Комментарий. Закон об агростраховании: «Твердая тройка с маленьким минусом».

На обсуждение горячей темы были приглашены свыше 80 представителей страховых компаний, банков, Минсельхоза РФ, отраслевых союзов, Международноой Ассоциации агрострахования, НИИ, экспертов, братьев-славян с Украины.

Молодой замдиректора департамента экономики и анализа Минсельхоза РФ Александр Карпушин привел свежие данные, как говорится «с пылу жару»:

– На текущий год на страхование с господдержкой заложено 6 млрд. рублей: 5 млрд. – на растениеводство и 1 млрд. – на животноводство (с 2013 г.). На 5 декабря в регионы перечислено 3,6 млрд., в том числе растениеводам – 3,4 млрд,, животноводам – 231 млн. рублей. В этом году планируется освоить 4,6 млрд. рублей (4,4 млрд. – растениеводство, 276 млн. – животноводство). На 1 декабря застраховано 10 млн. га (в 2012 г. – 12,9 млн. га – Авт.). Лучше всех дела поставлены в Приволжском федеральном округе, где застраховано 4 млн. га, хуже – в Северо-Западном – застраховано лишь 41 тыс. га.

Поясню: некоторое снижение связано с тем, что в текущем году общая страховая стоимость тарифа превышала показатели предшествующих лет, поскольку очень сильно подорожало зерно, особенно в начале года. По поводу создания государственной страховой компании Карпушин высказался осторожно: «Мы рассматриваем эту возможность, оцениваем плюсы и минусы. Решение будет приниматься на самом верхнем уровне».

Участники круглого стола с интересом выслушали мнение «из-за бугра». Президент Международной ассоциации агростраховщиков д-р Курт Вайнбергер взвешивал слова и выступил за развитие государственно-частного партнерства в страховании, как это принято в США, Канаде и в странах ЕС. Свое заявление он объяснил растущими природными катаклизмами на планете, неустойчивостью цен. Поэтому во многих странах осуществляется страхование доходов сельхозпроизводителей.

– Нам нужен стабильный сельскохозяйственный сектор, – заявил Вайнбергер. – В связи с ростом населения земного шара (к 2050 году – 9,5 млрд.человек) будет расти спрос на продовольствие. Поэтому надо думать о том, как обезопасить сельхозпроизводителя. Потребуется все больше энергии. Но возможностей больше, чем рисков. Нам надо взаимодействовать с учеными в решении аграрных проблем, нужны тесные отношения с перестрахованием. Принципиально важно увеличение государственных субсидий сельскому хозяйству для стабильного развития в будущем.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Кирилл Черкасов (член ЛДПР) раскритиковал Госпрограмму-20, в которой много нестыковок с реальной практикой, с вызовами природы. «Мы теряем продовольственную безопасность, не идет импортозамещение продуктов. В бюджете на 2014-2015-2016 годы ежегодные расходы на сельское хозяйство составляют всего около $4,5 млрд вместо разрешенного ВТО уровня в $9 млрд. Досталось не только Правительству, но ученым. Запало его справедливое замечание: надо доказать экономическому блоку правительства, что поддержка агрострахования недостаточна. И природные катаклизмы на Дальнем Востоке подтвердили это».

Заместитель руководителя Службы Банка Росссии по финансовым рынкам Игорь Жук, которого К. Биждо представил как «руководителя страхового надзора России», поддержал К. Черкасова: «Да, события на Дальнем Востоке показали, что адекватных действий не было. Просьба к Госдуме: вернуться к корректировке базового закона по агрострахованию, так как новые проблемы возникли. У нас нет единых стандартов, есть проблемы с тарификацией. Перестрахование важно. Надо формировать компенсационный фонд. Твердая тройка с маленьким минусом – такова моя оценка закону об агрострахованию с господдержкой».

С этим мнением нельзя не согласиться, потому что определенный прогресс есть. И как ни критикуют товаропризводители закон, все-таки воровать в регионах государственные выплаты на страхование стали меньше.

Все ждали выступления президента Национального союза агростраховщиков (НСА) Корнея Биждова. Он, как и ожидалось, заявил:

– Новая система реально заработала, не требует кардинальной перестройки, но нуждается в корректировке. В 2012 году страхованием было охвачено 18,5% посевной площади, в 2013 году охват ожидается на том же уровне. Показатели соответствуют мировой практике и превышают значения для ряда стран: в Китае охват равен 15%, в Индии - 14%. Всего компаниями НСА с 1 января 2012 по 1 ноября 2013 года застраховано 5,7 тыс. хозяйств.

Сегодня можно квалифицированно судить о том, как сработало страхование яровых посевов 2012 года, подчеркнул докладчик. Компании НСА заключили 1,8 тыс. договоров, полученная премия составила 3,1 млрд рублей. Убытки понес почти каждый третий аграрий. Поступило около 500 заявлений, страховыми признаны порядка 400 случаев, выплаты составили 1,6 млрд. рублей или около 80% от заявленного ущерба. С учетом доли посевов, застрахованных компаниями НСА, уровень страховых выплат на 1 га застрахованных площадей был в два раза выше, чем обеспечил бюджет (6 млрд рублей)».

Ведущееся сейчас обсуждение показывает, что ожидания и государства, и аграриев, и страховщиков несколько шире. Заговорили о вмененности и даже введения обязательности агрострахования. Со стороны аграриев имеются пожелания расширения страхового покрытия, упрощения процедур и снижения стоимости страхования. Страховщиков, в свою очередь, беспокоит хроническая задержка средств субсидий в большинстве субъектов РФ, немотивированные отказы в субсидировании.

По всей видимости, именно эти направления и будут определять дальнейший вектор направления развития агрострахования, отметил К. Биждов. Создание госкомпании, отвечающей масштабам страны, потребовало бы значительных дополнительных средств, заметно превосходящих ежегодные расходы бюджета на прямую компенсацию потерь АПК от чрезвычайных ситуаций. Однако нет никаких оснований полагать, что госмонополия позволит решить названные выше проблемы, снизить бюрократизм процедур, повысить качество обслуживания аграриев. Зарубежная практика показывает, что государственное агрострахование в стране с разнообразием агроклиматических условий не является эффективным решением и требует постоянного дотирования. В то же время частно-государственное партнерство с работой страхового рынка на основании единых стандартов и правил позволяет развивать и адаптировать страховую систему к любым экономическим реалиям и запросам.

Как известно, Минсельхоз РФ выступает за снижение порога утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур с 30% до 25%, соответствующее заключение на законопроект внесено в Правительство РФ. По этому поводу К. Биждов высказался так: для проведения в жизнь данного предложения потребуется выделить из бюджета 24 млрд. рублей. Это будет очень накладно для казны в условиях сокращения расходов на все программы АПК. Его резюме: действующий закон удовлетворительная основа для совершенствования агрострахования, в течение 2 - 3 лет задачи будут реализованы.

Президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин подчеркнул:

– Судя по охвату страхованием, существенного прорыва достичь не удалось, но шаг вперед сделан. Хотя двух лет недостаточно для выстраивания цивилизованных отношений между страхователями и страховщиками. Пока не удалось окончательно переломить ситуацию в борьбе с «серыми схемами». Производство сельхозпродукции на грани рентабельности. Закредитованность сельхозпроизводителей, отсутствие залоговой базы отражаются на агростраховании. Может быть, есть возможность изменить порядок агрострахования по типу автострахования – там гасится задолженность и страховая выплата осуществляется.

О вмененности агрострахования Скурихин отозвался так: «Пока испытываем недостаток в метеостанциях и имеем другие проблемы преждевременно думать об этом. Вмененность станет дополнительным налогом для крестьян».

Добавлю к сказанному, в интервью автору строк П. Скурихин отметил: «Надо переходить к страхованию непосредственно полей. Сегодня мы имеем такую ситуацию, что страхуется в целом урожай хозяйства. Соответственно, если фрагментарно то или иное поле погибло, то считается «средняя температура по больнице». Если объем погибшего урожая менее 30% от общего валового сбора, то страховое событие не наступило. Это все равно, что в деревне застраховать каждый дом и ждать, пока сгорит 30% деревни. Тогда будет признан страховой случай. Это не совсем логично. В сельском хозяйстве на одном поле будет прекрасный урожай, а на другом – погибнет из-за засухи или дождей. Поэтому в агростраховании целый ряд проблем остаются и это подтверждается нежеланием крестьян страховать посевы».

Дмитрий Маркаров, первый заместитель гендиректора ОАО «Росгосстрах», вмененность охарактеризовал «идеологической проблемой», в идеале должно быть обязательное страхование. Тем не менее, вмененность, по его словам, позволит оптимизировать тариф. Сегодня ставки субсидирования примерно вдвое меньше тарифов. В этой ситуации не приходится удивляться, что компании отказываются страховать, едут в те регионы, где ставки более адекватны. Выступающий повторил свои известные высказывания о нецелевом использовании в регионах бюджетных денег на страхование, сговоре страхователей, страховщиков и представителей администрации регион в создании коррупционных схем («Было время, когда в Алтайском крае не смогли застраховать посевы, потому что всех страховщиков посадили»). «Проблемы агрострахования во многом технологические, связаны экспертизой».

Надеялся услышать о передовом опыте агрострахования в Украине, но президент Объединения страховщиков «Аграрный страховой пул» Виталий Самарский отметил, что в этом году субсидий не было из-за недостатка средств в казне, а политическая ситуация сегодня в стране такая, что сложно строить планы и делать прогнозы. Тем не менее, в Украине идет обсуждение проекта нового закона о страховании сельскохозяйственной продукции, который собираются вводить в 2014 году.

Обсуждение проблем на круглом столе было полезным. Но, как бы то ни было, из критики закона об агростраховании кафтан не сошьешь. Не следует ждать манны небесной сверху и российским крестьянам - нужно терпеливо разъяснять принципы и выгоды страхования посевов, животных, подчеркнул президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов. На разъяснительную работу среди фермеров в США, к примеру, отпускаются весьма кругленькие суммы. Овчинка выделки стоит. Там агрострахованием охвачено 85% сельхозпроизводителей. Нам бы дотянуть до 30 - 40% – это предел мечтаний на сегодня многих участников круглого стола.

 Александр Рыбаков специально для Агентства АгроФакт

1758

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: