Agroday.ru : НОВОСТИ

«Мы делаем ставку на российскую душу, на красоту России, на земли России. Это активы, которыми надо пользоваться»: Перспективы развития российского органического сектора обсудили на BIOFACH-2020

Категория: События

BIOFACH-2020 – 31-я международная  специализированная выставка органических продуктов питания и напитков – работает в эти дни в Нюрнберге (Германия). В этом году в выставке принимают участие 2989 экспонентов и почти 52 тысячи посетителей-специалистов из разных стран мира. Мероприятия BIOFACH проводятся под руководством международной федерации IFOAM (International Federation of Organic Agriculture Movements).

Россия в третий раз вышла на BIOFACH. Коллективный стенд российских производителей органики организует, по традиции, Национальный Органический Союз совместно с NürnbergMesse GmbH при поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ). Российский стенд открыла официальная делегация из России: глава делегации Максим Увайдов, заместитель министра сельского хозяйства, Сергей Белоусов, заместитель руководителя агрокомитета  Совета Федерации РФ, Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза.

В этом году площадка российского стенда занимает 138 квадратных метров. Среди участников такие представители российского сектора органики, как ООО «Биосфера», ООО «АЮ Групп», ООО «Савинская Нива», Саранский ЛВЗ, ООО ТПК «Сава», ООО «Юфенал-Трейд», ООО «Сиббиопродукт», компания «From Wild», ООО «Натур Мир», ООО «Органик эксперт», ООО «Агронова».

Министр сельского хозяйства Германии Юлия Клекнер, поприветствовав участников BIOFACH-2020, всех, кто присоединился к органическому движению, поделилась своим видением развития органики в мире: «В 1984 году органика в первый раз прозвучала в речи в германском Бундестаге. Сегодня, через 36 лет, мы видим, что органика продвигается по всему миру, и Германия сыграла здесь передовую роль. Возможности сбыта органической продукции растут, в Европейском союзе тенденции тоже положительные, для многих предприятий органика – это неотъемлемая часть их концепции устойчивого развития».

Органические продукты занимают все более сильную позицию на рынке, и это хорошо, подчеркнула Юлия Клекнер: «Органическое сельское хозяйство вносит значительный вклад в решение очень срочных и острых вопросов сельского хозяйства – это и защита окружающей среды, вопросы целостного подхода к устойчивому развитию, а это не только экономика, но и социальная ответственность».

Как рассказала Юлия Клекнер, были созданы новые альянсы, в том числе в сети супермаркетов, которые привели к новым эффектам: «9 из 10 покупателей органической продукции покупают ее в супермаркетах, в том числе и в дешевых супермаркетах, и это тенденция, на которую мы можем положиться, добиться торговли на равных». В то же время, отметила глава министерства сельского хозяйства Германии, важно соблюдать соотношение цены, качества и ценностей, которые несет органика.

Юлия Клекнер отметила, что важно подчеркивать роль органического производства и поощрять органических производителей. Это приводит к тому, что между производителями, поставщиками, продавцами и потребителями должны возникнуть новые связи. Идет речь о новом устойчивом развитии в сельскохозяйственной сфере».  Сельское хозяйство будет новым, более органическим.

В рамках BIOFACH-2020 прошла панельная дискуссия «Органическое сельское хозяйство в России: перспективы и вызовы», участники которой поделились своими мнениями о перспективах развития органического производства в Российской Федерации и взаимодействия с зарубежными странами в этой области.

Сергей Белоусов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, выступив с приветственным словом к участникам дискуссии, заметил: «Мы несколько лет продвигали закон об органическом производстве. Здесь собрана аудитория единомышленников, BIOFACH это не только ярмарка, но и доклады экспертов и демонстрация новейших достижений в области органики. Российская экспозиция представлена 12 компаниями, это прекрасная возможность заявить о себе. Сейчас, с принятием в России закона об органике, с каждым годом российских участников будет все больше, а ассортимент расширится». Представитель Совета Федерации РФ подчеркнул, что основными потребителями органики являются страны Евросоюза, на российскую продукцию есть спрос: «Россия с ее большими запасами залежных земель имеет все шансы занять на мировом рынке достойное место. Будущее – за органическим сельским хозяйством».

Органическое сельское хозяйство тесно связано с развитием сельских территорий, агротуризма, малого бизнеса. Как подчеркнул Сергей Белоусов, важно развивать собственный рынок органики, в том числе предусмотреть меры господдержки, а также развитие программ подготовки специалистов в вузах России, создать стратегию развития органического сельского хозяйства, увеличить производство органической продукции, бороться с фальсификатом. «Опыт участия российской делегации в таких мероприятиях как BIOFACH, будет способствовать развитию такого перспективного сегмента в экономике, как органическое сельское хозяйство», - заметил Сергей Белоусов.

Заместитель министра сельского хозяйства РФ, глава официальной российской делегации на BIOFACH-2020 Максим Увайдов также поприветствовал участников мероприятия: «Это важная для нас отрасль. Мы не так давно присоединились к странам, участвующим в BIOFACH-2020, думаю, мы сможем в ближайшее время показать, что в России есть хорошие производители органической продукции, которые смогут достойно представлять Россию на международных рынках. За короткое время была создана нормативная база, чтобы оформить те отношения, которые уже сложились между производителями, продавцами органической продукции, но еще многое нужно сделать». Максим Увайдов поблагодарил коллег из министерства сельского хозяйства Германии за системную помощь: «Очень важно, чтобы опыт и компетенции коллег из Германии мы использовали в нашей работе». Максим Увайдов подчеркнул также важность взаимопризнания, однако сейчас необходимо также развивать доверие к органике российского потребителя, который пока дезориентирован: «Далее, как мы надеемся, наша продукция будет взаимопризнаваться в Европе, в Германии, для этого мы сделали наши стандарты максимально четкими, они корреспондируются со стандартами, которые признаны в Евросоюзе. Мы не должны допустить ошибок, сертификаты, которые мы будем выдавать, будут такими же, как сертификаты, выдаваемые в Евросоюзе. Думаем, на следующей выставке мы будем представлять продукцию, которая сертифицируется также и российскими сертификатами». Максим Увайдов заметил, что в России внедряется уже несколько образовательных программ в сфере органики, а на базе Тимирязевской академии будет создан Центр компетенций, который будет готовить специалистов в области органического сельского хозяйства.

Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза, напомнил, что один из первых российских производителей органики получил международный сертификат в 2009 году, и этот год можно считать началом развития органического сектора в России: «Пока у нас небольшой рынок, это 184 млн евро, но мы амбициозны в своих планах, и мы бы хотели , чтобы наш внутренний рынок органики достиг уровня в 5 млрд евро. Есть закономерность: на каждый  1 млн гектаров земли, введенный в органический оборот, можно получить продукции на 1 млрд 100 млн евро. А Россия сейчас обладает большим количеством земли, которую можно быстро ввести в органический оборот. Земли, которые уже почти готовы, - это примерно 12 млн гектаров земли.  С этой площади можно получить органической продукции на 15 млрд евро. Когда мы создавали закон, мы рассчитывали на свое собственное производство, но мы понимаем, что и без импортеров нам не обойтись». Сейчас, уточнил Олег Мироненко, на полках российских магазинов из органической продукции 85 процентов – импортная органика, остальное – российская, однако в планах российского сектора органики довести эту цифру до соотношения 50 на 50.

С 1 января 2020 года в России вступил закон об органическом производстве, напомнил Олег Мироненко.  Взаимное сотрудничество во многом зависит от того, как быстро Россия и зарубежные страны выйдут на взаимопризнание. Как подчеркнул исполнительный директор НОС, российский ритейл сейчас активно интересуется органической продукцией и отмечает, что российский потребитель все больше доверяет органике, спрос на органику резко возрос.  «Но очень важна прозрачность рынка. В ближайшее время наша задача обеспечить эту прозрачность с точки зрения правил игры. Сейчас мы выстраиваем внутренние правила, а также нам важно установить прозрачные правила взаимодействия с зарубежными импортерами органики, - отметил Олег Мироненко. – Но мы будем создавать конкурентный рынок».

Участники дискуссии обратили внимание и на развитие сектора сертификации в сфере органического производства. Татьяна Волкова, генеральный директор сертификационной компании «Органик эксперт», напомнила, что ее компания работает на органическом рынке уже с 2012 года, начиная в рамках Национальной ассоциации органических производителей и потребителей, а после создания Национального органического союза стала органом по сертификации в рамках добровольной сертификации НОС. «Путь этот длинный, работа проделана большая. Из  главных сложностей – кадровый вопрос, их количество, а не качество специалистов. Наша система ничем не отличается от европейской, законодательство и регулирование такое же, аккредитованы мы по тому же стандарту, что и европейские органы по сертификации –  это ISO17065. Наши специалисты постоянно повышают квалификацию и проходят стажировки, в том числе у зарубежных коллег. Но у нас мало специалистов. Например, в нашей компании – 3 эксперта, в Роскачестве 5 человек,  в третьей российской компании-сертификатора тоже 3 специалиста, и это катастрофически мало на большую страну. И остро стоит вопрос об обучении и подготовке кадров», - рассказала Татьяна Волкова. Она напомнила, что «Органик эксперт» сертифицирует также и европейских производителей, например, эта компания сертифицировала швейцарский завод, то есть специалисты этого сертификатора подтверждают свою высокую компетентность. «Надеюсь, коллеги из Европейского союза помогут нам с обучением российских экспертов по сертификации по работе в поле», - заметила Татьяна Волкова.

Компания «Аривера», как рассказал председатель совета директоров группы компаний «Аривера» Илья Калеткин, получила первый европейский сертификат в 2009 году, став практически первым производителем органики в России. Сейчас у компании 4,5 тысячи гектаров земли. «Аривера» производит большую линейку круп, зернового сырья. «Мы также первыми в России получили европейский сертификат на мед», - заметил Илья Калеткин. Большой успех получила первая российская органическая водка «Чистые росы», производимая Саранским НПЗ, объемы ее продаж удваиваются ежегодно.

«Аривера» также крупный импортер органической продукции на российский рынок. Экономические кризисы в России, заметил Илья Калеткин, влияли на падение объемов продаж органики, последний такой спад был в 2015-2016 годах, сейчас на рынке наблюдается подъем продаж органической продукции. Получение российских сертификатов импортерами – болезненный вопрос. Илья Калеткин выразил сомнение, что небольшие компании-импортеры будут готовы платить большие суммы за прохождение российской сертификации: «Важно этот вопрос мониторить вместе с государственными органами, чтобы отечественный потребитель имел доступ к этой импортной продукции». Илья Калеткин заметил, что зарубежным сертификаторам стоит получить аккредитацию в Росаккредитации, чтобы иметь возможность выдавать российским компаниям и европейский (или американский), и российский сертификат. Это было бы большой поддержкой и уважением и к российскому знаку органики. А российские сертификаторы могли бы получить аккредитацию в Европейской комиссии на праву выдачи сертификатов европейского образца. «Все это облегчило бы для производителей переходный период взаимного признания, сложный и политически, и технически»,  - подчеркнул Илья Калеткин.

Повышение доверия потребителя к органике и готовность общества вести здоровый образ жизни и строить более здоровый рацион семьи стоит использовать для развития сектора органики, считают участники дискуссии. «Сейчас появился спрос на более высокие стандарты и продукцию более премиального класса. Если мы дадим такой продукт и расскажем о нем, мы сможем быстро переломить сознание общества, тем более мы видим, как быстро растет понимание общества о том, как важно правильно питаться», - подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства России Максим Увайдов.

Бернвард Гайер, директор Колабора GmbH (Германия), посол IFOAM, отметил, что важно сотрудничество и партнерство для развития органического производства в России. «У России, действительно, есть большой плюс – огромные ресурсы земли. Мы делаем ставку на российскую душу, на красоту России, на земли России. Это активы, которыми надо пользоваться», - отметил Бернвард Гайер важность включения огромных земельных площадей России в органику. «Это огромная работа. Но я оптимист», - подчеркнул важность развития органики в мире.

Добавлено: 14 февраля 2020 г. 12:36