Agroday.ru : НОВОСТИ

По-прежнему  актуальна тема «локальных» гидросооружений на сельских территориях

Категория: Государство



Вновь подходит пора весеннего половодья. И по-прежнему актуальна тема «локальных» гидросооружений на сельских территориях – кто, за что в ответе? В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений, организация и осуществление мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах отнесено к вопросам местного значения. Согласно ч. 1 ст. 50 вышеуказанного закона пруды, обводненные карьеры на территории поселения могут находиться в собственности муниципального образования. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В соответствии со ст. 4 вышеуказанного закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Учитывая, что гидротехнические сооружения относятся к объектам недвижимости, на них распространяются положения ст. 130 ГК РФ. В соответствии с п.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи, и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Тем самым водные объекты (реки, пруды) расположенные на территории сельских поселений, являются главными недвижимыми вещами, а плотины, обслуживающие их, следуют судьбе главной вещи. Исходя из норм ст. ст. 35-39 Водного Кодекса РФ и ст. 102 Земельного кодекса РФ обособленные водные объекты, за исключением тех, что находятся в собственности РФ или субъекта РФ, предназначенные для муниципальных служб, находятся в муниципальной собственности. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определяет ГТС как объекты, представляющие потенциальную угрозу возникновения опасности для окружающей природной среды и благополучия человека, в связи с чем, устанавливает специальный правовой режим для регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений. В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Статьей 9 закона установлено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Кроме того, в ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования. Аварии на вышеуказанных объектах неизбежно приведут к возникновению чрезвычайных ситуаций, способны причинить экономический ущерб, нанести вред окружающей природной среде, повлечь человеческие жертвы. В соответствии с ч.3 ст.215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями, и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Однако указанное имущество не может быть передано муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения либо муниципальным учреждениям на праве оперативного управления в виду отсутствия государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на техническом состоянии указанного имущества. Статья 210 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно статье 38 Бюджетного кодекса РФ любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, средств являются нарушением бюджетного законодательства. Отсутствие государственной регистрации права собственности на гидротехнические сооружения будет препятствовать выделению бюджетных средств на ремонт и содержание указанных объектов недвижимости, что негативно скажется на их техническом состоянии. Н.В. ВЕРЕТЕННИКОВ. Прокурор Заветинского района Ростовской области - для сайта agroday.r

Добавлено: 3 апреля 2012 г. 8:23