Рыбоводство России на пороге перемен

Рыбоводство России на пороге перемен

Данный закон был внесен в нижнюю палату парламента правительством России в декабре 2010 г. и принят в первом чтении в марте 2011 г..

Документ устанавливает правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области.

Аквакультура - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием и выращиванием объектов аквакультуры. К объектам аквакультуры относятся водные организмы, разведение, содержание и  выращивание которых осуществляется в искусственно созданной среде обитания. Искусственно созданная среда обитания - водные объекты, участки континентального шельфа РФ, участки исключительной экономической зоны РФ, сооружение, где разведение или содержание, выращивание объектов аквакультуры осуществляется с использованием специальных устройств или технологий.

Кроме того, в документе даны  определения морской аквакультуры, рыбоводного участка, рыбоводной инфраструктуры, продукции аквакультуры, ремонтно-маточного стада, рыбоводного хозяйства.

Принципами регулирования в данной области являются: осуществление аквакультуры способами, не допускающими нанесение ущерба окружающей среде, участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся аквакультуры, предоставление мер господдержки развитию и осуществлению аквакультуры, свободный и безвозмездный доступ к информации о предоставлении в пользование рыбоводных участков.

В соответствии с документом рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами. Рыбоводные хозяйства, которые осуществляют пастбищную аквакультуру, приобретают право собственности на добытые (выловленные) объекты аквакультуры в соответствии с гражданским законодательством, договором пользования рыбоводным участком и актом выпуска. В документе прописываются требования к такому договору и акту выпуска. Договор заключается на срок от 5 до 25 лет по результатам торгов, порядок проведения которых устанавливает правительство РФ. Без проведения торгов право заключить безвозмездный договор имеют некоммерческие организации по сохранению водных биоресурсов.

Документ устанавливает положение о том, что осуществление товарной аквакультуры является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству. К товарной аквакультуре относится пастбищная, индустриальная, прудовая.

Основные положения документа вступят в силу с 1 января 2014 г. По мнению главы Росрыболовства А.А. Крайнего, озвученному на совещании, этот закон позволит сделать аквакультуру одним из главных трендов ближайших лет. Поэтому ведомственные рыбзаводы должны начать работать не только в целях воспроизводства, но и обеспечивать посадочным материалом бизнес.

Андрей Анатольевич в своем выступлении привел следующие цифры. Сейчас в сфере обеспечения искусственного воспроизводства Росрыболовства работает 31 федеральное государственное бюджетное учреждение, 15 федеральных государственных унитарных предприятий, которые обеспечивают работу 86 рыбоводных заводов, 2 племенных рыбопитомника, 5 нерестово-вырастных хозяйств, 4 производственно-акклиматизационных станций, а также одного специализированного научно-исследовательского института и специализированного мелиоративного предприятия. Большинство этих ФГБУ и ряд ФГУПов - комплексные предприятия, кроме воспроизводства занимаются обеспечением мелиорации рыбохозяйственных водоемов, мониторингом и акклиматизацией водных биологических ресурсов.

Исторически эта система формировалась в СССР в едином комплексе с органами рыбоохраны как равнозначный механизм обеспечения устойчивой эксплуатации водных биологических ресурсов. Однако в ходе реформирования в 2003 г. эти полномочия были разделены.

«Работа в этом направлении еще продолжается. Сформировав структуру рыбоохраны, Росрыболовство сосредоточилось на ее материально-техническом обеспечении и расширении до оптимальной численности инспекторского состава», - констатировал Андрей Анатольевич.

По словам руководителя Росрыболовства, в 2012 г. для нужд органов рыбоохраны поставлено 39 рыбоохранных катеров и судов, 579 единиц автомобилей повышенной проходимости, весь инспекторский состав обеспечен средствами видеорегистрации. С 1 апреля текущего г. предельная численность инспекторов увеличена на 455 сотрудников, с 3635 до 4090 сотрудников рыбоохраны.

“В результате сейчас система рыбоохраны в России функционирует достаточно уверенно. Пришло время вплотную заняться реформированием системы наших предприятий, занимающихся воспроизводством, укреплением их взаимодействия с территориальными управлениями рыбоохраны. Наша главная цель сейчас – создать на каждом бассейне четко взаимодействующую систему предприятий и организаций”, - подчеркнул чиновник.

С 2012 г., в связи с введением новых принципов финансирования государственных учреждений и введения государственного задания, у Росрыболовства появился еще один, теперь уже экономический, метод, стимулирующий работу по оптимизации подведомственных организаций. Финансирование предприятий теперь напрямую зависит от количества и качества выполняемых ими государственных работ. Соответственно, появились стимулы к оптимизации работы. По словам господина Крайнего, это особенно важно в связи с низкими показателями российской экономики и недостатком денег в бюджете, который продлится минимум до 2016 г..

“С учетом исполнения госзадания 2012 г. появился положительный опыт перераспределения денежных средств с тех участков, где госзадание не исполнено, на те участки, где можно что-то сделать дополнительно. Эта практика будет продолжена и в текущем г.», – отметил А.А.Крайний.

Так, даже частичное введение нормативов в 2013 г. позволило сделать целый ряд положительных изменений при существующем уровне финансирования. Например, в Дагестане впервые за 8 лет восстановлен выпуск осетровых видов рыб.

Участникам совещания напомнили, что бассейновые управления в СССР создавали систему ихтиологических подразделений и контрольно-наблюдательных пунктов, которые сейчас выполняют функции мониторинга в привязке к местам базирования органов рыбоохраны. Служба мониторинга рыбводов никогда не выполняла задач, связанных с оценкой запасов водных биологических ресурсов, а решала сугубо прикладные задачи обеспечения рыбоохраны и регулирования рыболовства. Сейчас контроль ушел в территориальные управления, а в рыбводах остались специалисты и инфраструктура, функции которых трансформировались в  наблюдение за состоянием водных биоресурсов и их средой обитания. При этом образовался разрыв: данные наблюдения (мониторинга) самими бассейновыми управлениями не используются, а территориальные управления и научно-исследовательские организации используют их ограниченно.

“Мы должны пойти по пути форматирования этой системы сбора данных под нужды рыбоохраны. Опыт проведения совместных мониторинговых мероприятий бассейновых и территориальных управлений оказывается положительным. Высокие оценки получают также работы, связанные с оценкой воздействия на водоемы и определением их рыбохозяйственной ценности», – резюмировал глава ФАР.

Следующий докладчик, заместитель губернатора Ростовской области, министр сельского хозяйства и продовольствия региона Вячеслав Василенко подчеркнул важность проведения этого совещания в Ростове-на-Дону, ведь Ростовская область входит в число лидеров искусственного воспроизводства. Сегодня в области 28 специализированных хозяйств и около 150 предприятий занимаются выращиванием товарной рыбы, 70 рыбоперерабатывающих комплексов производят почти 27 тыс.  тонн продукции в год.

В 2013-2016 г. область будет ежегодно выделять из бюджета по 55-60 млн р. на поддержку рыбного хозяйства.

Более 50 предприятий области ловят рыбу в Азовском и Черном морях и местных водохранилищах, 28 спецхозяйств и 150 предпринимателей выращивают товарную рыбу, а 70 рыбоперерабатывающих комплексов производят почти 27 тысяч тонн продукции в год.

"На субсидирование рыбохозяйственных предприятий из облбюджета за последние три г. выделено более 130 млн  р.. Удалось остановить сокращение рыбопромыслового флота, наши добытчики в 2011-2012 г. полностью освоили выделяемые объемы на вылов бычков в Азовском море", — сообщил Васкленко.

Также он с гордостью отметил, что область, по данным Минсельхоза России, является лидером по объемам выращенной рыбы. В 2012 г. из 135 тыс. т. прудовой рыбы, выращенной в России, рыбоводы ростовского региона произвели 17,6 тыс.  т.  и планируют довести этот показатель в ближайшие годы до 25-27 тыс.  т.

Вячеслав Николаев перечислил некоторые достижения области последних лет: была начата эксплуатация рыбоходного канала на Усть-Манычском гидроузле, финансировалась работы по расчистке русел малых рек и зарыблению водоемов, освоено выращивание молоди ценной промысловой азово-черноморской шемаи, в результате чего в Красной книге Ростовской области она была переведена из «исчезающих» видов в «восстанавливающиеся».

По оценке заместителя губернатора, согласованные действия всех уровней власти позволяют получать дополнительные средства на рыборазведение. Скажем, по инициативе области и при содействии Росрыболовства ОАО « Концерн «Энергоатом» выделил 200 млн  р. на реконструкцию ФГУП «Аксайско-Донской рыбоводный завод».

На второй день совещания его участники ознакомились с достижениями областного рыбного хозяйства воочию, посетив Донской осетровый завод. Его работе была дана самая высокая оценка. Это позволяет надеяться, что в переменах к лучшему, которые, как все мы надеемся, ждут рыбоводческую отрасль, Ростовская область будет одним из лидеров и локомотивов.

2001

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Другие материалы из раздела "Рыбоводство"