Agroday.ru : ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

«УкрАгроКонсалт» объявляет результаты исследования российского рынка подсолнечного масла и жиров

Категория: Пищепром

«УкрАгроКонсалт», ведущая компания на рынке СНГ по предоставлению аналитических услуг в аграрном секторе и пищевой промышленности, опубликовала результаты исследования российского рынка масложировой продукции.

I.Российский рынок промышленных жиров и маргариновой продукции

Жиры являются одним из незаменимых компонентов в питании человека. Это обуславливает наличие их в рецептуре практически всех изделий пищевой промышленности, где их доля и характеристики определяется видом конечной продукции. На сегодняшний день российский рынок маргариновой продукции, включая жиры специального назначения (кондитерские, хлебопекарные, кулинарные, заменители молочного жира), заменители и эквиваленты масла какао и прочую маргариновую продукцию динамично развивается и имеет значительный запас для роста.

В 2012 году емкость российского рынка промышленных жиров и маргариновой продукции составила 1035 тыс. тонн в натуральном и 53,5 млрд. руб. в стоимостном выражении. По сравнению с 2006 годом рост составил 24,5% и 158% соответственно. По нашим прогнозам, исходя из физиологических норм потребления, рекомендованных НИИ питания РАМН, общее потребление растительных масел и жиров в России, включая прямое и непрямое, может вырасти еще примерно на 20%.

По оценкам УкрАгроКонсалт, основными игроками на рынке промышленных жиров и маргаринов России являются компании ГК «ЭФКО», «НМЖК», Cargill, «Солнечные продукты» и Корпорация «Союз». Лидером рынка промышленных жиров уже в течение многих лет является ГК «ЭФКО», в 2012 году доля компании на этом рынке составила 33,2%.


Основными потребителями маргариновой продукции и жиров специального назначения являются кондитерская, хлебопекарная, пищеконцентратная, консервная и другие отрасли пищевой промышленности, а также предприятия общественного питания или сегмент HoReCa. Развитие этих секторов обусловливает и рост потребления специализированных жиров. Кроме того, на рынке все больше приобретает влияние тенденция к замене простых жиров сложными – специализированными жирами.

По нашим прогнозам, конкуренция на рынке маргариновой продукции в России имеет тенденцию к усилению на период 2013-2020 гг. Российские производители продукции, в том числе компании с иностранными инвестициями, будут стремиться к увеличению своей доли рынка путем вытеснения импортной продукции, как за счет повышения глубины и качества переработки масложирового сырья, так и за счет оптимизации производственных и логистических затрат.

Мы также считаем, что на период до 2020 года основными драйверами роста рынка, в соответствии с мировым трендом отрасли, станут новые виды продуктов с заданными технологическими свойствами и функциональные продукты питания. Кроме того, рост объемов продаж российской масложировой продукции будет расти за счет экспортных поставок за рубеж.

II.Российский рынок майонеза

Майонез - одна из наиболее значимых категорий на рынке масложировой продукции и один из самых популярных продуктов питания у россиян.

Россия является крупнейшим потребителем майонеза, в 2012 году ее доля на мировом рынке этого продукта составила около 27%.

По нашим оценкам, в 2012 году потребление майонеза на душу населения в России составило 5,3 кг, в то время как в странах ЕС этот показатель был в пределах от 1,0 до 2,5 кг.

По оценкам «УкрАгроКонсалт», в 2012 году в России было произведено 794 тыс.тонн майонеза. Емкость российского рынка за этот период составила 752 тыс. тонн в натуральном и 78,8 млрд. руб. в стоимостном выражении.

Несмотря на высокие объемы потребления майонеза и динамичное развитие отрасли на протяжении последнего десятилетия, мы считаем, что рынок еще далек от насыщения. По нашим прогнозам, на период до 2020 г. емкость рынка может вырасти до 845 тыс. тонн в натуральных показателях и до 119 млрд руб. в денежном выражении.

Среди основных характеристик российского рынка следует выделить не только рост объемов производства, но и увеличение ассортимента продукции. На сегодняшний день для охвата максимального круга потребителей все ключевые производители выпускают майонез с различными вкусами и добавками, различной калорийности в широком ценовом диапазоне цен.

По оценкам УкрАгроКонсалт, основными игроками на рынке майонеза в России в 2012 году являются ГК «ЭФКО» с долей 16,9%, ЗАО «Эссен Продакшн АГ» с долей 15,3%, «НМЖК» с долей 13,1%, «Солнечные продукты» с долей 11,7%, «Росагро» с долей 6,5%.

На наш взгляд, емкость рынка майонеза в 2012-2020 гг. в натуральном выражении будет незначительно расти – на 0,8-1,5% ежегодно. Рост емкости рынка более чем на 2% в год возможен при увеличении частоты потребления майонезных продуктов и при дальнейшем продвижении функциональных продуктов. Кроме того, мы ожидаем изменение структуры рынка (в натуральном и стоимостном выражениях) за счет вытеснения дешевых некачественных майонезов и дальнейшего усиления позиций мощных национальных брендов.

К основным факторам, способным стимулировать темпы роста рынка майонеза, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, можно отнести рост реальных доходов населения; увеличение удельного потребления майонеза на душу населения; рост численности населения; развитие сегмента HoReCa; развитие направления PrivateLabel, а также инвестирование в создание новых видов продукции.

III.Российский рынок фасованного подсолнечного масла

Подсолнечное масло является основным растительным маслом домашнего потребления в России. На основании данных Росстата мы считаем, что прямое потребление фасованного растительного масла на душу населения в 2012 году в России составило 7,8 кг, непрямое – в составе готовых продуктов – 5,3 кг, таким образом, суммарное пищевое потребление растительных масел составило около 13,1 кг на человека в год. При этом, по данным НИИ питания РАМН, физиологическая норма потребления растительных масел составляет 9,5 – 10 кг в год на человека, суммарное - до 16 кг.

Емкость российского рынка фасованного подсолнечного масла, по данным «УкрАгроКонсалт», в 2012 году составила порядка 1,13 млн. тонн в натуральном и 69 млрд. руб. в стоимостном выражении.

В период с 2005 по 2012 гг. емкость российского рынка фасованного подсолнечного масла выросла более чем на 20% в натуральном и на 46% в стоимостном выражении. Несмотря на близость российского рынка фасованного растительного масла к насыщению, мы считаем, что на период до 2020 года рост потребления будет увеличиваться в среднем на 1% в год и достигнет 1,2 млн. тонн в натуральном выражении, в денежном выражении рынок к 2020 г. может составить 92 млрд. рублей.

Рост урожая подсолнечника и перерабатывающих мощностей позволили России нарастить экспорт фасованного подсолнечного масла. За период с 2005 г. экспорт фасованного масла из России вырос более чем в 12 раз - с 17,5 тыс.т в 2005 г. до 220 тыс.т в 2012 г. Основными потребителями фасованного подсолнечного масла из России являются соседние страны, главным образом, страны СНГ.

Сегодня рынок фасованного подсолнечного масла в России характеризуется высоким уровнем конкуренции. По оценке «УкрАгроКонсалт», на рынке доминируют 6 крупнейших производителей, на долю которых приходится почти 60% всего российского рынка фасованных масел. Крупнейшие из них – это компании «Юг Руси» ( ТМ«Аведовъ», ТМ«Золотая семечка», ТМ«Злато», ТМ«Юг Руси», ТМ«Сто рецептов», ТМ«Милора», ТМ«Солнечный рай», ТМ«Веркино») с долей 33,9% «Bunge СНГ» (ТМ«Идеал», ТМ«Олейна», ТМ«Масленица») с долей 7,7%, «Астон»( ТМ«Затея») с долей 6,5%, «ЭФКО» (ТМ«Слобода», ТМAltero) с долей 6,4%, Cargill (ТМ«Санни Голд», «Редди» и «Флореско») с долей 3,4% и «Солнечные продукты» (ТМ«Россиянка») с долей 1,8%.

По оценкам УкрАгроКонсалт, на долю фасованного рафинированного масла приходится 90-95% фасованного подсолнечного масла, оставшиеся 5-10% - это нерафинированное и миксовое (смесовое) фасованное масло. Основная часть продукции (около 70%) упаковывается в ПЭТ бутылки емкостью 1 л.

Для предприятий сектора характерно повышение качества продукции, расширение ассортиментной линейки производимых масел, ценовая конкуренция в розничных сетях, высокая маркетинговая активность, повышение эффективности производства за счет увеличения масштабов и вертикальной интеграции.

Кроме того, крупные игроки (например, «Юг Руси», «ЭФКО», «Bunge», «Астон»), имея в своем составе заготовительные компании, собственные элеваторные мощности, инвестируют в развитие и модернизацию производства, собственный транспортный парк и сбытовую сеть, что позволяет им значительно снизить уровень накладных издержек и затрат и увеличить конкурентоспособность продукции на рынке

Добавлено: 28 августа 2013 г. 19:48