Agroday.ru : НОВОСТИ
Молочные фермеры нашли спасение от диктата переработчиков
Категория: Пищепром
Молочные фермеры нашли спасение от диктата переработчиков. Они начали продавать свежее молоко через вендинговые машины - молокоматы. У входа в торговый центр стоит автомат, как для продажи лимонада или кофе. Только вместо чашки кофе он наливает вам бутылку молока. С недавних пор в России появилась возможность таким способом покупать фермерское молоко «из-под коровы». Устройство это называется молокомат. В России их уже несколько десятков, сети автоматов развиваются в Москве и области, Казани, Белгороде, Новосибирске, несколько «стальных коров» тестируется в Воронежской области, Бурятии, Перми. За счет молокоматов фермерам удается пробиться к покупателю в обход переработчика, и их маржа увеличивается на порядок. Некоторых переработчиков и ритейлеров эти машины интересуют как средство привлечения дополнительного потока покупателей и наращивания продаж молока. Кроме того, этот бизнес резко расширяет рынок сбыта для производителей и дистрибуторов вендинговых машин, к которым относятся молокоматы, пишет Еxpert.ru. Однако сети молокоматов в России развиваются не так, как в Европе, и требуют от фермеров выдающихся предпринимательских и управленческих навыков. По самым смелым оценкам, продажи через молокоматы могут достичь здесь лишь 5% рынка. Недавно Андрей Тимошенко, совладелец компании Vendorus Group, дистрибутора и оператора кофейных и снековых вендинговых автоматов, вернулся с семьей в Москву из Казани, где они провели почти три года. Все это время Андрей внедрял новый проект. Его компания в 2008 году продала агрохолдингу «Красный Восток», крупнейшему в России производителю молока, первые в стране молокоматы итальянского производства. К тому времени продажи кофейных и снековых автоматов резко упали и компания искала новые ниши. Между тем на Западе через вендинг продают почти все, включая моющие средства для стекол и зонты. На выставке в Италии Андрей обратил внимание на автомат для свежего молока. Предприниматель рассудил, что, поскольку молоко - продукт ежедневного потребления, ниша потенциально золотая и может в разы превысить рынок привычных снековых и кофейных машин. Внедрить новинку он предложил нескольким крупным холдингам — производителям молока, которые могли бы рискнуть инвестировать в проект полмиллиона долларов (примерно столько требуется для установки 20 автоматов с инфраструктурой) или больше. Согласился «Красный Восток». Айрат Хайруллин, владелец «Красного Востока» и депутат Госдумы, а также президент национального союза производителей молока («Союзмолоко»), оказывается, и сам присматривался к молокоматному бизнесу. Тогда, в конце 2008-го - начале 2009 года, для производителей молока начался тяжелейший период. «Зимой 2008 года банки резко задрали ставки по кредитам, от чего пострадали современные высокомеханизированные молочные предприятия. За пару лет до того они набрали кредитов на импортное оборудование, закупили элитное поголовье, которое дает молоко высокого качества, - рассказывает Хайруллин. - Но началось снижение цен на молоко из-за кризиса, потому что падал спрос». Летом 2009 года положение усугубила засуха. Снижение цен достигло пика. «Если в августе 2008-го за молоко высшего сорта давали приемлемые 16,5-17 рублей за литр, то летом 2009 года - не более 10 рублей, притом что цена на магазинной полке выросла на 37 процентов. Отрасль генерировала убыток в 5–6 рублей на литр в течение полутора лет. Уже в середине 2009 года фермеры стали резать поголовье, потому что нечем было платить по кредитам», - вспоминает Хайруллин. Самое интересное, что покупатель платит за молоко в два с лишним раза больше, чем завод-переработчик - фермеру. Эти «лишние» деньги идут на пастеризацию или стерилизацию, упаковку, постановку на полку, а оставшееся - маржа завода и ритейлера. То есть люфт для повышения рентабельности фермера есть. Выход из этой ситуации логичен и парадоксален одновременно: молоко - готовый к употреблению продукт, так зачем ему переработка и упаковка? Люди старшего поколения еще помнят, как были популярны бочки, к которым стояли очереди с бидонами. И посредников было решено обойти, передает ИА «Казах-Зерно». Оказалось, что современные «бочки» придумали в Швейцарии, где фермеры тоже страдали от ценовых «качелей» и даже устраивали акции протеста, поливая молоком землю. В итоге они призвали на помощь производителей оборудования, чтобы те разработали автомат, который фермер мог бы располагать в населенном пункте недалеко от фермы: на улице, в магазине, торговом центре, - самостоятельно заливая туда молоко, а клиент покупал бы его в удобное для себя время. Дело было в начале 2000-х, и теперь в Европе стоит уже 6–7 тыс. молокоматов, в основном в Швейцарии, Италии и восточноевропейских странах. Есть такие машины в Африке и Латинской Америке, а всего в мире, по оценкам, их насчитывается до 10 тыс. штук. Рентабельность продаж через молокоматы намного выше, чем сбыта молока заводу-переработчику. В России участники рынка называют цифру от 35%, а если не считать капзатраты - покупку автоматов и выстраивание инфраструктуры, - то и все 50% против обычных нескольких процентов. Хотя сам «Красный Восток» от падения цен так уж сильно не пострадал благодаря большим размерам и диверсифицированной структуре, Хайруллин решил провести эксперимент с новинкой. «Мы решили, что молокоматы будут особенно полезны небольшим фермерам из регионов. Я посоветовался с менеджерами, и мы стали обкатывать технологию», - рассказывает он. Сейчас у компании сеть из 30 машин в Казани и Альметьевске. Между тем за ходом эксперимента следили фермеры всей страны. Андрей Тимошенко ответил на 400 звонков, из которых, по его оценке, примерно 50 были от потенциальных клиентов. Среди них была и компания «Дубна+» из села Ольявидово Дмитровского района Подмосковья, как раз такая «небольшая ферма из региона», с 3 тыс. голов против 30 тыс. у «Красного Востока». Иван Соломаха, руководитель молокоматного проекта в «Дубне+», давно заинтересовался возможностью продавать свежее молоко напрямую. Ферму они с партнерами начали строить в 2006 году на месте развалившегося колхоза. «Все было, конечно, в плачевном состоянии, — рассказывает Иван, ведя нас по коровнику. - Только вот этот столб остался от прежнего предприятия, остальное перестроили». Инвесторы, основной бизнес у которых в Норильске, рассматривают ферму как возможность сделать «что-то качественное и полезное». Сотрудников на главные должности сманили из Москвы: привлекли хорошими зарплатами и возможностью получить жилье, построив многоквартирный дом. Кроме того, стали создавать условия жизни в селе, поддерживая школу и больницу. Но проблемы с закупочными ценами на молоко ставили всё под угрозу. Проект «Красного Востока» стал для Соломахи дополнительным свидетельством того, что направление это перспективное. Начиная с сентября 2010 года «Дубна+» развила сеть из 25 автоматов под брендом «А-Молоко». Они расположены в основном в Дмитрове, Яхроме, Химках, а один молокомат уже установлен в Москве, в ТЦ «Рио» на Дмитровском шоссе. Между тем о молокоматах стали писать в газетах и профессиональных журналах, их показывали на выставках. С конца 2011 года сеть молокоматов стал создавать белгородский мясо-молочный холдинг «Агро-Белогорье», установивший уже девять штук в собственной сети магазинов. Появились молокоматы у фермеров в Новосибирске, Улан-Удэ, Перми. Более того, появились российские производители молокоматов. В Москве этим занялась группа компаний «Фуд Милк». А недавно, по данным СМИ, местную разработку молокомата представили в Перми. Иван Соломаха прогнозирует обильный приток новых игроков на рынок молокоматной торговли летом этого года. «Все ждали, как мы перезимуем: не замерзнут ли автоматы на улице, не побьют ли их вандалы. Если зима 2010 года была только началом проекта, то теперь, когда их стало много, уже можно делать выводы», - говорит он. Впрочем, построить сеть молокоматов не так уж просто, в противном случае никто бы из фермеров не медлил Добавлено: 8 мая 2012 г. 12:11