Agroday.ru : НОВОСТИ

Концы в воду, или Ловля зерна в мутной воде

Категория: Государство



Как известно, в Казахстане идет кампания по борьбе с коррупцией и снижению административных барьеров для бизнеса, возглавляемая главой государства Нурсултаном Назарбаевым и партией «Нур Отан». К сожалению, отдельные госструктуры ухитряются плевать на эти позитивные процессы, оставаясь теми самыми тихими омутами, в мутной воде которых творятся темные дела. Образцовым примером такого омута служит зерновой терминал международного порта Актау АО «Ак бидай терминал». Серая схема Любой юрист первым признаком коррупционной схемы назовет отсутствие явных четких и понятных правил игры, которые делают одиноко доступными государственные услуги для всех участников рынка. В случае отсутствия таких правил, очевидно, возникает необходимость личных встреч с обитателями кабинетов, в чьих силах решить ваш вопрос. Ну, а о том, что происходит в тиши таких кабинетов, на каких условиях вопросы там решаются - никому из бизнесменов объяснять не надо. Они сами вам приведут множество примеров. Если коротко - то госслужащего, от чьей прихоти зависит судьба вашего бизнеса, нужно заинтересовать и ублажить. При отсутствии четких правил игры другой вариант не возможен - вам просто перекроют кислород, и вы в этом тихом омуте захлебнетесь. А чиновник ничуть не расстроится - он продолжит в этой мутной воде ловить рыбку. Естественно, не на благо государства, предоставившего ему его кабинет и полномочия, а во имя собственного кармана. Но вернемся к АО «Ак бидай терминал». Эта компания по праву может считаться воротами в рай для всех зернотрейдеров Казахстана. Все очень просто: на внутреннем рынке страны зерно стоит $100 за тонну, на внешнем - $300. Чувствуете разницу? А чтобы эту разницу не просто почувствовать, ощутить приятной тяжестью в своем кармане, трейдеру нужны услуги АО «Ак бидай терминал» на перевалку зерна. Поскольку оно одно-единственное во всем Казахстане, то имеет стратегическое значении. И находится в госсобственности, являясь дочерней структурой «Продкорпорации». По идее, государственное подчинение должно обеспечивать защиту интересов всех предпринимателей страны, предоставляя им равный доступ к морским перевозкам. На деле любой предприниматель, решивший отгрузить зерно морем, сразу же сталкивается с тем самым первым признаком коррупционной схемы, о которой мы говорили выше, - отсутствием четких ясных правил игры. Попытки выяснить принципы работы АО «Ак бидай терминал» могут тянуться годами, но так и не увенчаться успехом. На своем примере в этом убедилась Зерновая компания из Северного Казахстана. Уже третий год подряд компания пытается получить ответ на простой вопрос - как попасть в список компаний, имеющих право на отгрузку зерна через порт Актау. И три года ответ на этот вопрос они получить не могут. И все потому, что концы надежно спрятаны в воду администрацией АО «Ак бидай терминал» и руководством владельца терминала - «Продкорпорацией». Карикатура 0 С 2009 года накопилось множество запросов в АО «Ак бидай терминал» и «Продкорпорацию». Суть их проста: «Просим предоставить информацию по организации перевозок через порт Актау, то есть условия работы, процедуру заключения договоров, тарифы на услуги, минимальный объем партии». В ответ - либо тишина, либо отписки. При этом всегда - отказ на отгрузку, мотивированный очень просо - мощность зернового терминала очень мала, не более 50 тысяч тонн в месяц. И все эти объему уже распределены между некими компаниями. И так три года подряд! Что это за компании, которые всегда в начале очереди, и как другим предпринимателям попасть-таки в очередь и реализовать свое право на равный доступ к услугам государственного (!) порта - непонятно. Замкнутый круг Не помогают ни телефонные звонки, ни личные встречи. Чтобы не быть голословными, приведем избранные места из разговоров предпринимателей с различными чиновниками, задействованными в организации работы по перевалке зерновых грузов морским путем. Начнем с главного человека в этой запутанной цепочке, Рафаиля Галямова, председателя правления АО «Ак бидай терминал»: «Производитель зерна»: Мы хотим узнать результат рассмотрения нашей заявки на перевалку зерновых культур через порт Актау в Иран. Галямов: До нового года терминал полностью загружен. И это давно уже, с августа месяца - все забито. Производитель зерна: Хорошо. Тогда можно для дальнейшей работы получить информацию, как подбираются грузоотправители, существует ли порядок очередности рассмотрения заявок? Галямов: Конечно. Все пишут в Продкорпорацию письма. Продкорпорация мне отписывает, она же учредитель терминала. Производитель зерна: Дело в том, что мы много раз обращались в «Продкорпорацию». Нам там отвечают, что хоть вы и являетесь их дочерним предприятием, непосредственно решение по перевалке зерновых культур принимаете вы сами на месте… Галямов: Я вам скажу, есть определенный порядок. Вы написали председателю правления «Продкорпорации» Бейбутхану Кабдрахманову письмо. Он его отписывает кому-то для принятия решения. Может отписать мне, Галямову. Как только мы это письмо получим, сразу начнем что-то думать. А может, они вам отказ дадут, скажут - не рассматривать. То есть, есть же порядок определенный. Производитель зерна: Понятно. Тогда еще такой вопрос - когда мы можем надеяться отгрузиться через терминал? Галямов: Я откуда знаю? Очень много есть моментов, которые надо смотреть. Есть компании, у которых контракты неправильно заключены. Есть нюансы работы. Нам вообще лучше работать с крупными компаниями, которые уже у нас отгружаются. Они сеют по полтора миллиона га земли. Представляете, сколько людей у них работает. И конечно, мы им должны помогать - все это имеет значение. Производитель зерна: А для нашей компании, что необходимо сделать, чтобы все-таки отгрузиться? Галямов: Вы написали письмо и ждете ответа. И мы ждем. Давайте ждать. Производитель зерна: Но мы так давно в «Продкорпорацию» обращались, уже столько месяцев прошло… Галямов: «Продкорпорация» - владелец терминала. А я наемный директор. И как они мне скажут, так мы и будем решать. А свое мнение как директора я вам сказал - до 1 января все занято, у нас есть график. Как мы видим, Рафаиль Галямов всячески открещивается от своей роли основного звена в принятии решений об отгрузке и «переводит стрелки» (извините за это выражение, но иначе тут не скажешь) на учредителя - «Продкорпорацию». Что интересно, «Продкорпорация», в свою очередь, делает то же самое - «переводит стрелки» на Рафаиля Галямова! Вот цитата из разговоров сразу с двумя ответственными лицами «Продкорпорации». И оба говорят одно и то же: всю свою работу Рафаиль Галямов строит сам: Капай Имашев, специалист «Продкорпорации»: Производитель зерна: Можно пару вопросов для формирования своей работы на будущее? Каким методом у вас производится отбор заявок грузоотправителей? Имашев: Вам официальный ответ терминал уже дал. Они наша дочерняя компания, но мы в их работу не вмешиваемся. Производитель зерна: Почему тогда терминал говорит, чтобы мы обращались в «Продкорпорацию»? Имашев: Обращайтесь к ним. Они дочерняя компания. Но мы в их работу не вмешиваемся. Марат Сейсенов, начальник коммерческого отдела «Продкорпорации»: Производитель зерна: Наша компания несколько раз обращалась в «Продкорпорацию» по согласованию заявки на перевалку зерновых культур на «Ак бидай терминале». Ответа по сей день мы не дождались. Сейсенов: В данный момент порт Актау переполнен заявками до января. Порт очень маленький, его объем перевалки ограничен. После января будет видно. А как решается у них очередность, я сказать не могу - это решает председатель правления АО «Ак бидай терминал» Рафаиль Галямов. Мы в это не вмешиваемся. Там свое руководство, которое это контролирует и регулирует. Да, отгрузкой по железной дороге мы занимаемся, но по порту - все эти нюансы только они сами вам могут рассказать. Производитель зерна: Наша компания не раз обращалась в «Ак бидай терминал», они отправляют для согласования к вам, поскольку они ваша дочерняя компания. Сейсенов: Дочерних компаний у нас много, и внутреннюю работу регулируют они сами. Так же и АО «Ак бидай терминал» - мы в это не вмешиваемся. Черный ход Получается парадоксальная ситуация, настоящий замкнутый круг, из которого нет выхода. Но странной эта ситуация кажется только на первый взгляд. Опять-таки любой юрист вам скажет, что такие «замкнутые круги» - обязательный элемент коррупционной схемы в госструктурах. И ларчик открывается просто: дело в том, что тарифы на услуги государственных организаций фиксированные. Навара с них чиновникам нет. А без личного интереса они у нас работать не привыкли - не жить же им на зарплату! Вот тут-то и появляется спасительный выход из замкнутого круга в виде некой частной компании, аффилированной с кем-то из ключевых звеньев цепи. В случае с АО «Ак бидай терминал» таким спасительным выходом является экспедиторская компания. Ее услуги всячески навязываются предпринимателям, решившим воспользоваться возможностями порта Актау. Обращение к ней решает все проблемы отгрузки. В терминале сразу изыскивают возможности и мощности, чтобы переправить зерно куда угодно и без очереди. Так сказать, с черного хода. А почему? Потому что экспедиторская фирма берет за свои услуги хорошие деньги. И они, в отличие от фиксированных государственных тарифов, в госбюджет не уходят, а оседают в нужных карманах… Знакомые с этой схемой производители зерна не хотят мириться с произволом. Они продолжают добиваться правды и реализации своих законных прав. Вот только в битве этой силы не равны, и многие предприниматели все сильнее склоняются к выводу: зерновой терминал «Ак Бидай» необходимо продать в частные руки. Почему госбюджет должен содержать две сотни его сотрудников, если государственные интересы они не обеспечивают? У частной собственности тоже есть свои минусы, но все их перевешивает один плюс - с коррупцией и коррупционерами в АО «Ак бидай терминал» частный собственник точно покончит. В интересах частной фирмы будет установить понятные правила, чтобы привлечь клиентов. Также частник будет заинтересован расширять свои мощности, наращивая объемы перевалки. Ведь сейчас чиновники заинтересованы в прямо противоположном - пока есть очередь из желающих, чиновники контролируют ситуацию, получая свои дивиденды от дефицита мощностей. Когда этого не будет - не будет у них и механизма получения личной выгоды от ловли золотой рыбы в мутной воде. Антикоррупционные реформы Один из предпринимателей озвучил и такое предложение, принятие которого может навести хоть какой-то порядок с отгрузкой зерна через порт Актау: - Не секрет, что сейчас «Ак бидай терминал» на регулярной основе обеспечивает перевалку зерна только трем компаниям. Почему именно они имеют приоритет? Видимо, на этот вопрос смогут ответить только руководители «Продкорпорации» и самого терминала. Ну, и компетентные органы наверняка найдут ответ на этот очень интригующий вопрос, если проведут всестороннюю проверку нынешней схемы работы зернового терминала. Какими бы ни были результаты этого расследования (если оно, конечно, состоится), очевидно, что государству пора передать терминал в частные руки. Перевалка зерна - прибыльный бизнес. Сейчас же ситуация парадоксальная: государство содержит огромный штат сотрудников за бюджетный счет. И весь этот штат работает на благо тех самых трех компаний! Почему? Пусть они тратят свои прибыли на содержание порта, вкладываются в его развитие, а не получают сверхприбыли за счет государства. Другой вариант пресечения нынешней серой схемы работы зернового терминала, который предлагают предприниматели - проведение открытых тендеров на право воспользоваться услугами порта. Все очень просто: на прозрачной основе объявляется определенная квота перевозки зерна морем на каждый месяц, предприниматели вносят свои ценовые предложения. Победитель выплачивает деньги, которые уходят государству, и пополняют бюджет, а не глубокие карманы чиновников. - При внедрении тендерной основы подбора клиентов мы готовы отдать намного больше нынешних тарифов, - говорит один из предпринимателей. - Главное, мы хотим знать, что эти средства пополнят бюджет РК. И в то же время, открытая тендерная система позволила бы уйти от существующей коррупционной схемы. И необходимость в навязываемой нам сейчас аффилированной экспедиторской компании исчезла бы. Кстати, компетентным органам уже сейчас бы не помешало проверить этот вопрос: почему предпринимателей, решивших воспользоваться услугами порта Актау, АО «Ак бидай терминал» и АО «Kaskor Trans Servis» (эта компания владеет 15 км железной дороги от станции Мангышлак до станции порт Актау и является воротами на терминал и порт) заставляют работать через определенную экспедиторскую компанию? Эти позорные схемы пора пресечь. Глас народа Кстати, на сайте Информационного Агентства «Казах-Зерно» уже продолжительное время идет обсуждение нынешней практики работы зернового терминала порта Актау. Бизнесмены, лично столкнувшиеся с проблемами в сотрудничестве с АО «Ак бидай терминал» высказываю свои мнения. - «Надо продать терминал в частные руки. Тогда будет порядок! А сейчас дешевая услуга терминала позволяет получить хороший откат чиновникам! Мы кормим только их, никакой экономики там нет! Низкая стоимость услуг терминала дает повод крупным компаниям не строить дополнительно зерновые порты! Сейчас экспедитор, который один там, имеет больше прибыли, чем сам зерновой терминал «Ак бидай» - «Приоритет в порту сейчас имеют «АПК-Инвест», «Иволга-холдинг», «КазЭкспортАстык». Ну, а желания мелких экспортеров никто всерьез сейчас вообще не рассматривает. Тогда продайте им терминал! Почему вся государственная машина должна работать только на них? Мне одно не понятно: эти выше указанные компании уже себе построили зерновые терминалы или имеют доли в терминалах прибалтийских, российских и украинских портов. А в Казахстане они ничего за свои деньги не строят, в том числе и терминал! Они тут пользуются тем, что у нас построено за государственный счет. Пока политика по отношению к мелким предпринимателем не изменится, в Казахстане вечно будут работать такие коррупционные схемы... Все услуги госкомпании должны основываться на тендерных условиях…» - «Из-за отсутствия гарантий надежности (по срокам) поставок казахстанской пшеницы крупные международные трейдеры начинают диверсифицировать страны происхождения! Казахстанский экспорт стал заложником собственного морского терминала и откровенного бардака на железных дорогах» - «На зерновом терминале заинтересованные лица в сезон зарабатывают до 5 млн долларов. Специально сделана дешевая цена перевалки, чтобы остальное отправлять в свой карман. Лучше бы провели бы какой-нибудь аукцион на услуги терминала - кто больше даст, пусть грузит. Зато деньги пополнили бы бюджет страны, а не карманы начальства...» Продолжение читайте в ближайшем выпуске газеты «КазахЗерно.kz»

Добавлено: 24 ноября 2011 г. 12:04