Вопрос принятия закона о производстве органической продукции стоит остро

Вопрос принятия закона о производстве органической продукции стоит остро

Cдокладами выступят:

- директор НИИ питания РАМН, академик РАМН Виктор ТУТЕЛЬЯН;

- Первый заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам Кирилл ЧЕРКАСОВ;

- Заместитель начальника Управления технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Ольга КОСТЫЛЕВА («Нормативно-правовое и нормативное обеспечение производства и обращение органических продуктов питания»);

- помощник руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Алексей АЛЕКСЕЕНКО («Обеспечение  безопасности при производстве органической продукции в России»);

- руководитель направления БИОВИТА Ольга СТОЛЯРСКАЯ («Перспективы развития рынка органических продуктов в России»);

- представители регионов, российских и зарубежных компаний, фермерских хозяйств, общественных организаций и ассоциаций.

Участники Круглого стола обсудят проект федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», затронут проблемы, препятствующие развитию рынка органической продукции в России, а также формы и механизмы государственного стимулирования российских производителей по внедрению технологий органического производства, остановятся на эффективных механизмах реализации проектов в сфере производства органической продукции и представят лучшие практики по ведению хозяйства для производства органической продукции.

Особое внимание специалистов будет уделено актуальной проблеме соотношения ГОСТов, технических регламентов и стандартов производства органической продукции.

Напомним, что ответственность за проведение программ обеспечения благополучия в животноводческих хозяйствах по инфекционным болезням и безопасности продукции в соответствии с международным законодательством возложена на владельца. Замминистра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков заявил в мае текущего года на научно-практическом конгрессе «Экология современных продуктов питания и проблемы их качества», прошедшем в рамках II Межгосударственного форума государств–участников СНГ «Здоровье населения – основа процветания стран Содружества», что сегодня у государства все меньше полномочий в сфере контроля за качеством продукции: «Очень важно развитие саморегулирования в области повышения качества. Наиболее перспективным является внедрение систем добровольной сертификации».

В свою очередь, одним их основных приоритетов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы является экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия. На период реализации Госпрограммы по развитию сельского хозяйства предусмотрено финансирование мер государственной поддержки в объеме 2,29 трлн. руб., в том числе из федерального бюджета – 1,51 трлн. руб.

В области обеспечения безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации в целом уже создана современная законодательная, нормативная и методическая база. В настоящее время законодательная база включает 8 Федеральных законов Российской Федерации, а также 7 Технических регламентов Таможенного союза ЕврАзЭС. На разном уровне разработки и рассмотрения находится еще ряд Технических регламентов Таможенного союза ЕврАзЭС. Создана современная нормативная база, включающая более 7000 гигиенических нормативов по всем приоритетным контаминантам пищевых продуктов химической, биологической и физической природы, а также регламенты использования пищевых добавок, гармонизированные с международными требованиями. В области создания современной системы мониторинга за загрязнением пищевых продуктов в России организован мониторинг за безопасностью пищевых продуктов.

Отдельно отметим, что в Российской Федерации создана одна из самых строгих систем оценки безопасности продукции биотехнологий, в том числе генетически модифицированных организмов растительного происхождения (ГМО) и генетически модифицированных микроорганизмов (ГММ). Данная система не только аккумулирует весь отечественный и зарубежный опыт, но и включает новейшие научные подходы, основанные на достижениях современной фундаментальной науки. Созданы методы контроля за пищевой продукцией, произведенной из ГМО, которые стандартизированы, утверждены в установленном порядке и внедрены в практику работы Роспотребнадзора, агропромышленного комплекса страны, таможенной службы и других заинтересованных ведомств.

Но для развития органического сельского хозяйства в России, необходимо скорейшее принятие федерального закона о производстве органической сельскохозяйственной продукции и технического регламента на органическую сельскохозяйственную продукцию.

К сведению журналистов:

Органическое сельское хозяйство – самый быстрорастущий сегмент рынка продовольственных товаров по итогам 2011 года. Согласно данным социологических опросов около половины россиян готовы покупать экологически безопасные продукты. Потенциальная емкость рынка органических продуктов в Москве (в среднесрочной перспективе, по европейским трендам): 1,5 млрд. долларов США в год, В Санкт-Петербурге: 0,5 млрд. долларов США в год.

В России развитие органического сельского хозяйства сдерживается отсутствием принятой на государственном уровне нормативной базы, что дает возможность для различных спекуляций в отношении понятий био, эко, органик.

На сегодняшний день Министерством сельского хозяйства Российской  Федерации разработан проект закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», основной целью которого является установление правовых основ производства органической сельскохозяйственной продукции. Принятие данного закона позволит обеспечивать населения качественными и безопасными продуктами питания, сделать сельскохозяйственную продукцию конкурентоспособной на мировом рынке и привлечь иностранных инвесторов на российский рынок.

В мире уже несколько десятилетий производятся и реализуются на рынке продукты с маркировкой «Eco», «BIO» или «Organic». Эти продукты выращиваются без применения пестицидов и других средств защиты растений, синтетических химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО.

Россия, по мнению европейских специалистов, имеет большие перспективы для производства органической продукции. Во-первых, в последние 10 лет минеральные удобрения в России использовались меньше, чем где бы то ни было: по статистике Минсельхоза, их тратилось не более 8 кг на гектар, в то время как при интенсивном сельском хозяйстве, которое практикуется на Западе, норма составляет около 320 кг. По данным Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, 70% российских аграрных хозяйств вообще не использовали в последние годы пестициды и гербициды из-за нехватки оборотных средств. Таким образом, около 2/3 посевных площадей России уже сегодня могут использоваться под экологическое земледелие. Во-вторых, Россия обладает чрезвычайно привлекательным для органического производства рынком рабочей силы. В нашей стране сельское население составляет почти 25% всего населения,  в то время как в европейских странах оно не превышает 2-3%.

В России, на сегодняшний день, нет системы государственной поддержки и регистрации органической продукции, поэтому даже если такая продукция и выращивается, фермеры вынуждены сертифицировать ее в европейских странах.