплексам, отсутствием зависимости от сырьевой базы, возможности поставлять на рынок продукцию стабильного качества в любое время года. За последние четыре десятилетия производство продукции аквакультуры выросло более чем в 100 раз и составляет более 55% мирового вылова рыбы. Таким образом, продовольственная безопасность многих стран мирового сообщества становится очевидно зависимой от темпов роста аквакультуры и ее устойчивого развития.

Что касается России, то та картина, которую мы видим сейчас, к сожалению, нас не радует. По данным Росрыболовства, на этой территории в сфере аквакультуры работает порядка 2,5 тысяч хозяйствующих субъектов различных форм собственности (большинство из которых малые и средние предприятия). В то же время РФ производит только 0,2% (135-140 тыс. т) мировой продукции аквакультуры. Вместе с тем наша страна располагает крупнейшим в мире водным фондом, пригодным для ведения деятельности в области аквакультуры – это 225 тыс. кв. км озер, 43 тыс. квадратных километров водохранилищ и 520 тыс. км водной глади рек, а также огромные площади прибрежных акваторий морей.

Как Вы относитесь к амбициозным планам компаний «Русское море» и «Русский лосось» вытеснить норвежскую красную рыбу с российского рынка к 2020 г.? Насколько это реально?

За последние 5 лет импорт семги и форели увеличивался. Так, в 2012 г. к 2011 г. импорт охлажденной и мороженой семги и форели в основном из Норвегии, Чили, Фарерских островов, Дании – увеличился на 53,3% с 138,6 тыс. т до 212,5 тыс. т. В последние годы инвестиции Русского моря и других компаний, включая Балтийский берег, в развитие аквакультуры растут. Думаю, что к 2020 г. мы можем за счет развития собственной аквакультуры удовлетворить потребность внутреннего рынка в лососевых видах рыб и прежде всего в свежей и охлажденной рыбе. Также не будем забывать на отечественный вылов лососевых рыб на Дальнем Востоке. Так, за последние 3 года среднегодовой вылов составил около 460 тыс. т.


 Как Вы оцениваете обращения РСПП и бывших руководителей рыбной отрасли, которые предложили президенту и премьер-министру не только не отменять «исторический принцип» распределения квот на добычу водных биологических ресурсов (ВБР), а, напротив, увеличить его срок в 2-2,5 раза, с 10 до 20-25 лет?

Увеличение срока выделения квот на добычу водных биоресурсов на основе исторического принципа распределения квот, в целом, позитивно отразится на развитии экономики рыбной отрасли. Так как обладатели квот буду иметь долгосрочный горизонт планирования своей финансово-хозяйственной деятельности, в целом сделают отрасль инвестиционно привлекательной. Увеличение срока обладания квотами придаст стимул для строительства и модернизации рыболовецкого флота и производственных мощностей. Сделает инвестиционные проекты и проектное финансирование направленное на обновление основных фондов рыбной отрасли – окупаемыми на период долгосрочного обладания квотами.

Можно ли считать большой объем вылова лосося на Аляске в этом году и последующую его поставку благом для российского потребителя, получившего возможность купить деликатес по сниженной цене? И не станет ли это, в свою очередь,  определенным ударом для отечественного производителя?

Рост вылова лососевых на Аляске, безусловно, создаст здоровую ценовую конкуренцию на мировом рыбном рынке и сформирует, в конечном итоге, тренд на понижение мировых цен на лососевые (горбуша, кета, нерка и др.). В этом году, мы выловили свыше 390 тыс. т лососевых на Дальнем Востоке, что на 12% ниже 2012 г. (445 тыс. т). В любом случае, от этого выиграет наш потребитель. Потребность нашего внутреннего рынка в лососевых около 450-500 тыс. тонн. Соответственно, на фоне роста российского экспорта лососевых (в основном в страны Юго-Восточной Азии) без импорта нам не обойтись (см. справку). В то же время по итогам 2013 г. на фоне роста экспорта и снижения импорта охлажденной семги и форели внутренний объем рынка лососевых снизится на 3-5% по сравнению с 2012 г.

Можно ли говорить, что одной из главных проблем российской рыбной отрасли является неразвитость инфраструктуры (в частности, в Мурманской области)?

Да, безусловно. В рыбной отрасли, как в Северо-Западном, так и Дальневосточном округах, присутствует высокая степень изношенности основных фондов (до 80%), включая морозильные склады, технические сооружения, морские причалы и подъездные пути, изотермические вагоны и др. Необходимо строительство и модернизация холодильников, распределительных центров и ж/д транспорта.

 
 Есть ли у Вас сформировавшееся мнение по поводу состояния аквакультуры на Юге России (Дон и Азово-Черноморский бассейн)?

В Южном федеральном округе зарегистрировано порядка 800 организаций осуществляющих деятельность по аквакультуре. В 2011 г. в указанном регионе произведено 39,4 тыс. т товарной продукции, что составило 33,8% от общего выращенного объема. Большая часть продукции производится в Ростовской (17,6 тыс. т, 48 предприятий), Астраханской (10,5 тыс. т, 123 предприятия) областях и в Краснодарский крае (7,9 тыс. т, 557 предприятий). Основными объектами выращивания являются карп и растительноядные рыбы. Стоит отметить, в субъектах Центрального федерального округа, объемы производства товарной продукции значительно ниже, чем в Южном федеральном округе, хотя объекты выращивания такие же - карп и растительноядные. Южный округ имеет высокий потенциал развития аквакультуры и марикультуры, так как регион обладает хорошими природно-климатическими условиями и водными ресурсами (на востоке федеральный округ ограничен Каспийским морем, на западе — Азовским и Чёрным морями) для развития и увеличения объемов производства продукции аквакультуры в Южном округе на ближайшую перспективу.

По итогам первых 9 месяцев 2013 г. объем отечественного рынка лососевых в динамике продолжает сокращаться, сообщает Информационное агентство по рыболовству.

Справка:

За первые 9 мес. 2013 г. объем рынка лососевых сократился на 9,1%

По итогам первых 9 месяцев 2013 г. объем отечественного рынка лососевых в динамике продолжает сокращаться, сообщает Информационное агентство по рыболовству.

За январь-сентябрь 2013 г. по отношению к январю-сентябрю 2012 г. объем отечественного рынка лососевых сократился на 9,1% до 414 тыс. тонн (за январь-август 2013 г. к январю-августу 2012 г. сократился на 11,4%).

По оперативным данным ЦСМС за анализируемый период отечественный вылов лососевых сократился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 4%,  или 14 тыс. т до 371 тыс. т.

В то же время, экспорт лососевых вырос на 54% (за январь-август 2013 г. к январю - августу 2012 г. рост на 45,5%) или 30,3 тыс. т до 86,3 тыс. т. Соответственно, за анализируемый период из общего объема вылова лососевых – 24% пошло на экспорт в основном в страны Юго-Восточной Азии. При этом средняя экспортная цена на нерку за январь-сентябрь 2013 г. по отношению к январю-сентябрю 2012 г. выросла на 0,8% до 4,33 долл. США/кг, а по прочим лососевым (горбуша, кета) – на 7,6% до 1,8 долл. США/кг.

На фоне сокращения вылова лососевых импорт охлажденной и мороженой семги и форели (в основном из Норвегии и Чили) за анализируемый период незначительно увеличился на 2,6% (за январь-август 2013 г. к январю - августу 2012 г. рост на 5,1%) до 143,8 тыс. т. В то же время, по охлажденной семге и форели произошло сокращение импорта - на 22,2% до 89,1 тыс. т. Относительному росту импорта аквакультурной семги и форели за анализируемый период способствовал высокий темп роста импортных цен на охлажденную рыбу. За январь-сентябрь 2013 г. по отношению к январю-сентябрю 2012 г. средняя импортная цена килограмма охлажденной семги увеличилась на 41,9% с 4,91 долл. США/кг до 6,97 долл. США/кг, а по охлажденной форели – на 32% с 5,28 долл. США/кг до 6,98 долл. США/кг. При таком темпе роста импортных цен, российские импортеры охлажденной семги и форели либо снижали объемы импорта, либо полностью отказывались от приобретения импортной рыбы.

«Таким образом, - отмечает руководитель Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов, - на фоне снижения вылова лососевых на Дальнем Востоке продолжает в динамике увеличиваться экспорт и сокращаться импорт охлажденной семги и форели, которые в конечном итоге повлекли сокращение общего объема отечественного рынка лососевых. Учитывая сокращение внутреннего рынка лососевых, а также сезонное увеличение спроса и потребления рыбы и морепродуктов, в IV квартале 2013 г. на внутреннем рынке мною прогнозируется дефицит и рост цен на эти виды рыбы и продукцию из нее. При этом сокращению объема рынка лососевых будет способствовать рост экспорта, вызванный ростом мировых цен и снижением с 1 сентября 2013 г. вывозных пошлин на мороженую рыбу с 5% до 3,75%. В целом, потенциальная емкость внутреннего рынка лососевых составляет около 450-470 тыс. т. Соответственно, по итогам 2013 г. при таких значительных темпах роста экспорта лососевых и снижения импорта охлажденной семги и форели можно ожидать сокращение (на 3-5%) объема внутреннего рынка лососевых».



 

Источник: журнал АПК-ЮГ
2371

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Другие материалы из раздела "Рыбоводство"


Рыбоводство 2371
Лосося больше, квоты дольше
Рыбоводство 2371
Лосося больше, квоты дольше
Рыбоводство 2371
Лосося больше, квоты дольше
Рыбоводство 2371
Лосося больше, квоты дольше