Глобальное потепление: спаситель или убийца?

Глобальное потепление: спаситель или убийца?

Ранее в российской прессе неоднократно звучали заявления о том, что глобальное потепление, которое констатируют сегодня ученые, позволит России увеличить посевные площади и значительно укрепить таким образом свои позиции на мировом рынке. Однако эксперты Центра экономики окружающей среды НИУ ВШЭ считают иначе. Недавно они опубликовали доклад, согласно которому Россия может превратиться в импортера зерна. Климатические изменения, вызванные загрязнением атмосферы и парниковым эффектом всерьез угрожают сельскому хозяйству России. В первую очередь речь идет о зерновых. Об этом говорится в отчете «Экономический анализ влияния изменения климата на сельское хозяйство России: национальные и региональные аспекты», подготовленным для представительства Оксфам в РФ сотрудниками Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ.

«Тенденция увеличения нетто-экспорта пшеницы может смениться нетто-импортом, величина которого в 2030 г. может составить $2-3 млрд (в ценах 2004 г.), также возрастет нетто-импорт кукурузы и риса», — приводит выдержки из опубликованного доклада Газета.ru. Такие прогнозы не только контрастируют со стремлением России стать самым крупным поставщиком зерна в мире, но и вообще ставят под вопрос возможности самообеспечения зерном РФ.

За 100 лет (по 2006 г.) по данным сети Росгидромета потепление по России составило 1,29°С при среднем глобальном потеплении 0,74 °С (данные Межправительственной группы экспертов по изменению климата, МГЭИК). То есть климат территории РФ более чувствителен к глобальному потеплению, чем климат многих других регионов.

ВРЕЗКА: Россия «теплеет» гораздо быстрее, чем планета Земля в целом

Собственно, падение урожайности уже наблюдается, говорят эксперты. «В 2012 г. (более благоприятном по сравнению, например, с ужасной засухой 2010 г.) валовой сбор зерновых и зернобобовых культур сократился на 17% по отношению к среднему показателю по стране в целом за пятилетие 2006-2010 гг., и на 25% к предыдущему году», — сказано в обзоре. «Из-за значительного роста цен на зерно экономический ущерб достигает 182,3 млрд руб., — подсчитали исследователи. — Однако этими показателями экономический ущерб далеко не исчерпывается. В частности, наиболее «чувствительным» эффектом для потребителей конечной продукции (населения страны) является, безусловно, рост цен на зерно и производимое из него продовольствие». Рост цен в результате засушливого 2010 г. в европейской части России, по данным агентства по мониторингу российских аграрных рынков «СовЭкон», составил: на пшеницу продовольственную – 2,2 раза, рожь продовольственную – приблизительно в пять раз, ячмень фуражный – 3,4 раза, муку пшеничную – 1,9 раза. А в результате падения сбора зерновых после засухи в 2012 г. цены выросли на пшеницу продовольственную в 1,8 раза, рожь продовольственную – 1,9 раза, ячмень фуражный – 1,6 раза, муку пшеничную – 1,7 раза.

Все приведенные в отчете данные - прогнозные модели указывают, что такое серьезное потепление климата в РФ будет продолжаться. И к 2050 г. это приведет к падению урожайности примерно на 17%. К этой дате в южных районах страны возможно прекращение использования земель для выращивания пшеницы», при этом обширные районы юго-западной части страны столкнутся с сокращением урожайности более чем на 25%.

Такой колоссальный урон можно минимизировать, если уже сегодня начать менять инфраструктуру сельского хозяйства. В частности, необходимо развивать нечерноземную зону, в первую очередь Центрального и Северо-Западного регионов, где «достаточная влагообеспеченность посевов гарантирует стабильность производства»; оптимизировать соотношение более выгодных в свете глобального потепления озимых (а с ними и «пожнивных», засеваемых после уборки озимых) и яровых посевов; расширять посевные площади таких «более теплолюбивых и более урожайных культур», как кукуруза, подсолнечник, сорго и соя, на юге расширять «зону субтропического земледелия», развивая «плодоводство, виноградарство, производства хлопка и риса, эффективность которых может существенно возрасти при ожидаемых изменениях климата». Стоимость адаптационных мер требует специальной оценки, но они, по мнению исследователей, «будут существенно меньше», чем ущерб, который смогут предотвратить. «По меньшей мере ущерб от засухи 2010 и 2012 гг., составивший более 300 млрд руб., позволяет оценить масштаб последствий «близорукого» подхода к проблеме влияния климатических изменений на сельское хозяйство России», — резюмируют ученые.

врезка: Засухи будут поддерживать высокий уровень цен на продовольствие, уверены ученые

С другой стороны, такое падение урожайности обеспечит высокие цены на мировом продовольственном рынке. «Для зерновых культур вклад климатического фактора на 2030 г. оценивается так: для риса – 33%, пшеницы – 29%, кукурузы – 47%», — пишут авторы, ссылаясь на исследования Института изучения развития Университета Сассекса «Экстремальные погодные явления и скачки цен на зерно в изменяющемся климате».

Опрошенные журналом «АПК-ЮГ» эксперты неоднозначно оценивают данное исследование. С одной стороны, угрозы и риски такие есть. Температура растет, и это сказывается на урожайности. Однако главная проблема - не столько потепление само по себе, сколько усиление непредсказуемости климата, усиление температурных колебаний «внутри» и «на стыке» сезонов и так далее. Что касается потепления – может быть, Юг России и откажется от зерна, но зато здесь станет выгодно возделывать виноград, сою, кукурузу. А зерном могут заняться северные, в том числе сегодня «целинные», территории. Да и невозможность Юга заниматься зерном ставится под сомнение – селекционеры успешно разрабатывают новые, устойчивые к засухе сорта. Не говоря уже о возможностях ГМО, которые, вероятно, к тому времени будут использоваться повсеместно.
1157

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: