Дамба для молока
«Мы должны будем, я думаю, в скором времени, особенно по молочной продукции, инициировать антидемпинговые расследования в отношении, прежде всего, европейских стран (уровень субсидий там сверхвысокий)», – заявил российский вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании у премьера Дмитрия Медведева. «Есть проблемы и с Белоруссией», – добавил Дворкович.
Это, по его словам, уже наносит вред российской молочной продукции, поэтому «нам необходимо научиться пользоваться всем этим арсеналом, раз уж мы в эту тему вписались, надо активную позицию занимать». Медведев с таким предложением согласился: «Надо инициировать».
«Что касается Белоруссии, здесь ситуация должна быть прозрачной и симметричной, потому что у нас с ними общий рынок, практически единое таможенное пространство, и если к нам приходят белорусские производители, то и мы должны иметь возможность туда приходить, – подчеркнул Медведев. – А не работать в режиме максимальной поставки всего на российский рынок и закрытие белорусского рынка».
Как рассказали газете ВЗГЛЯД в Национальном союзе производителей молока, они готовят документы, чтобы инициировать два антидемпинговых расследования: в рамках ВТО – в отношении европейских поставщиков молока, с другой стороны – в рамках Таможенного союза в отношении белорусских молочников. В обоих экономических объединениях запрещен демпинг.
Уровень господдержки европейских и белорусских производителей молока позволяет им поставлять в Россию продукцию по цене ниже себестоимости ее производства, что создает условия несправедливой конкуренции на российском рынке, говорит газете ВЗГЛЯД председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.
«Их аграрии получают дотации различного вида – от погектарной до дотаций на экспорт. Мы сравнивали уровень господдержки, и она отличается в разы, иногда наблюдается десятикратная разница. К примеру, погектарная поддержка в России находится в пределах 200–500 рублей, а у них доходит до 15 тыс. рублей на гектар», – рассказывает Даниленко.
«Благодаря господдержке у них снижается себестоимость на 20–30%, то есть теоретически они способны продавать молочную продукцию на 20–30% дешевле. На практике они, конечно, не опускают цены на все 20–30%, так как хотят заработать, но продают свою продукцию на 5–10% дешевле себестоимости, то есть опускают цены на достаточный уровень, чтобы быть конкурентоспособными по отношению к российским молочникам», – объясняет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Это привело к тому, что в прошлом году уровень импорта увеличился на 20%, а доля нашей самообеспеченности молоком снизилась. «Сегодня мы уже на 40% зависим от импорта молочной продукции, и это уже дает им большие рычаги давления», – указывает Даниленко.
Если доля импорта будет и дальше расти такими же темпами, то скоро он просто вытеснит отечественных производителей с рынка, наши компании станут банкротиться. «Сильное падение собственного производства может привести к тому, что импортеры будут диктовать свои условия по ценам. И то, что изначально было дешевым, через какое-то время может стать дорогим, потому что они поймут, что без них мы не справимся», – говорит Даниленко.
По его словам, параллельно с подготовкой материалов и аргументов для проведения расследования ведется работа с государством по формированию программы по поддержке отрасли.
Дворкович в четверг пообещал, что в ближайшее время на подпись премьер-министра России будет представлено решение о пролонгации поддержки инвесткредитов для производителей молока с 8 до 15 лет. «Это, по сути, одобренное решение», – отметил он.
Также предложено сохранить субсидии на 1 л молока. «Более того, в среднесрочной перспективе их нужно увеличить и упростить порядок их предоставления с обеспечением прозрачности при определении объемов, на которые предоставляется эта поддержка. Чтобы не было никаких приписок, не было возможности манипулировать различными показателями», – добавил вице-премьер.
«Пролонгация кредитов до 15 лет и сохранение дотаций на литр молока приведут к существенному снижению себестоимости производства молока. Первая мера снизит себестоимость на 10–15%, но будет актуальна не для всех, а только для тех, кто взял кредиты, вторая мера – на 3–5% для всех отечественных производителей молочной продукции», – резюмирует Даниленко.
Впрочем, для поддержания положительного тренда в сельском хозяйстве даже этих двух мер, скорее всего, будет недостаточно, признал Дворкович. Он предложил через два-три года начать проводить интервенции на молочном рынке, что является одним из способов стабилизации цен.
Однако уже принятые меры помогут игрокам отрасли выжить в сложных условиях, пока не закончатся антидемпинговые расследования. В результате расследований европейские и белорусские производители молочной продукции должны либо отказаться от продажи своей продукции ниже ее себестоимости, либо Россия введет дополнительные пошлины на импорт. Главное – доказать факт демпинга.
С момента образования ВТО было инициировано более 4000 антидемпинговых расследований, в них лидирует продукция химической и металлургической промышленности. Пищевые продукты фигурируют не так часто (менее 7% от общего количества), а по молоку проводилось совсем мало антидемпинговых расследований.
Как рассказывает эксперт проекта «Общественная дума» Антон Соничев, по рынку молока под расследования попадали, в частности, Китай и Новая Зеландия. В 2001 году Бразилия с помощью ВТО и антидемпинговых расследований ввела антидемпинговые пошлины на сухое молоко из Новой Зеландии и ЕС. В 2007 году их продлили еще на 5 лет и опять продлили в 2013 году.
В 2008 году на Украине проводилось антидемпинговое расследование относительно молочной кислоты из КНР. Украинский «Завод молочной кислоты» сумел доказать факт демпинга, и была установлена пошлина на китайскую продукцию в размере 31,8% на срок 5 лет.
Процедуры расследований одинаковы для всех видов товара. «Более чем в 50% случаев жалобы на демпинг и заявления о проведении расследования отклоняются еще в момент их подачи. А в последующем примерно треть антидемпинговых расследований заканчивается одобрением применения различных антидемпинговых мер, зачастую это пошлины. Связано это с тем, что демпинг сложно доказать, расследование ведется достаточно долго (до 18 месяцев), учитывается много факторов, выслушиваются доводы всех сторон. В результате то, что в начале казалось демпингом, может им и не быть», – рассказывает Антон Соничев.
Россия, по его словам, как потерпевшая сторона должна доказать наличие демпинга, наглядно показать, насколько именно экспортные цены выше цен внутреннего рынка страны-экспортера, а также нужно предъявить свидетельства прямого ущерба, который наносит демпинговая практика национальным компаниям. Только в этом случае в последующем будет возможно принимать антидемпинговые меры, указывает Соничев. В рамках ТС по рынку молока опыта пока еще нет.
Источник: dairynews.ru
1453
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:
Другие материалы из раздела "Государство"
КАТЕГОРИИ
Журнал «АПК-ЮГ» рекомендует
1996
PRO-партнер
Казань
НПП ПРОМА-производитель приборов для систем автоматизации электроники. Гарантии завода.
2983
PRO-партнер
Изобильный г., Ставропольский к.
Изготавливаем оборудование для прудового рыболовства и мелиорации.
ПОДПИШИСЬ НА ВЕСТНИК АГРОПРОМА
Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку
Оставить комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий,
зарегистрируйтесь или войдите