Agroday.ru : НОВОСТИ
Муниципальный земельный контроль в Томской области. Проблемы и пути решения
В рамках возложенных на Россельхознадзор полномочий по осуществлению надзора за исполнением органами местного самоуправления полномочий в части муниципального земельного контроля отдел государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Томской области отмечает:
1. Органы местного самоуправления в лице Администраций сельских поселений в целом исполняют полномочия в области муниципального земельного контроля, хоть и недостаточно полно и качественно. Так, по результатам проведенных в 2012 году проверок установлено, что муниципальный земельный контроль преимущественно проводится в форме плановых проверок (данные мероприятия документально оформляются). Иные формы и методы контроля проводятся бессистемно.
2. Несмотря на заключенные с Управлением соглашения, в 2011-2012 годах на рассмотрение в Управление материалы дел об административных правонарушениях возбужденные муниципальными земельными инспекторами не поступали. Материалы по земельным участкам сельскохозяйственного назначения (использования) зарастающим сорной растительностью в 2012 году в Управление Россельхознадзора также не поступали.
Данное положение дел не может устраивать Россельхознадзор и именно поэтому, были приняты меры, понуждающие к оптимизации муниципального контроля органами местного самоуправления. Управлением и Департаментом социально-экономического развития села Томской области поставлена задача добиться качественного прорыва в реализации полномочий отдела государственного земельного надзора и органов местного самоуправления в реализации государственной функции по обеспечению контроля за охраной земель сельскохозяйственного назначения (использования). В рамках реализации данной задачи принимаются меры по созданию в органах местного самоуправления дополнительных рабочих мест для сотрудников муниципального земельного контроля Администраций сельских поселений. Следует отметить, что Администрации районов Томской области активно продвигают решение данного вопроса. Отдел государственного земельного надзора Управления в данной работе играет роль индикатора успехов и недостатков работы на земле, поскольку реальные результаты выливаются в выявленные нарушения как со стороны физических и юридических лиц, так и непосредственно нарушений допущенных органами местного самоуправления. Нарушений же со стороны сельских поселений хватает. Так, по прежнему остается актуальной проблема свалок твердо бытовых отходов (ТБО). Отсутствие должным образом оборудованных мест для захоронений ТБО приводит к порче земель сельскохозяйственного назначения. В 2012 году выявлено 30 свалок ТБО, по которым органы местного самоуправления привлечены к ответственности (на общей площади более 3,5 га).
В части реализации муниципального земельного контроля не полно и не качественно ведется работа по следующим направлениям:
- не везде органами местного самоуправления приняты положения о муниципальном земельном контроле;
- коэффициент эффективности использования земельных участков для сельскохозяйственного производства остается низким;
- реестр неиспользуемых земельных участков либо не ведется, либо не соответствует действительности;
- работа по выявлению невостребованных земельных долей организована ненадлежащим образом;
- изъятие неиспользуемых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения и оформление в муниципальную собственность невостребованных земельных долей практически не ведется;
- работа по повышению плодородия почв организована плохо;
- программы социально-экономического развития реализуются недостаточно полно, по причинам нехватки финансовых средств. Как следствие, генеральные планы поселений имеются далеко не во всех муниципальных образованиях. Правила землепользования и застройки отсутствуют. Документации по планировке территории поселений нет и как следствие - резервирование и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд сталкивается с трудно решаемыми сложностями. Крупные инвестиции в развитие сельскохозяйственного производства в регионе не вливаются. Продолжается стагнация сельскохозяйственной отрасли в отдельных поселениях.
Надзорные меры Управления указывают на данные нарушения, и способствует оптимизации работы органов местного самоуправления. Как, выше упоминалось - ведущая роль в работе по оптимизации муниципального земельного контроля принадлежит Администрациям районов Томской области, которые в постоянном взаимодействии с Управлением Россельхознадзора принимают действенные меры по работе муниципального земельного контроля в Томской области и результаты не заставляют себя ждать. Так, по результатам работы за последние два месяца по информации муниципальных земельных инспекторов возбуждено 5 административных дел. Выявлены нарушения, по которым готовятся иски о возмещении ущерба государству на общую сумму составляющую более 7,5 млн. руб