Александр Железняков: Готовим модернизацию целой отрасли

Александр Железняков: Готовим модернизацию целой отрасли

- Александр Павлович, в первую очередь хочется спросить о новом законе. В одном из прошлых интервью вы рассказывали, как долго вы «пробивали» его принятие.

- Да, это правда, закон «О пчеловодстве в Ростовской области» рождался долго и мучительно. Впервые с законодательной инициативой в донском регионе выступили как раз пчеловоды из донского Союза в далеком 2001 году, но понимания и поддержки властей в этом вопросе они тогда не нашли. Перед нами чиновники чуть ли не пальцем у виска крутили – мол, какое пчеловодство – работайте так, пока дают. Ни о какой юридической, а тем более финансовой помощи речи вообще не шло. Мы объясняли, что пчелы – это не только доход многих десятков семей в области, но это и опыление сельскохозяйственных растений, это поддержание экологического баланса, это большой задел для развития местной пищевой и перерабатывающей промышленности… Но нас не хотели слушать. Результатов удалось добиться только после того, как в области пару лет назад произошло обновление управленческих кадров, пришли новые законодатели. В частности, большую реальную поддержку нам оказал депутат Законодательного собрания Сергей Суховенко.

- При этом аналогичные региональные законы действуют в некоторых российских регионах?

- На сегодняшний день региональные законы о пчеловодстве есть более чем в 10 регионах России, хотя именно донские пчеловоды первыми в современной России всерьез заговорили о его необходимости. Например, наши краснодарские коллеги проявили «инициативу снизу» лишь в 2006 году, но получили закон раньше «ростовских».

А без закона очень многое в области шло на самотек. Назову только самые основные проблемы: во-первых, отсутствие ветеринарного контроля приводило к тому, что в регионе стремительно распространялись различные болезни пчел, и бороться с этим было просто невозможно. Представьте, вы – ответственный человек, применяете по науке все профилактические средства, лекарства, вкладываете в это дело большие средства а и так далее. Но вот рядом с вами «поселяется» пасека с плохим пчеловодом и с больной пасекой. Все, вы никак не защититесь от болезней. Они неизбежны. И поделать с этим по закону ничего было нельзя. Во-вторых, не было контроля границ по пчелам. В итоге – к нам завезли неизвестно сколько семей из Украины, Центральной Азии, других регионов. Опять-таки, из-за этого неконтролируемого «импорта» у местных пчел появилась новая болезнь – азиатский нозематоз. Кроме того, не было контроля качества продукции. На различных городских ярмарках и распродажах до сих пор чаще всего торгуют некачественным медом, подделками.

Сегодня закон позволит контролировать каждого пчеловода, чтобы тот соблюдал требования федерального законодательства по ветеринарии (с советских времен таких специалистов в области не было), решит еще много различных задач. Сам «Закон о пчеловодстве» еще далек от совершенства, но главное сделано – «скелет» закона есть, теперь нужно его «доращивать», корректировать и совершенствовать

- Но уже теперь, благодаря ему, «Союз» начал новый проект по созданию в области производства пчелопакетов. Расскажите об этом проекте подробнее.

- У нас практически никто не занимается производством пчелопакетов. Я уже не говорю о чисто племенном хозяйстве, но хотя бы первая регенерация пчел должна быть. Пчелы, которые имеются сегодня в наличии у наших пчеловодов, это в основной совей массе «дворняжки», насекомые, которые если и имели когда-то хорошие свойства пород, давно переродились. А для нормального бизнеса нужно хорошее стадо. Это как в свиноводстве или в производстве зерна – если хочешь быть рентабельным, получать хорошую прибыль, нужно использовать передовые, качественные сорта семян и породы животных. Так и с пчелами. И мы готовы сегодня предложить пчеловодам обновить свои семьи, увеличить сбор меда, повысить его качество за счет новых пчелопакетов и так далее.

- А какие породы пчел будет у вас?

- Наши пчелопакеты будут базироваться на основе карпатской породы пчел: там, в Карпатах, еще кое-какой сохранился хороший племенной материал. Кавказская пчела, которая вроде бы районирована к нашим условиям, на самом деле не очень хорошо переносит зиму. А карпатская порода зарекомендовала себя наилучшим образом. Она приживается лучше и, как показывает наш опыт, работает эффективней.

- Вы будете завозить пчел прямо из Карпат? Где будет непосредственно реализовываться проект, что там будет происходить?

- Мы строим в Мясниковском районе Ростовской области опытное специализированное хозяйство разведенческого направления. Карпаты не могут обеспечить нужный объем пчелопакетов, поэтому к нам будет поставляться первая репродукция, а питомник будет формировать на их основе пчелопакеты и реализовывать их по России, в первую очередь – по ЮФО и СКФО. Мы уже сегодня продаем маток по всей стране, но именно здесь мы сможем выводить наивысшее в России качество племенного пчелиного материала в промышленных масштабах. Этим проект не ограничится, но об этом мы поговорим немножко позже.

- Технические детали: скажите, вопросы по земле уже согласованы? Какое оборудование вы намерены использовать?

- Администрация Мясниковского района быстро и без особых проблем выделила нам землю в долгосрочную аренду (покупать нам не было смысла). Земля, можно сказать, непригодна для сельскохозяйственного использования, там холмы и курганы, а для нас это подходящая и недорогая площадка. Участок находится близко к Ростову-на-Дону, недалеко от музейного комплекса «Танаис». Специальное оборудование будем завозить из Германии или Китая, потому что в России его никто не производит.

- А какие есть проблемы в реализации проекта?

- Изначально было понятно, что одной из главных проблем будет проблема кадров – ведь никто их сегодня не готовит. Вот сын сегодня за свой счет поехал в Рязань получать второе высшее образование по пчеловодству (первое по менеджменту). Но надо больше «спецов». Например, в России сегодня очень мало нет ветеринарных специалистов по пчеловодству. Ветеринары есть, но тех, кто соображает в пчелах – таких на Ростовскую область осталось, наверное, человек 5-6. Поэтому одновременно будем сами готовить кадры, планируем создание на базе «Союза» своей специализированной лаборатории. Это как раз заложено в областной программе.

- Как реализация проекта, по вашему мнению, соотносится с общим развитием пчеловодства на Юге России?

- Я уверен, что это даст просто огромный толчок для развития отрасли. Во-первых, как я уже отметил выше, мы сможем обеспечить пчеловодов качественным племенным материалом. Это положительно скажется на производительности пчел, а соответственно – на рентабельности пчеловодческого бизнеса. Кроме того, теперь в регионе появится контроль ветеринарного состоянии пасек (в первую очередь), и контроль качества продукции. Это позволит обезопасить нормальных пчеловодов от недобросовестных коллег и зарубежного контрафакта. Мы сможем провести настоящую модернизацию целой отрасли!

Сегодня меняются цели и задачи самого «Союза пчеловодов Дона». Если раньше мы ставили задачу «снабженческого характера» – обеспечить пчеловодов хотя бы самым необходимым оборудованием и лекарствами, то сегодня уже поднимаемся на ступеньку выше. Теперь нужно усиливать свои позиции, увеличивать рентабельность, чтобы иметь возможность не только защитить свой рынок от некачественного импорта, но и самим выходить на зарубежные рынки. Причем речь идет не только о меде, но и о таких продуктах, как маточное молочко, перга, воск и так далее. Россия традиционно поставляла эти продукты в Европу. И если «работать по уму», то у нас сегодня есть все предпосылки для того, чтобы вновь вернуть себе эти позиции.
2002

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Другие материалы из раздела "Пчеловодство"