Agroday.ru : СТАТЬИ
Существует ли качество?
Минздравом было предложено внести в ряд правовых документов небольшую поправку, а именно заменить термин «качество пищевых продуктов» на «качество пищевой продукции». Смысловую нагрузку понятия («качество пищевых продуктов — это совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования») отечественные здравоохранители собирались оставить в прежнем виде.
В резюме Минэкономразвития по этому вопросу приведенное определение характеризуется как узкое, сведенное всего лишь к одному критерию: можно ли считать конкретный продукт пищей. Практически любой продукт, являющийся съедобным, считается качественным по умолчанию. Специалисты министерства считают, что в таком случае само обсуждаемое понятие нужно исключить из законодательства.
Cтрогую градацию в таких субъективных вопросах, как качество, установить крайне проблематично, лучше уделять дополнительное внимание безопасности пищевых продуктов.
«Критерии “качества" пищевой продукции не определены в законодательстве Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации. Полагаем, что требования к “качеству" и обеспечению “качества" не могут являться предметом регулирования российского законодательства, — написано в заключении. — Следует исключить из законодательных актов Российской Федерации положения о регулировании “качества" пищевой продукции».
В Европейской экономической комиссии (ЕЭК) Таможенного союза не приветствуют избыточные ограничения в том, что касается качества продуктов. Чиновники ЕЭК считают, что строгую градацию в таких субъективных вопросах, как качество, установить крайне проблематично, и лучше уделять дополнительное внимание безопасности пищевых продуктов.
Роспотребнадзор, Минсельхоз и Росалкогольрегулирование в данном вопросе солидарны с позицией Миндздрава, считая необходимым оставить в законодательном поле понятие качества.
Мы обратились за комментариями к нашему постоянному эксперту, вице-президенту системы добровольной сертификации «Продовольственной продукции «Высокое качество» Елене Александровне Саратцевой:
Законопроект «О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации по вопросам безопасности пищевой продукции», разработанный Минздравом России, был размещен на сайте Минэкономразвития России и рассматривался Системой добровольной сертификации «Высокое качество» в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия. Законопроектом, в том числе, предусматривалось внесение изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевой продукции» в целях гармонизации со вступившими в силу техническими регламентами Таможенного союза, в первую очередь Техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции».
Однако при детальном изучении законодательства вскрылась важная системная проблема, получившая отражение в размещенном на сайте заключении Минэкономразвития России. Министерством отмечается, что «законодательство не может устанавливать обязательных требований к “качеству" пищевой продукции и иным образом вмешиваться в регулирование этой сферы». В первую очередь, контролировать качество.
Система «Высокое качество» разделяет позицию Минэкономразвитя России. Качество, как характеристика, продукции, в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" не является предметом государственного регулирования. Государство в технических регламентах устанавливает исключительно минимальные требования БЕЗОПАСНОСТИ, т.е. обеспечивает отсутствие вреда для здоровья населения. Никакие другие требования к продукции не должны носить обязательный характер.
Каждый потребитель выбирает то соотношение цены и иных характеристик товара, которые устраивают именно данного потребителя - никто не вправе обязать его покупать тот или иной продукт.
Требования к качеству товаров устанавливаются стандартами (ГОСТами, ОСТами, стандартами организаций). Применение стандартов производителями носит добровольный характер - это основной принцип добровольной сертификации. В этом и выражается основной закон рыночной экономики, каждый производитель решает для себя сам, что выгоднее: сделать более дешевый, но менее вкусный товар либо поразить потребителя качеством премиум по невероятной цене.Единственное условие: товар должен быть безопасным для потребителя.
При этом каждый потребитель выбирает то соотношение цены и иных характеристик товара, которые устраивают именно данного потребителя - никто не вправе обязать его покупать тот или иной продукт. И здесь мы сталкиваемся с распространенной проблемой: недостоверность информации о товаре, размещаемой на маркировке. Фальсификаты часто путают с некачественным товаром, однако правовая природа этих категорий разная. Фальсификаторы нарушают законодательство, предоставляя потребителю заведомо ложную информацию(например, «сливочное масло», изготовленное полностью из растительных жиров), в то время как товары с невысокими потребительскими свойствами (например, набивший оскомину «молочный продукт») требованиям законодательства полностью соответствуют.
В этой связи Система «Высокое качество» считает, что необходимо усилить государственный контроль за соответствием товаров заявляемым на этикетке свойствам. После решения этой проблемы вопросы качества пищевой продукции урегулируются рынком в процессе добросовестной конкурентной борьбы.
- Есть ли у Вас информация по поводу прецедентов законодательного регулирования понятия качества в зарубежных странах?
- Конечно, есть, мы регулярно проводим соответствующие мониторинги. Так вот, если говорить о государственном (подчеркиваю, ГОСУДРСТВЕННОМ, а не рыночном механизме) регулирования качества за рубежом, то ситуация следующая. В последние годы проблема качества в развитых странах перестает быть заботой отдельных фирм, а рассматривается как общенациональная проблема. Так, проблема управления качеством продукции рассматривается как важнейшая национальная задача в Японии, в США организуются ежегодные "месячники качества", в Швеции по решению правительства проводятся общенациональные кампании борьбы за качество, в Голландии разрабатывается общенациональный пятилетний план повышения качества продукции
Такое пристальное внимание в развитых странах к качеству продукции объясняется действием объективных причин, названных ранее, а также изменением условий, форм и методов обострившейся конкурентной борьбы за рынки сбыта между ведущими фирмами разных стран.
Катализатором является "японский феномен" в области качества изделий, в основе которого лежит уникальный подход к качеству выпускаемой продукции. Японские производители чаще придерживаются стратегии постоянного стремления не к оптимальному (с точки зрения потребителя), а к наивысшему уровню качества. Они идут на связанное с этим повышение затрат, пренебрегая текущим результатом ради достижения стратегических целей, и в конечном итоге добиваются устойчивых потребительских предпочтений и укрепляют свои позиции на рынке.
Крупнейшей в мире является организация по качеству Японии - Японский союз инженеров и научных работников. Основными видами деятельности этой организации являются: проведение исследований в области управления качеством продукции, обучение и переподготовка кадров, пропагандистская и издательская деятельность. Специалисты союза проводят обследование фирм - претендентов на премию Деминга. Эта премия была учреждена в Японии в 1951 г. в честь Эдвардса Деминга, одного из ведущих специалистов США по внедрению статистических методов контроля качества. Американский ученый Деминг первым из своих 14-ти ключевых принципов управления считал постоянство цели — непрерывное улучшение продукции для достижения её конкурентоспособности. Он говорил, что улучшение качества изделий вызывает положительную цепную реакцию: уменьшаются потери на брак, а значит снижаются производственные затраты и растёт производительность труда (объём выпускаемой годной продукции), а благодаря лучшему качеству и низкой цене увеличивается доля продукции предприятия на рынках сбыта и, как следствие, — упрочивается позиция предприятия. Премия Деминга может присуждаться как отдельным специалистам за теоретическую разработку статистических методов контроля, так и фирмам за их практическое применение. Японский союз инженеров и научных работников проводит ежегодные месячники качества и все японские съезды кружков качества, организует конференции и симпозиумы.
Таким образом, в Японии высокий уровень качества поддерживают профессиональные сообщества.
США: "Качество - прежде всего!" - под этим лозунгом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) – национальная организация по качеству США, основанная в 1946 г. и насчитывающая в настоящее время 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов. В состав АОКК входят представители крупнейших корпораций, научно-исследовательских организаций США. АОКК имеет отделения в США и за рубежом. АОКК занимается разработкой организационных основ служб управления качеством на предприятиях, способствует внедрению передовых методов управления качеством, организует обучение специалистов, ведет издательскую деятельность.
Вместе с тем, Конгрессом США учреждена национальная премия имени Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которая с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручает Президент США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный День Качества.
Евросоюз: В отличие от предыдущих примеров, в странах Евросоюза качество является предметом регулирования межнациональных документов. Работа в международных организациях по стандартизации позволяет странам получать большие экономические выгоды, которые в конечном итоге заключаются в повышении качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, расширении экспортных возможностей. Каждый крупный производитель стремится к переводу своих фирменных стандартов в международные.
При этом большинство международных стандартов устанавливают требования в отношении испытаний и методов контроля качества продукции, классификации, терминологии и т.д. Технические требования к продукции устанавливают только около 20 % МС ИСО (в основном, требования по безопасности). В МЭК доля таких МС несколько выше.Ориентация стандартов преимущественно на регламентацию требований в отношении испытаний и методов контроля качества объясняется тем, что сами величины технических характеристик продукции во многих случаях устанавливаются покупателем и поставщиком и тесным образом связаны с ценой на эту продукцию.
Обилие информации, конечно, обуславливает потребительский выбор, заставляя нас вглядываться в этикетки.
- А способствует ли укреплению ответственного отношения производителей и повышению потребительской грамотности обычных людей общественное и медийное внимание к данной проблематике, вроде программы «Контрольная закупка» по ТВ?
- Сложно ответить однозначно. К сожалению, медийная активность (не только в нашей стране) по большей части носит заказной характер. Если пресса начинает говорить о какой-то плохой, низкокачественной, небезопасной продукции, то чаще всего причиной таких разговоров становится недобросовестная конкурентная борьба.
Cui prodest? Известный принцип. Только потребителю, естественно, о нем не сообщают.
Но обилие информации, конечно, обуславливает потребительский выбор, заставляя нас вглядываться в этикетки. Было бы неплохо, чтобы потребителям еще разъяснили, что означают непонятные для основной массы слова-ингридиенты и кабалистические знаки соответствия на упаковках.
Добавлено: 20 ноября 2013 г. 12:14