Что ждать от быстроразвивающегося грибного рынка России и как это отразится на отношении производителей с торговыми сетями?

Данные обстоятельства естественным образом будут влиять как на экономическую составляющую рынка, которая отразится в развитии рыночной активности, так и на качественную сторону, что приведет к существенному увеличению ассортимента продукции грибной отрасли.
На данный момент количество товарных единиц (SKU) на шампиньон и вешенку в России, по сравнению с другими странами, невелико. В целом можно выделить следующие единицы, пользующиеся спросом у торговых площадок: шампиньон мелкий упакованный 250/300 грамм, стандарт 400/500/1000 грамм упакованный, стандарт 1000/3000 грамм в открытом ящике «навалом», крупный гриб или «гриль шампиньон», коричневый шампиньон, портобело, белый шампиньон JIMBO, нарезанный гриб.

Одной из главных задач, которая стоит перед любым крупным производителем с/х продукции – это некондиционный товар.

Грибные фермеры решают этот вопрос разными способами. Одним из крупных секторов, где есть потребность в таком грибе это HORICA, но, как правило, ценовая политика у такого рода потребителей менее интересна, и они не могут предложить большие объёмы. Несмотря на стабильный спрос ресторанного бизнеса в данном продукте, производители ищут пути сбыть некондиционный товар по рыночной цене. Простым выходом в данной ситуации является производство нарезанного гриба в упаковке. Нарезанный гриб, как правило, продается по той же цене, как и целый, хотя имеет некоторые неочевидные недостатки. С первой точки зрения этот вид упаковки должен иметь высокую привлекательность у покупателей, так как упакованный и нарезанный гриб удобно транспортировать, хранить и впоследствии готовить на кухне, но с потребительской точки зрения в нем есть больше риска купить продукт плохого качества. Данное опасение небезосновательно, так как в переработку, как и других отраслях с/х производство пускают переросшие, потемневшие грибы и грибы неправильной формы крайнего сбора. Кроме этого, технологическое оборудования по резке гриба дорогостоящее и фермеры используют обычные полупрофессиональные ручные слайсеры, которые размещают в зоне отгрузки и хранения продукции. Данная операция является еще одним дополнительным этапом в производственной цепочке, который повышает риск попадания инфекций в продукцию, что значительно сокращает сроки хранения и реализации.


«Европейский опыт показывает, что со временем, когда крупнейшие проекты грибных комплексов претворятся в жизнь, то они начнут формировать спрос на собственную продукцию посредством вывода на рынок качественно, но и в дальнейшем доработанного продукта. Большие объёмы производства позволят инвестировать в бизнес и предлагать покупателю более широкий ассортимент. Данные обстоятельства повышают конкурентную среду, в которой производители, работающие на устаревшем оборудовании с низкой урожайностью, перестанут существовать. Таким образом, конкурентная среда внутри рынка сформирует более сбалансированную ценовую политику, что не только снизит стоимость гриба за кг на 20-40%, но и уберет с рынка необоснованно дорогие предложения», - отмечает генеральный директор компании «ИНТЕРАГРО» Екатерина Бабаева.

По словам руководителя отдела продаж компании «ИНТЕРАГРО» Андрея Функа, в ближайшие 2-3 года мы ожидаем не только появление разного типа упаковки, но так же и расширение ассортимента грибов. Несмотря на высокую потребность и наличие SKU, экзотические грибы практически не представлены на полках наших супермаркетов. Шиитаке, Иринги, Иноки – уже давно не экзотика для европейского покупателя. Грибы продаются как в оригинальной упаковке, в составе смеси, так и как полуфабрикаты с приправами, готовые к приготовлению