По статистике АККОР, в 2013 г. в области закрылись 672 фермерских хозяйства, в 2012г. – порядка тысячи. Региональное аграрное ведомство сокращение количества КФХ связывает с их низкой эффективностью, а не с изъянами политики дотирования. Сами фермеры считают иначе. Финансовая поддержка со стороны государства, по их мнению, явно недостаточна. Как заявил А.М.Родин, два года назад она составила около 500 руб.на 1 га, в прошлом году- уже менее 400 руб., при этом фермерам лишь для того, чтобы элементарно удержаться на плаву, требуется около 3 тыс. рублей поддержки на 1 га.
И даже скудную и недостаточную поддержку, по данным АККОР, в прошлом году получили лишь треть фермеров. Причина - административные барьеры. Г-н Родин считает этот факт ярким свидетельством неумения областной администрации нормально организовать выдачу субсидий.
Александр Максимович напомнил, что, согласно указу Президента России, деятельность органов государственной власти субъектов РФ по созданию благоприятных условий для предпринимателей оценивается по трем показателям. Это рост количества субъектов предпринимательской деятельности за год, рост объемов производства в этом секторе и оценка предпринимателями местных программ развития этой сферы. Сопоставив цифры и факты, АККОР приняла решение о признании деятельности регионального минсельхоза по итогам прошлого года в части поддержки фермерских хозяйств неудовлетворительной. Такая же оценка была поставлена и по итогам 2012 г.
В областном минсельхозе, однако, такую оценку справедливой не считают. По мнению представителей ведомства, снижение количества крестьянско-фермерских хозяйств связано исключительно с их внутренними проблемами. Основная часть КФХ сейчас занимается выращиванием зерновых культур и подсолнечника. Учитывая тот факт, что конъюнктура рынка по данным культурам меняется каждый год, экономически выжить удается лишь хозяйствам, диверсифицирующим свое производство, т.е. придерживающимся севооборота и занимающимся при этом животноводством, - а для этого необходимы серьезные земельные ресурсы.
По мнению минсельхоза, такая тенденция сложилась и на Дону. За последнее десятилетие при общем тренде, заключающемся в снижении численности КФХ, возрос средний размер земельного участка, находящегося во владении одного хозяйства. Если в 2000г. на одно КФХ приходилось 82,4 га, то в прошлом году – около 144 га. Это лишнее свидетельство постепенного перехода земли к более рачительным и адекватным собственникам.
В ведомстве считают, что вопрос эффективного управления землей может быть разрешен путем объединения небольших фермеров в кооперативы. Ежегодное планирование деятельности всех членов такого коллективного органа дало бы возможность соблюдения севооборота даже на земельных участках небольшого размера, при этом фермеры, специализирующиеся на растениеводстве, снабжали бы фермеров, ориентированных на животноводство, кормами высокого качества. Не стоит забывать и о том, что наличие в кооперативе основных средств по хранению и доработке сельхозпродукции позволяет не продавать урожай в спешке, а играть на сезонной рыночной конъюнктуре.
Если же говорить о государственной поддержке малых форм хозяйствования, то, по данным министерства, за последние шесть лет ее увеличился, соответственно, в шесть раз, с 157 млн руб. до 1,1 млрд руб. С позапрошлого года на Дону осуществляется реализация программ по поддержке начинающих фермеров и семейных ферм и развитию кооперативного движения. В их рамках создано 93 новых КФХ и появились семь новых кооперативов
Областная АККОР же, по мнению минсельхоза, не проявляет должной активности в деле привлечения фермеров к участию в программах такого рода.
В АККОР возражают на это, что проблема сегмента заключается отнюдь не одном лишь снижении финансирования, но и в самих формах государственной поддержки. По словам А.М.Родина, основные средства по существующим нормам идет на субсидирование процентной ставки, т.е. деньги в итоге попадают в карман банкам и кредиторам, а не фермерам, что способствует лишь поддержанию высокой процентной ставки. Подобной ситуации нет практически ни в одной стране мира, повсеместно принята погектарная поддержка. Кроме того, изъяны законодательства приводят к перетеканию 9/10 господдержки в пользу крупного бизнесу с огромными оборотами, а не простых и явно больше нуждающихся в ней фермеров.
Александр Максимович сообщил, что пакет предложений по внесению изменений в госпрограмму развития сельского хозяйства Ростовской области был подготовлен и направлен региональной фермерской ассоциацией в донской минсельхоз еще прошлым летом, однако чиновники на обращение никак не отреагировали. Теперь планируется выйти с этими предложениями непосредственно на губернатора. Представители минсельхоза объясняют отсутствие ответа формальным характером предложений АККОР и рядом несоответствий отечественному законодательству. В ведомстве напоминают, что численность входящих в областную ассоциацию районных АККОР постоянно сокращается, когда-то их было свыше тридцати, сейчас – не более десятка. Поэтому областную АККОР сложно считать легитимным выразителем мнений всех или хотя бы большинства донских фермеров. В других же регионах -в частности, речь о соседних Кубани и Ставрополье – фермерские ассоциации развиваются достаточно успешно, так как преследуют цель оказания содействия фермерам путем установления экономических отношений с рыночными субъектами. От имени АККОР с заметными скидками и на хороших условиях подписываются договора на оптовые поставки фермерам-членам АККОР минеральных удобрений, ГСМ, семян. В Ростовской области такие отношения для членов АККОР не предусмотрены.
Сейчас в Ростовской области работает 12,5 тыс. фермерских хозяйств. Малые формы хозяйствования производят основную долю донского молока, овощей, картофеля и мяса.
Источник: журнал АПК-Юг, №4 (86) за 2014 г., май
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите