Agroday.ru : ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Особые условия

Категория: Политика

Смотреть по-разному на одни и те же проблемы, находить компромиссы и все-таки оставаться в тесных торговых отношениях уже не одно столетие. Германия выходит на новый уровень решения вопросов, связанных с обеспечением качества продуктов, поступающих на российские прилавки, сельскохозяйственным сырьем и животноводческой продукцией. Немецкая ветеринарная служба организовала Штаб, в котором аккумулируется вся информация, связанная с требованиями России к качеству животноводческой продукции, ввозимой на территорию страны.

Об этом в эксклюзивном интервью журналу «Агробезопасность» рассказала Карин Швабенбауер, начальник Управления «Здоровье животных, защита животных» Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Федеративной Республики Германия.

– Г-жа Швабенбауер, ровно год назад Вы были так любезны и расширенно ответили на наши вопросы. Тогда речь шла о непринятии Вами ряда претензий со стороны российской ветеринарной службы. Подскажите, изменилась ли позиция какой-либо из сторон?

– Если Ваш вопрос задан с целью узнать, оцениваю ли я сегодня высказанную российской ветеринарной службой в адрес системы ветеринарного контроля Германии критику иначе, чем год тому назад, то я хотела бы обратить внимание на то, что я и ветеринарная служба Германии очень серьёзно относимся к результатам инспекций и аудитов, проводимых третьими странами. Эти результаты предоставляют нам возможность выявлять и устранять слабые места. Последняя инспекция, проведенная специалистами Таможенного союза (ТС) осенью 2012 года, тоже послужила для наc поводом совместно с представителями органов федеральных земель и предприятий-экспортеров провести анализ ее результатов.

В итоге мы установили, что несмотря на то, что согласно нашему пониманию предъявленные в ходе инспекции претензии не являются достаточной основой для введения ограничений в отношении предприятий, претензии в понимании российских специалистов являются настолько существенными, что у них, очевидно, возникли значительные сомнения относительно эффективности всей нашей системы контроля.

Поэтому я обратилась к федеральным землям с просьбой еще раз проверить предприятия, обеспечить отраслевой надзор этих проверок и привлечь к этому делу и федеральные органы. Осуществление указанного мероприятия началось в начале этого года. Я проинформировала Россельхознадзор о первых результатах. Служба мне подтвердила, что этот подход соответствует российским ожиданиям.

– По результатам опубликованной Россельхознадзором информации стало известно, что сегодня Германия планирует предпринять ряд мер для повышения уровня обеспечения качества и безопасности поставляемой на территорию России продукции животного происхождения. Могли бы Вы более подробно рассказать об этом?

– Позвольте мне сначала обратить ваше внимание на то, что в качестве и безопасности выработанной в Германии продукции, предназначенной как для сбыта внутри страны, так и за рубежом, никогда не было сомнений. Это относится также к пищевым продуктам, экспортируемым в Россию.

Несмотря на это, в последние годы к нам поступала информация из Российской Федерации, вследствие которой можно было сделать заключение, что в некоторых случаях поставленные туда пищевые продукты из Германии не соответствовали требуемым в стране стандартам качества. Также в ходе инспекций, проведенных специалистами ТС в последние годы, были выявлены нарушения требований ТС.

На основании этого ветеринарная служба Германии решила принять очень строгие меры и подвергнуть все предприятия, экспортирующие продукцию в РФ/ТС, повторной проверке с привлечением органов земельного уровня, отвечающих за отраслевой надзор в этой сфере. Выборочно в этих проверках также принимают участие представители Федерального ведомства защиты прав потребителей и безопасности пищевой продукции (BVL). Первые результаты этих проверок уже представлены Россельхознадзору.

Наряду с этим, ветеринарная служба Германии создала группу экспертов при BVL, которая, помимо проверки предприятий-экспортеров, вместе с землями занимается дальнейшей разработкой «Инструкций по проведению официальных проверок предприятий, экспортирующих пищевые продукты животного происхождения в Российскую Федерацию/страны – члены Таможенного союза», разработкой единого материала для проведения курсов обучения и сопровождает соответственные курсы обучения для представителей государственных органов.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Германии тоже осознали, что от них требуются дополнительные усилия. Поэтому бизнес-сообщество приняло решение создать собственную систему контроля качества, охватывающую все этапы производственного процесса. Система должна обеспечивать, чтобы предприятия – производители пищевой продукции лучше соответствовали предъявляемым со стороны ТС/РФ требованиям к производству пищевой продукции, предназначенной для российского рынка.

О том, что торговля между Германией и Российской Федерацией имеет для нас особое значение, свидетельствует создание руководством нашего министерства штаба, который является контактным пунктом по вопросам торговли как для предприятий Германии, так и для российских органов.

Я очень надеюсь, что приложенные усилия будут признаны Россельхознадзором и что в скором будущем будет обеспечена возможность отмены действующих в настоящее время ограничений.

– Некоторое время назад в прессе звучала информация о вспышках на территории Германии таких заболеваний, как Шмалленберг, норовирус и ряда других. Расскажите, как сейчас обстоят дела?

– В такой стране, как Германия, в которой содержание животных и производство пищевой продукции являются важными отраслями экономики и которая активно занимается торговлей животными и пищевыми продуктами, не всегда можно исключить вспышки болезней животных и появление инфекций, вызванных пищевыми продуктами. Важно быть подготовленным к таким случаям.

Существуют системы контроля, позволяющие быстро выявлять такие случаи и быстро реагировать в таких ситуациях. В Германии мы имеем работоспособную систему оповещения как для болезней животных, так и для загрязнений пищевой продукции. Только благодаря этому удалось быстро выявить инфекции, вызванные вирусом Шмалленберг (SBV) или норовирусом.

В случае вируса Шмалленберг германскому Институту им. Фридриха Лёффлера впервые удалось идентифицировать возбудителя болезни. С этих пор в Германии инфекция подлежит уведомлению. Мы очень внимательно следим за развитием ситуации и, кроме этого, проводятся широкомасштабные научные исследования с целью изучения этой инфекции. В соответствии с оценкой Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) мы не считаем, что инфекция, вызванная вирусом Шмалленберг, является настолько значительной, что в связи с ней требуется введение ограничений. Однако вирус Шмалленберг является хорошей моделью для того, чтобы на его примере изучать инфекции, передающиеся переносчиками. В случае болезней, передающихся переносчиками, в конечном итоге эффективным методом борьбы является лишь вакцинация животных. К сожалению, в настоящее время вакцины против вируса Шмалленберг нет.

Вызванная норовирусами в сентябре и октябре 2012 года эпидемия – событие совершенно иного характера. Причиной многочисленных случаев заболеваний, сопровождающихся поносом , в школах и детских садах в 5 федеральных землях были норовирусы в замороженной клубнике, которая использовалась для приготовления сладких блюд. Масштабы инфекции были настолько значительными потому, что предприятие, обслуживающее крупную территорию, поставляло контаминированную клубнику многочисленным предприятиям общественного питания. Здесь я тоже хотела бы обратить внимание на то, что при помощи целевой рабочей группы, созданной в рамках системы управления кризисными ситуациями в Германии при Федеральном ведомстве защиты прав потребителей и безопасности пищевой продукции, удалось быстро уяснить ситуацию и выявить источники инфекции.

– Также хотелось бы знать, рассматривается ли вопрос расширения списка российских поставщиков животноводческой продукции на территорию ЕС?

– В Европейском союзе ответственность за включение третьих стран в списки тех стран, которые имеют право на импорт животных и пищевой продукции, возложена на Европейскую комиссию. Она по заявке соответствующей третьей страны проводит инспекции на местах. На основе результатов этих инспекций принимается решение об утверждении права третьей страны на импорт определенных видов продукции (животных или пищевых продуктов). В рамках этого процесса Германия придерживается мнения, что импорт продукции в ЕС следует всегда разрешать во всех тех случаях, в которых было установлено, что предпосылки для этого, то есть выполнение европейских требований или соответствие требований третьей страны европейским требованиям, обеспечены. Это, конечно, касается и продукции из Российской Федерации. Согласно положениям законодательства ЕС, третья страна отвечает за включение предприятий в списки или, соответственно, за утверждение их права на поставки продукции в соответствии с требованиями ЕС. Затем Европейская комиссия получает сообщение об этих предприятиях и публикует эту информацию.

– Год назад, в связи с распространением вируса болезни Шмалленберга, Россия приостановила ввоз крупного и мелкого рогатого скота из стран ЕС. Тогда европейские специалисты восприняли это действие как неправомерное, посчитав, что это заболевание не наносит экономического ущерба, а сама болезнь в зимний период пойдет на спад и без искусственных ограничений. Спустя год многие страны Евросоюза зафиксировали значительное распространение болезни Шмалленберга на своих территориях. К примеру, Австрия заявляет о молниеносном распространении экзотической болезни среди 90% своих животных. Стало очевидным, что переносят эту заразу не только мокрецы, но и сперма. Каково Ваше мнение по поводу этого заболевания? Предпринимает ли немецкая ветеринарная служба дополнительные меры против распространения болезни Шмалленберга?

– В Германии мы в соответствии с позициями Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) представляем мнение, что инфекции, вызванные вирусом Шмалленберг, не повлекут за собой значительные экономические потери. Поэтому Генеральная ассамблея участников МЭБ в прошлом году и высказалась против включения болезни в соответствующий список и против требования обязательной нотификации болезни, вызванной вирусом Шмалленберг. Несмотря на распространение болезни в 2012 году на другие территории ЕС, эта оценка не изменилась. Как я уже сказала, кроме обязанности уведомления о выявлении болезни принятие государством ограничительных мер против вспышек инфекций, вызванных вирусом Шмалленберг, не предусматривается. Это не означает, что животновод не может или не должен принять такие меры, как, например, внедрение подходящей системы управления племенной работой.

Факт, что вирус Шмалленберг был выявлен в сперме инфицированных быков-производителей. Требуются дополнительные исследования с целью выяснения возможности инфицированияживотных при искусственном осеменении. Однако и это обстоятельство не ставит под вопрос оценку МЭБ.

– Какие перспективы Вы видите в дальнейшем двустороннем сотрудничестве ветеринарных служб России и Германии?

– Двухстороннее сотрудничество между ветеринарными службами России и Германии приветствуется в интересах обеих сторон. Я уверена в том, что мы сможем многому научиться друг у друга. Несмотря на более обширную территорию России и на то, что Россия, ввиду больших различий, связанных с климатическими зонами, длинными границами с многочисленными странами, должна решить целый ряд сложных задач, существует и много общего. Например, в области научных исследований африканской чумы свиней или катаральной лихорадки овец (блютанга) уже развивается сотрудничество. Желаю, чтобы и ветеринарные службы в будущем больше сотрудничали в области своих профильных вопросов. Это касается как задач в области обеспечения безопасности пищевой продукции, так и здоровья животных.

В качестве первого шага можно было бы сначала, например, в рамках российско-германской рабочей группы по ветеринарным вопросам совместно ознакомиться с соответствующей системой другой стороны. Более конкретными направлениями сотрудничества могли бы стать изучения вспышек актуальных болезней, например, классической и африканской чумы свиней, туберкулёза крупного рогатого скота или изучение контаминации кормовых средств афлатоксинами

Добавлено: 14 ноября 2013 г. 16:50