Agroday.ru : НОВОСТИ
Потребление овощей в РФ в 2025 году может превысить рекордные 107 кг на человека — РСХБ
По итогам 2025 года потребление овощей в России в расчете на душу населения может превысить рекордные 107 кг. Такой прогноз озвучил «Агроинвестору» главный отраслевой аналитик «Россельхозбанка» (РСХБ) Андрей Дальнов. Прогноз основан на изменении структуры сельхозпроизводства и пищевых привычек россиян, пояснил он.
В 1990-1999 годах потребление овощей в РФ составляло в среднем 77 кг на человека в год, в 2000-2009 годах — 88 кг, в 2010-2019 годах — 103 кг, с 2020-го по настоящее время — 105 кг. «После 2014 года Россия активизировала развитие овощеводства, в частности, крупные инвесторы создали мощный тепличный бизнес. Это стало фактором наполнения рынка», — отметил Дальнов.
Однако одного предложения для повышения потребления мало, продолжает он: нужно сознательное стремление к здоровью. «Этот драйвер оформился буквально в последние пять лет, и он укрепляется. Есть овощи становится модно. Поэтому я допускаю, что в этом году мы превзойдем 107 кг, а в ближайшие 10-15 лет достигнем рекомендованных 140 кг на человека в год. И это будет прямым результатом рационального выбора самих россиян», — говорит эксперт.
Он разделил новый драйвер спроса на три составляющих. Во-первых, здоровый образ жизни перестал быть уделом спортсменов и превратился в массовую культуру. «Потребители стали больше читать этикетки и интересоваться составом продуктов. Теперь общеизвестно, что овощи — это источник витаминов, клетчатки и антиоксидантов, что идеально вписывается в запрос на „чистую“ еду. Кроме того, люди ищут не просто утоление голода, а пользу от пищи. Овощи с их доказанной ролью в профилактике заболеваний и поддержании тонуса становятся осознанным выбором, — перечисляет Дальнов. — Также сказывается влияние соцсетей и медиа: блогеры, фитнес-инфлюенсеры и СМИ продвигают овощные диеты, смузи, салаты и другие способы потребления овощей».
Во-вторых, рост ассортимента и «пищевой грамотности». Российская кухня с использованием овощей вышла далеко за рамки традиционных огурцов и томатов. «Авокадо, батат, руккола, шпинат, сельдерей, спаржа, различные виды капусты „захватили“ полки супермаркетов и из категории экзотики стали привычными ингредиентами блюд, — отмечает аналитик. — Кроме того, во время пандемии и после нее люди стали больше готовить дома, экспериментировать с рецептами. Это привело к росту использования менее привычных овощей для приготовления различных блюд».
Третья составляющая — удобство и новые форматы потребления. «Линейка готовой еды — это один из главных драйверов роста. Нарезки свежих овощей и салатов, овощные снэки (морковные палочки, слайсы огурца), миксы для рагу или wok-сковороды экономят время и упрощают процесс готовки, — говорит Дальнов. — Также массовой привычкой стало потребление овощей в жидком виде — в формате смузи и соков». При этом благодаря развитию ретейла и логистики сети супермаркетов научились эффективно доставлять и хранить скоропортящиеся товары. Широкий ассортимент овощей доступен не только в крупных городах, но и в регионах, заключает он.