Agroday.ru : НОВОСТИ
Кулинария на импортном молоке
Категория: Пищепром
Агропромышленная отрасль является ключевой при обсуждении интеграционных процессов — как скорого вступления в ВТО, так и более близких нам Таможенного и Евразийского союзов. Нам всем придется научиться работать по-новому, в условиях жесточайшей конкуренции. Бизнес к этому готов. А вот готово ли государство обеспечить достаточный уровень поддержки для равной конкуренции? Это то, что нас, участников рынка, с каждым днем все больше и больше беспокоит. С одной стороны, интеграция в глобальные рынки предполагает кардинальное обострение конкуренции, повышение качества продукции и более низкие цены для потребителей. А для российских аграриев — потенциальное открытие доступа к новым рынкам сбыта. С другой стороны, в условиях недобросовестной конкуренции и неравного уровня господдержки интеграция непременно приведет к сокращению производства. Под угрозу подпадает обеспечение продовольственной безопасности страны, а значит, потеря части суверенитета. Возможности избежать трагических сценариев есть. Первые итоги интеграции в рамках ЕЭП свидетельствуют о том, что, создавая единый рынок с другими странами, необходимо устанавливать равные для всех правила игры. У единого рынка должно быть единое регулирование. Но пока же ситуация прямо противоположная. К примеру, с момента создания Таможенного союза российский рынок активно заполняется белорусской сельхозпродукцией и товарами ее переработки. Во-первых, аграрное производство в братской республике де-факто полностью контролируется государством. Вплоть до директивной установки цен на продукцию. Так, цены для сбыта молока устанавливаются на 15—20% ниже его себестоимости. А это ключ к демпингу. Во-вторых, белорусы создают множественные административные барьеры для доступа нашей продукции на внутренний рынок. Например, по ряду позиций продуктовой линейки ввоз в Белоруссию может осуществляться только определенными государством компаниями. В условиях таких ограничений и неравного уровня господдержки рассчитывать на честную конкуренцию не приходится. Но мало установить равные правила игры. Необходимо создать условия, при которых недобросовестное поведение участников рынка станет скорее исключением из правил. Для примера: российский рынок по-прежнему заполонен фальсификатами. Согласно исследованиям, фальсификатами являются более половины продаваемого в торговых сетях сливочного масла, более 30% сметаны и творога и более 70% плавленых сыров. И отечественные производители натуральной продукции попросту не могут конкурировать с поддельщиками. Таким образом, аграрный сектор стоит перед стратегической развилкой. И суть ее заключается не в выборе между интеграцией страны в глобальную экономику и закрытием «железного занавеса». А в выборе между изменением госполитики в пользу выравнивания условий для конкуренции наших сельхозпроизводителей с зарубежными и подрывом продовольственной безопасности. Решение представляется очевидным, но для его исполнения потребуется принятие целого комплекса мер. Во-первых, России необходимо усилить функции госконтроля и ужесточить ответственность за выпуск продукции, не соответствующей техрегламентам и требованиям стандартов качества и безопасности продукции. Во-вторых, в кратчайшие сроки в полном объеме принять разработанную Минсельхозом «Программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы». Кроме того, нужно разработать и законодательно закрепить систему планирования и контроля товарооборота в рамках Таможенного союза и гармонизировать уровень господдержки с учетом долгосрочных планов по национальному развитию стран — участниц союза. Также в связи с вступлением России в ВТО необходимо обеспечить максимально допустимый уровень защитных мер и господдержки Добавлено: 23 апреля 2012 г. 5:30