ЦБ РФ / 20.09.2018
Доллар (USD): 67,0098 руб.Евро (EUR): 78,3613 руб. Золото: 2591,76 руб. Серебро: 30,56 руб. Платина: 1766,62 руб. Палладий: 2184,58 руб.
Лучшие зерносушилки
Anton Paar - для сахарной индустрии
Место для Вашей рекламы
Гермес
ГлавнаяПубликацииНовости министерств и ведомствРоссельхознадзорИтоги работы отдела земельного надзора Управления Россельхознадз ...

Итоги работы отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям за 9 месяцев 2014 года

О результатах деятельности в области земельного надзора за 9 месяцев 2014 года рассказала начальник отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Вера Юрьевна Белоконь.
- Вера Юрьевна, расскажите, пожалуйста, каких результатов удалось добиться отделу за отчетный период?

- Приведу конкретные цифры, которые лучше слов расскажут о нашей деятельности. За 9 месяцев текущего года инспекторами отдела земельного надзора проконтролировано более 123 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения и земель сельскохозяйственного использования на территории Тверской и Псковской областей. При этом нарушения выявлены на площади свыше 17 тыс. гектаров, что составляет около 14 % обследованных земель.
За отчетный период почти на 25 % возросло количество проведенных отделом контрольно-надзорных мероприятий по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – проведено 2 тыс. 50 проверок против 1 тыс. 629 за прошлый год. А это не только существенное увеличение объема работы, приходящегося на каждого инспектора, но и рост числа выявленных нарушений.
- Каковы показатели эффективности проводимой работы, и какие меры приняты по результатам выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства?
- Если за первые три квартала 2013 года Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям было вынесено 986 постановлений о привлечении к административной ответственности нарушителей земельного законодательства, то в этом году количество постановлений возросло до 1 тыс. 225, а общая сумма наложенных штрафов составила свыше 4 млн рублей.
Также инспекторами отдела земельного надзора за истекший период составлено 1 тыс. 976 актов, 1 тыс. 424 протокола об административных правонарушениях и выдано 991 предписание с целью устранения выявленных нарушений земельного законодательства. Это существенный рост по сравнению с показателями 2013 года: в отношении числа актов он составил 24%, протоколов выдано на 35% больше, а предписаний – более чем в два раза.
Но главной целью нашей работы являются не карательные меры в виде штрафов, не погоня за «процентами эффективности», а предотвращение нарушений земельного законодательства и вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому особое внимание уделяется вопросам исполнения предписаний, которые выдаются инспекторами на стадии выявления нарушений и содержат перечень мероприятий, которые обязан провести владелец земельного участка. В результате исполнения предписаний в отчетном периоде в сельскохозяйственный оборот было вовлечено 2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

- Какие нарушения чаще всего выявляете, надзирая за землями? Чем «грешат» землевладельцы Тверской и Псковской областей?

Основной проблемой по-прежнему остается зарастание земель сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковой и сорной растительностью. Зарастаем, «вырастая» в процентах нарушений, выявленных по части 2 статьи 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Эта статья устанавливает ответственность землевладельцев за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.
В прошлом году за отчетный период по данной статье было привлечено 436 нарушителей, а в этом выявлено уже 648 случаев, когда на пашне можно не только полюбоваться одуванчиками, но и собрать неплохой «урожай» грибов. Не нужно обладать большими математическими талантами, чтобы увидеть процент роста числа нарушений - он слегка «не дотянул» до 50 %.
Зарастание земель только на первый взгляд кажется безобидным явлением. На практике оно ведет к снижению почвенного плодородия, так как под древесно-кустарниковой растительностью усиливается подзолистый процесс, в результате чего ухудшается большинство показателей плодородия. Кроме того, в случае возвращения заросших земель в сельскохозяйственное производство, при раскорчевке древесной растительности механическим путем, сильно нарушается верхний, наиболее плодородный слой почвы, что также ведет к снижению уровня плодородия. Тенденция зарастания неиспользуемых земель ведет к выведению их из оборота, утрате для сельскохозяйственного производства. Решать эти проблемы нужно сообща, в этом нам может помочь проведение органами местного самоуправления муниципального земельного контроля, так как наша служба не может охватить проверками каждый гектар Тверской и Псковской земли. Кроме того, представители муниципальных образований знакомы с земельными проблемами на территории поселения, как говорится, «изнутри», что тоже способствует повышению эффективности проводимых контрольно-надзорных мероприятий.

- Как вы оцениваете работу органов местного самоуправления по проведению муниципального земельного контроля? Какие задачи ставите в этом вопросе перед собой?

- Хотелось бы видеть больше активности со стороны муниципальных образований, хотя работа понемногу начинает сдвигаться с мертвой точки. В большинстве муниципальных образований уже приняты положения о муниципальном земельном контроле, и он осуществляется комиссиями, созданными при администрации района, либо полномочия по его проведению переданы в сельские поселения, но в целом работа по созданию комиссий практически завершена.
Осуществляется муниципальный земельный контроль во взаимодействии с Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, Органы местного самоуправления не уполномочены привлекать нарушителей к административной ответственности, поэтому акты, составленные по результатам проведенных проверок, направляются в Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям для рассмотрения и принятия решения. Так, за отчетный период в порядке осуществления муниципального земельного контроля нам были переданы на рассмотрение материалы проверок администрациями сельских поселений Рамешковского и Зубцовского районов для принятия административных мер.
Со своей стороны мы оказываем муниципалам посильную консультационную помощь, в настоящее время организовано проведение кустовых семинаров по теме: «Взаимодействие Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям с муниципальными образованиями Тверской области при осуществлении муниципального земельного контроля». Серия стартовала 22 октября этого года, когда на базе Федерального государственного бюджетного учреждения «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» было проведено первое совещание с представителями органов местного самоуправления Рамешковского, Ржевского, Калининского, Старицкого и Зубцовского районов. Всего запланировано проведение шести мероприятий, которые охватят все районы Тверской области. Аналогичную работу планируется провести и на территории Псковской области.
Задача Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям состоит в том, чтобы совместно с муниципальными органами научить землепользователей соблюдать земельное законодательство, или понудить его к этому. Это наша общая работа.
- А как обстоят дела у самих муниципальных образований? Ведь у них тоже есть в собственности земли сельхозназначения, да и за фонд перераспределения они в ответе.
- В отчетном периоде Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям поведено 59 проверок в отношении органов местного самоуправления, из них 40 плановых и 19 внеплановых проверок. Всего обследовано 2 тыс. га муниципальных земель, 1,307 тыс. га на территории Тверской и 0,7 тыс. га на территории Псковской области. По результатам проверок выдано 23 предписания, подавляющая часть которых касается отсутствия в муниципальном образовании местной программы использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. А ведь эти программы очень важны, так как определяют основные концепции управления земельными ресурсами, стратегию в вопросах использования и охраны земель сельхозназначения. Они разрабатываются для того, чтобы из года в год не терять сотни гектаров пашни, не допускать деградации посевных площадей, а использовать их рационально и в полном объеме.

- Какие нарушения земельного законодательства выявляете у муниципалов и есть ли положительная динамика в вопросах их устранения?

- Нарушения в основном те же, что и у других категорий поднадзорных объектов – выявляем зарастание муниципальных земель кустарником и сорняками, есть случаи захламления угодий твердыми бытовыми отходами. Так, до сих пор не устранено захламление земель сельхозназначения на территории Осташковского района, которые находятся в собственности администрации МО «Осташковский район». Предписание было выдано еще в феврале текущего года, однако внеплановая проверка по его исполнению показала, что «сор и ныне там». В отношении администрации составлен протокол по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за неисполнение законных требований должностного лица по исполнению предписания, а дело передано в мировой суд.
Но положительные сдвиги тоже есть - администрация МО «Бологовский район» Тверской области исполнила требования ранее выданных предписаний и провела рекультивацию нарушенных земель, в результате чего в оборот введено 0,02 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
Приступила к исполнению предписаний администрация Рамешковского района Тверской области – в районе деревень Погорельцы и Ведное расчищено от захламления около 10 га земель сельхозназначения, а в районе деревень Кадное и Заручье – 13 га. Однако частичное исполнение мероприятий не считается исполнением предписания, поэтому органу местного самоуправления выданы повторные предписания, а дела были переданы в мировой суд Рамешковского района, который привлек нарушителя к административной ответственности и назначил административные штрафы в размере 10 тыс.рублей по каждому из административных дел.

- Сейчас много вопросов возникает у тех, кто приобрел в собственность землю сельхозназначения и мечтает построить на ней дом с садом. К сожалению, не все потенциальные застройщики разбираются в категориях земель и вопросах правовой оценки своих действий. Что можете им посоветовать?

- Советую, прежде всего, понять какую землю и для каких целей вы приобретаете, а затем серьезно изучить договор купли–продажи и прочие документы на землю. Если вы хотите заниматься аграрным производством, то смело приобретайте земли сельскохозяйственного назначения, они предназначены именно для этих целей. А вот для строительства коттеджа их покупать не стоит, иначе потом можете попасть в так называемую категорию «самовольных застройщиков», и вынуждены будете отказаться от своего приобретения, если, конечно, не хотите нарушать закон.

- А что ожидает самовольных застройщиков, если они все же начнут строительство на «сельхозке», и есть ли такие случаи в Вашей практике?

- Самовольных застройщиков накажут. Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям выносится в таких случаях постановление о привлечении к административной ответственности и предписание, обязывающее провести рекультивацию нарушенных земель. Затем его исполнение проверяется во время внеплановой проверки, так что надеяться, что надзорные органы «забудут» про незаконный дом на землях сельхозназначения, не стоит.
В 2014 году мы привлекли к административной ответственности собственника, который незаконно возвел два строения на сельхозугодьях в районе деревни Домниково Калининского района Тверской области. В ходе строительства было уничтожено почти полтора гектара плодородных земель. Теперь нарушитель должен уплатить административный штраф и возместить нанесенный землям сельхозназначения ущерб, который составляет не один миллион рублей. Собственнику предстоит провести рекультивацию нарушенных земель с целью восстановления плодородия земель и вовлечения их в сельхозоборот.

- В процессе проверок иногда бывает необходимо провести экспертизу почвенных проб, с кем сотрудничаете в этом случае?

- Мы уже давно работаем в тесном контакте с ФГБУ «Тверская МВЛ», куда и направляем на экспертизу отобранные в ходе контрольно-надзорных мероприятий почвенные пробы. То есть ФГБУ «Тверская МВЛ» является исследовательской частью в сфере государственного земельного надзора. Наше сотрудничество продолжается не первый год в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии. За 9 месяцев 2014 года было отобрано и направлено на исследования 254 почвенных пробы, из них 79 на исследование химико-токсикологических показателей и 175 на исследование 708 агрохимических показателей.
По результатам проведенных 194 исследований на химико-токсикологические показатели в 34 выявлено превышение нормативов, выявляемость составила 17,52%.
По результатам проанализированных 175 проб на агрохимию и плодородие почв в 111 пробах выявлено снижение показателей плодородия.

- Что является основной причиной загрязнения почв и возникающих в этой связи нарушений?

- Огромный вред наносят плодородным землям несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, которые нередко выявляем на территориях обеих областей. Кучи ненужного вредоносного хлама лежат на сельхохзугодьях, отравляя воздух и загрязняя землю токсичными элементами, такими, как цинк, свинец, ртуть и бензапирен. Это следствие как неразвитой системы сбора и переработки отходов производства и потребления, так и несознательности организаций и отдельных граждан, бездумно вывозящих мусор на любую удобную для себя территорию.


- Каковы планы работы на следующий квартал?

- Будем продолжать работать по утвержденному плану проверок, проводя плановые контрольно-надзорные мероприятия, а также отслеживать во время внеплановых проверок исполнение ранее выданных предписаний. Продолжим работу, связанную с поступлением в отдел земельного надзора обращений граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления. Будем добиваться возмещения вреда, причиненного почвам, путем понуждения владельцев к проведению рекультивации нарушенных земель.
Земля всегда была нашим главным национальным достоянием и богатством. Наша задача – научить землевладельцев бережно относиться к этому достоянию, чтобы сохранить и приумножить его для будущих поколений.

- Успехов Вам.

- Спасибо.
Итоги работы отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям за 9 месяцев 2014 года

Итоги работы отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям за 9 месяцев 2014 года

Наталья0

№4(116) май-июнь 2018

Agroday.ru, Copyright © 2011-2015 ООО "ЭКСПОМЕДИА". Все права защищены.
Email: support@agroday.ru Тел./факс: +7 (863) 2820411, 2820412, 2820413, 2820346, 2820346, 2401488
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на http://agroday.ru обязательна.
Яндекс цитирования
Разработка портала: Adlogic Systems
Платформа: Xevian