Agroday.ru : НОВОСТИ

Галямовские миллионы

Категория: Другое



Речь, к сожалению, пойдет не о миллионах тонн зерна, которые казахстанские аграрии вырастили своим потом и кровью, но сейчас не могут продать за рубеж с прибылью из-за коррумпированности всей транспортной системы Казахстана. Речь пойдет о миллионах долларов, которые оседают в глубоких карманах чиновников, научившихся ловко пользоваться дефицитом зерновозов на железной дороге и мощностей в зерновом терминале порта Актау. После ряда критических публикаций Информационного Агентства «Казах-Зерно» о коррумпированности всей схемы экспорта зерна морским путем через единственный в Казахстане международный порт Актау, председатель правления зернового терминала АО «Ак Бидай терминал» Рафаиль Галямов был все-таки вынужден дать пресс-конференцию, чтобы попытаться спасти лицо порядочного госслужащего. Как мы уже писали, корреспондентов «Казах-Зерна» на пресс-конференцию не пригласили. Понятное дело – обычно люди с нечистой совестью боятся отвечать на острые прямые вопросы лицом к лицу. Давайте почитаем информацию, озвученную Рафаилем Галямовым в ходе пресс-0конференциии и попробуем сделать из нее выводы. Вот, например, интересную цифру озвучил председатель правления АО «Ак Бидай Терминал»: «Всего же с начала года мы перевалили свыше 226 тыс. тонн» - сказал Рафаиль Галямов. Казалось бы, ничего особенного в этой информации нет. Но это если не учитывать ту самую серую схему, которая используется при перевалке зерна через терминал. Напомним, что обязательный участник процесса отгрузки – навязываемая зернотрейдерам экспедиторская компания, явно аффилированная с кем-то из ключевых звеньев запутанной цепи работы порта. За свои услуги экспедиторы берут примерно $20 с каждой тонны зерна.(по словам зерновиков почти 10 долларов США из этой суммы-это чистая прибыль). Итак, выполняем нехитрые подсчеты: 226 тысяч тон умножаем на $10 и получаем $2,26 млн за неполный год. Очень неплохой бонус к зарплате чиновника, правда? А особенно приятно, что эти деньги поступают в нужный карман без всяких усилий – просто как плата за подпись-закорючку на разрешении отгрузиться через государственный (!) порт. Что еще сказать о прошедшей в порту пресс-конференции? К сожалению, нечего. Обычный (извините) трёп о дефиците мощностей и очереди экспортеров на отгрузку. Дошло и вовсе до смешного: портовое начальство посетовало на… погоду, которая порой мешает им работать! А почему бы и нет? Погода ведь ничего не ответит – давайте, чиновники, валите свои проблемы на нее… Ожидали от пресс-конференции мы совсем другого. Но не услышали. В частности, Рафаиль Галямов никак не прокомментировал такие, например, прецеденты, как ТОО «Многострадальное зерно». Это товарищество уже в течение нескольких лет не может попасть в очередь ту самую очередь на отгрузку. Прозрачной схемы получения права на отгрузку не существует. Руководство порта футболит зерновиков к руководству зернового терминал, а руководство терминала – к руководству своего учредителя – «Продкорпорации». И выхода из этого замкнутого круга нет. Вернее, он есть – в виде той самой аффилированной экспедиторской компании. Вот только экспортеры хотят работать по прозрачным схемам, а не по серым. И не хотят пополнять карманы зарвавшихся чиновников. Где выход из этой безнадежной ситуации? Похоже, ответить на этот вопрос может только финансовая полиция и прокуратура. А мы будем продолжать следить за происходящим в мутных водах тихого омута порта «Актау». Евгений ЛИПОВИЦКИ

Добавлено: 24 ноября 2011 г. 12:07