Agroday.ru : НОВОСТИ
Экономика не оставляет оптимизма. Надежда только на сельское хозяйство
Минэкономразвития резко ухудшило макроэкономический прогноз. В этом году российский ВВП вырастет всего на 1,8%, хотя еще недавно глава ведомства Алексей Улюкаев настаивал на 2,4%, промышленность продолжит стагнировать, а увеличение инвестиций составит половину ожидавшегося. Но в 2014 году ВВП поднимется на 3,2%, настаивает Минэкономразвития, видя источник в удвоении темпов роста инвестиций. Такой показатель может быть обеспечен лишь отказом властей от планов ограничить тарифы госмонополий, считают эксперты.Прогнозам они не верят, ожидая углубления стагнации и эскалации общественного недовольства из-за необходимости жить по средствам, пишет газета «КоммерсантЪ».
Обновленный прогноз Минэкономразвития официально должен появиться в начале сентября, став основой для нового цикла среднесрочного бюджетного планирования.
Накануне основные его параметры были опубликованы информагентствами, а заместителю главы министерства Андрею Клепачу пришлось заявить (цитата по "Интерфаксу"): "Это рабочая оценка, которую мы направили в заинтересованные ведомства". В Минэкономразвития "Ъ" подтвердили: "Цифры прогноза верные". Они не несут добрых новостей ни экономике, ни самому правительству.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев до последнего настаивал, что веских оснований для пересмотра прогноза по ВВП на уровне 2,4% в 2013 году нет. Но его подчиненные, оценив экономический рост за семь месяцев в 1,4%, обнаружив нулевой подъем промышленности и сокращение инвестиций в 0,7%, оказались пессимистичнее и кардинально понизили динамику этих показателей на текущий год уже в третий раз.
ЦБ оценивал возможности роста экономики РФ в 2013 году близко к 2% еще до публикации данных Росстата за август. Опрошенные "Ъ" экономисты ING Russia, BNP Paribas и Института развития Высшей школы экономики также называют прогноз министерства на 2013 год "реалистичным". Сергей Миронов из Центра развития поясняет: если сельское хозяйство вырастет в этом году на 10%, это и послужит основным источником запланированного роста ВВП. Заметим, ухудшение показателей инвестиционного спроса в 2013 году сопровождается ускорением роста реальных зарплат, которое достигается в социальном секторе за счет дополнительной нагрузки на местные бюджеты, а в реальном секторе — за счет потери конкурентоспособности или дополнительных увольнений. Но из расчетов министерства следует: увеличенные зарплаты до конца года не приведут к ускорению роста импорта и розничной торговли, но лишь к увеличению безработицы. Население вместо наращивания потребления, которое оставалось основной движущей силой экономики, вероятно, начнет сберегать. "Обычно домохозяйства ведут себя так, ожидая кризиса",— замечает Юлия Цепляева из BNP Paribas.
Впрочем, если 2013 год Минэкономразвития видит годом распространения стагнации на сектор частного потребления, то в 2014 году должно произойти чудо: рост инвестиций ускорится вдвое, продолжив увеличиваться до 2016 года. Этот рывок сопровождается заметно меньшим ростом импорта, реальных зарплат, частного потребления и большей безработицей. Фундаментальных причин для инвестиционного рывка, на который безуспешно уже который год ставят в Минэкономразвития, экономисты найти не могут. Даже 450 млрд руб. из Фонда национального благосостояния и 100 млрд руб. пенсионных денег, которые правительство планирует потратить на дороги и электрические сети, столь скорого эффекта дать не смогут. Не исключено, что инвестиционный рывок может быть обеспечен отказом правительства от политических намерений президента Владимира Путина ограничить рост тарифов госмонополий. На это указывает увеличение инфляционных ориентиров на 2014-2015 годы, отмечает Дмитрий Полевой из ING Russia. Стоит отметить, что цифры, опубликованные агентствами, не содержали исходных параметров прогноза, в том числе динамики тарифов и курса рубля. Впрочем, в недавнем интервью "Ъ" Алексей Улюкаев отмечал, что борьба с издержками в экономике является его приоритетом на посту министра, а тарифы госмонополий должны отталкиваться от состояния экономики, а не наоборот.
Как бы там ни было, аналитики не верят в вероятность инвестиционного рывка, заложенного в базовый прогноз министерства. Без него экономику РФ ждет вхождение в полосу вялого роста, близкого к 2%, даже при сверхвысокой цене нефти, около $100 за баррель. "У всего этого есть серьезные политические последствия. Способность государства найти деньги на все чудачества испарится, а вместе с ней и социальная стабильность",— убеждена госпожа Цепляева. Эти соображения разделяют и другие опрошенные "Ъ" эксперты.