Agroday.ru : ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Поставщики удобрений и новая торговая политика производителей. Как будем повышать урожайность?
Сегодня на агрохимическом рынке России происходят существенные изменения, торговая политика производителей удобрений заставляет поставщиков полностью переформатировать свои отношения с сельхозпроизводителями. В целях увеличения урожайности и качества сельхозпродукции, согласно запланированным показателям Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 г.г., объемы внесения минеральных удобрений в текущем году должны быть увеличены до 3,7 млн. тонн в действующем веществе.
На сегодняшний день существует проблема обеспечения минеральными удобрениями многих субьектов РФ, связанная не только со слабым финансовым обеспечением сельхозпроизводителей, но и отсутствием достаточного количества необходимых логистических мощностей по перевалке минеральных удобрений, в т.ч. возможностей по увеличению потребления ЖКУ, а также недостаточным обеспечением поставок минеральных удобрений лицензированным автотранспортом наравне с поставкой ж/д транспортом. Из существующих 1750 районов-производителей сельхозпродукции, удобрения вносят не более 1500 , агрохимических складов же существует не более 150 на всю страну, а в период посевной кампании удобрений на многих складах фактически нет.
Каждый год перед посевной кампанией, когда резко повышается спрос и требуется точное соблюдение агрохимических сроков, у заводов и их сбытовых организаций во многих регионах нередко возникают трудности по обеспечению фермеров агрохимией. Связано это и с тем, что производители и их сбытовые сети чаще всего ориентированы на крупных оптовых покупателей, и стараются выполнять их заявки прежде всего, небольшие хозяйства либо дожидаются своей очереди, либо вывозят продукцию со специализированных баз хранения, принадлежащих как дилерам, так и независимым поставщикам.
Немалая часть отгрузки минеральных удобрений совершается автомобильным транспортом, в связи с тем, что работа с железной дорогой устраивает не каждого заказчика. Поставка растягивается на продолжительное время, когда ждать уже не позволяют погодные условия, из-за сроков планирования подачи подвижного состава и увеличенного срока доставки, существующих сложностей с оформлением договорных отношений грузополучателя с товарной станцией, лицензированием деятельности по обращению с опасными грузами и прочими трудностями. Не у каждого фермера имеется наличие собственного автотранспорта, лицензированного под перевозку минеральных удобрений, а чаще всего отсутствует возможность предоставления такового для перевозки продукции к непосредственному месту внесения.
Одной из основных задач трейдера на любом рынке, в частности агрохимическом, является обеспечение ликвидности товара, ведь независимый поставщик имеет возможность организации сбыта продукции всех заводов огромному количеству сельхозпроизводителей, не разделяя их по качественному признаку, в существующей ситуации как раз те самые независимые поставщики формируют открытые рыночные и конкурентные условия.
Деятельность независимых поставщиков удобрений как раз подразумевает содействие сельхозпроизводителям в решении разного рода вопросов, в том числе связанных с логистическим обеспечением сельхозпроизводителей. Среди самых перспективных направлений сотрудничества являются товарное кредитование, проведение агрохимического анализа и мелиорации почв, изготовление тукосмесей, фасовка и перевалка удобрений, увеличение возможностей применения жидких удобрений, взаимодействие с контролирующими органами, наукой, выполнение задач по качественному увеличению потребления минеральных удобрений и как следствие повышение урожайности наравне со снижением издержек производства сельхозпродукции.
Равномерный и плановый сбыт продукции с привлечением возможностей трейдеров очень важен и для производителей удобрений, поскольку позволяет стабилизировать пиковый спрос в период подготовки к посевной, снизить риски невыполнения обязательств по срочной поставке в требуемые агрохимические сроки, в том числе минимизировать возникающие трудности с предоставлением и формированием железнодорожного подвижного состава для их перевозки.
Скорее всего, по причинам явного конкурентного преимущества на внутреннем рынке, создаются дискриминационные условия для разных категорий потребителей, систематически нарушается антимонопольное и федеральное законодательство, компаниям, не аффилированным с заводами-производителями, отказывают в заключении контрактов на поставку минеральных удобрений, указывают разные условия и стоимость, идет открытое навязывание невыгодных условий договора и множество других нарушений.
Согласно положениям торговой политики, изданной и опубликованной некоторыми производителями минеральных удобрений, получается, что руководство и маркетинговые службы не имеют особой заинтересованности в развитии дистрибьюторских сетей и прозрачных схем работы с покупателями. Продукция может реализовываться преимущественно конечным покупателям, но чаще всего исключительно сельхозпроизводителям, финансовое состояние которых иногда оставляет желать лучшего, либо исключительно через собственные сбытовые сети и дилерские организации, которые формируют свою ценовую и сбытовую политику, невзирая на правила, указанные в определенных соглашениях.
За последние годы, в период нестабильной экономической ситуации, трейдеры, занимающиеся поставкой минеральных удобрений, доказали необходимость своего существования и развития, ведь именно развитие дистрибуции в регионах и позволит повысить качественное внесение удобрений и тем самым добиться повышения плодородия почв и улучшения качества сельхозпродукции. По экспертным оценкам, независимые поставщики реализуют около 30% всего внутрироссийского товарного рынка агрохимии.
Как указано в Госпрограмме развития сельского хозяйства, при существующей ситуации по обеспечению удобрениями, без государственной поддержки в регулировании рынка и развитии дистрибуции в регионах, последствиями невыполнения плановых показателей станет ежегодное уменьшение объемов применения минеральных удобрений и работ по мелиорации почв в большинстве регионов, что приведет к деградации почв, сокращению посевных площадей, снижению валовых сборов сельскохозяйственных культур, а также продовольственной зависимости страны