Agroday.ru : СТАТЬИ
Российское птицеводство 2020: новые условия, новые задачи
За прошедшие годы в птицеводстве была выстроена эффективная вертикаль управления, что обеспечило ей не только бурный рост и развитие, но и позволило в условиях разрыва хозяйственных связей успешно адаптироваться к рыночным отношениям, сохранив научно-производственную систему, через которую реализовывалась технологическая и экономическая политика в отрасли. Благодаря этому птицеводство в настоящее время представляет собой высокоинтегрированное производство — от обеспечения инкубационным яйцом до выхода готовой продукции широчайшего ассортимента.
Научная база, представленная отраслевыми институтами (Федеральный научный центр «Всероссийский научно-исследовательский институт птицеводства» Российской Академии наук и его филиалы ФНЦ ВНИТИП РАН, «ВНИИПП», «ВНИВИП», «ФЦОЗЖ»), позволяет птицеводству занимать лидирующие позиции в реализации новейших технологий по всей цепочке производства, что называется, «от поля до прилавка».
В рамках подпрограммы «Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур в целях получения бройлеров» (на период 2020–2025 гг.) наука решает актуальнейший вопрос обеспечения отечественным кроссом, отличающимся высокой продуктивностью и жизнеспособностью, на основе применения новых высокотехнологичных отечественных разработок, включающих элементы полного комплексного научно-технического цикла.
Насыщение внутреннего рынка отечественным мясом птицы и яйцом являлось основной задачей предыдущей Доктрины продовольственной безопасности в части птицеводства, что было реализовано в полном объеме:
✔ пороговое значение 85% удельного веса отечественной продукции по мясу птицы на внутреннем рынке достигнуто в 2011 г., а на сегодня составляет практически 100%. По яйцу потребности внутреннего рынка удовлетворялись отечественными производителями в полном объеме всегда;
✔ экономическая доступность птицеводческой продукции не вызывает никаких сомнений: мясо птицы является самым дешевым источником животного белка;
✔ возможность приобретения птицеводческой продукции во всех населенных пунктах страны в необходимых объемах и ассортименте подтверждает выполнение критерия ее физической доступности.
В январе текущего года Указом Президента России № 20 была утверждена новая Доктрина продовольственной безопасности РФ, где в полной мере нашли свое отражение новые направления развития АПК. Для птицеводства это прежде всего вопросы ветеринарии, безопасности и качества продукции, экологии, формирования продовольственной безопасности единого рынка стран ЕАЭС, развитие экспорта, задачи формирования здорового питания.
В Доктрине и «дорожной карте», разработанной по реализации ее положений, данные задачи сформулированы и обозначены стратегические пути их решения. Безусловно, существенные коррективы в работу всего аграрного сектора внесла ситуация с пандемией COVID-19. Возникли определенные проблемы и у птицеводов. Ограничительные меры, введенные практически во всех субъектах РФ, привели к закрытию точек торговли животными и птицей, снижению активности населения, возможности межрегионального передвижения транспорта.
Племенные предприятия, поставляющие инкубационное яйцо и суточный молодняк птицы населению, ИПС, КФХ, СПХ, столкнулись с проблемой реализации своей продукции, объемы которой составили 30–35% от объемов заказов, сделанных ранее.
Некоторые поставщики племенной продукции (суточных цыплят птицефабрикам) столкнулись с проблемой доставки в отдаленные регионы: из Московской области в Кемеровскую область и Красноярский край. Традиционно доставка туда осуществлялась самолетами (регулярными авиарейсами). В связи с отсутствием возможности получить суточных цыплят птицефабрики этих регионов отложили посадку молодняка.
В связи с закрытием организаций общественного питания (кафе, рестораны) существенно снизились объемы реализации у предприятий, ориентированных на поставки птицеводческой продукций для данных организаций. В первую очередь это коснулось производителей мяса перепелов и мяса водоплавающей птицы.
Однако основное негативное влияние пандемии — снижение потребительского спроса и платежеспособности населения. По данным Минэкономразвития и Росстата, реальные располагаемые доходы населения во втором квартале 2020 г., на который пришелся
основной удар пандемического кризиса, сократились на 8% в годовом выражении, что является рекордным показателем с 1999 г., когда падение составило 12,3%.
В целом за первое полугодие 2020 г. снижение реальных располагаемых доходов составило 3,7%. Согласно параметрам сценарных условий прогноза социально-экономического развития на 2020–2023 гг., подготовленного Минэкономразвития, по итогам 2020 г. данный показатель не превысит 3,8%. При этом рост ожидается в 2021 г. на 2,8%, в 2022-м — на 2%, в 2023-м — на 2,6%.
На фоне снижения платежеспособности населения показатели потребительского рынка в июне находились ниже уровня прошлого года, что сказалось на формировании отпускных цен на мясо птицы и яйцо и на выручке сельхозтоваропроизводителей. За первое полугодие текущего года отпускной прайс оказался ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года: на яйцо — на 5%, на мясо птицы — на 8%.
Иными негативными факторами, определяющими социально-экономическую ситуацию в текущем году, явились падение цен на нефть, девальвация рубля, закрытие границ вследствие пандемии коронавируса. Снижение курса рубля привело к росту стоимости используемых в производстве птицеводческой продукции ресурсов, прежде всего тех, цена которых зависит от курса валют и колеблется в коридорах: для кормовых компонентов — от 16 до 37%, для племенной продукции — на 15–25%, для ветеринарных препаратов — на 10–15%. С учетом косвенной зависимости стоимости ресурсов от курса валют их доля в себестоимости составляет 45–50%. Высокая валютная составляющая данных ресурсов в себестоимости птицеводческой продукции, а также рост цен на зерно (20% и более) привели к увеличению себестоимости мяса птицы и яйца в среднем на 17–20%.
Принимая во внимание факт снижения активности и доходов населения, компенсировать рост себестоимости хотя бы частично за счет повышения отпускной цены оказалось невозможным.
Влияние двух факторов — рост себестоимости и низкие отпускные цены — сформировало у предприятий существенный дефицит оборотных средств, который, по нашей оценке, во втором полугодии будет только увеличиваться.
Безусловно, такая ситуация не может не сказаться на темпах прироста производства, которые по итогам 5 месяцев снижаются (табл. 1, 2), составив в мае по отношению к началу года по мясу птицы 0,9 тыс. тонн (–0,04%), по яйцу — 86 млн шт. (+0,5%).
В итоге ресурсы мяса птицы на рынке в январе–мае текущего года снизились на 62 тыс. тонн и составили 1 млн 988,5 тыс. тонн. Опережающий темп роста экспорта мяса птицы не компенсируется ростом отечественного производства и импортом мяса птицы.
В целом ресурсы на рынке мяса прирастают за счет увеличения производства свинины. Ресурсы пищевых яиц на внутреннем рынке увеличились на 98,2 млн шт.
Анализируя сегодня объемные показатели формирования рынка и отпускных цен на птицеводческую продукцию, мы видим, что основным определяющим фактором является покупательская способность потребителя. Ресурсы мяса птицы и яйца практически не изменяются, экспорт увеличивается, а цены не растут. Продолжающееся снижение покупательной способности на протяжении нескольких лет нашло свое отражение в разработанной Стратегии развития по мясу птицы и яйцу до 2030 г.
Прирост объемов производства мяса птицы после 2024 года предусматривает сохранение баланса на внутреннем рынке при росте экспорта согласно поставленной президентом России задаче (рис. 3). По яйцу наращивание экспортных поставок будет происходить более равномерно при сохранении потребления на внутреннем рынке (рис. 4).
Следует учитывать существующие мощности предприятий, которые по тем или иным причинам остановили свою работу и их ввод будет способствовать восстановлению потерянных ранее объемов производства. Баланс рынка мяса птицы и пищевых яиц по текущему году оценивается с небольшим приростом.
Экспорт
Интенсивность развития птицеводства в рамках Нацпроекта и Госпрограммы позволило отрасли полностью обеспечить потребности внутреннего рынка и перейти к наращиванию экспортных поставок. В 2019 г. объем экспорта мяса птицы вырос на 14% и составил 210 тыс. тонн, что в структуре всех видов мяса соответствует 62%. В 2020 г. российский экспорт мяса птицы демонстрирует уверенный рост. За 5 месяцев текущего года экспорт составил 123,2 тыс. тонн (190,7 млн USD), что на 85% в натуральном и более чем в 2 раза в стоимостном выражении больше аналогичного периода 2019 г. (рис. 5).
Поставки мяса птицы в январе–мае осуществлялись:
✔ в 24 страны дальнего зарубежья в объеме 78,1 тыс. тонн (63,4%). 98% объема поставок приходится на 10 стран, основными из которых являются Китай (84,7%), Саудовская Аравия (8,6%), Вьетнам (1,4%), Мальдивы (1%), Сербия (0,9%). Незначительные объемы поставок (менее 1%): Абхазия, Монголия, ОАЭ, Оман, Бенин;
✔ в 8 стран СНГ — в объеме 45,1 тыс. тонн (36,6%).
Основные объемы поставок приходятся на Украину (40,3% — Донецкая, Луганская области), Казахстан (38,1%), Киргизию (7,9%). Объемы поставок менее 5%: Армения, Таджикистан, Азербайджан, Узбекистан, Беларусь (табл. 3).
Ассортимент экспортируемой продукции мяса птицы представлен частями тушек (43%), тушкой (21%), субпродуктами (36%): ноги, головы, желудки, печень, грудной хрящ.
Поставки пищевого яйца в январе–мае текущего года осуществлялись:
✔ в восемь стран дальнего зарубежья в объеме 96,6 млн шт. (62%). Основными покупателями являются Монголия (55%), ОАЭ (37%), Абхазия (6%). Незначительные поставки в страны: Афганистан, Индия, Малайзия, прочие;
✔ 59,2 млн яиц поступили на рынки стран СНГ:
Украина — 45,5% (Донецкая, Луганская области), Казахстан — 54%, менее 1% — Беларусь.
Значительный рост стал возможен благодаря наращиванию поставок, прежде всего в Китай — 66,2 тыс. тонн за 5 месяцев 2020 г. (в 34 раза больше аналогичного периода 2019 г.). Кроме того, российские предприятия осуществляют поставки мяса птицы в страны СНГ и страны Персидского залива. Российские производители мяса птицы видят экспортный потенциал в странах:
1) Ближнего Востока (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман и др.),
2) Африки (Ангола, Гана, Конго, Кения и др.),
3) Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Вьетнам, Япония и др.).
В 2020 г. продолжается работа по открытию новых рынков сбыта. Так, Россия получила право доступа российского мяса птицы во Вьетнам. Россельхознадзором был также согласован упрощенный порядок рассмотрения Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и аграрного развития Вьетнама досье российских предприятий. Таким образом, в настоящее время на поставки во Вьетнам аттестованы 12 российских предприятий по мясу птицы. 12 марта 2020 г. вьетнамские коллеги также направили письмо о согласии внести изменения в ранее согласованный сертификат на куриное мясо и субпродукты, распространив его действие на все виды домашней птицы. 9 января 2020 г. достигнута договоренность по расширению перечня поставляемых субпродуктов птицы (субпродукты индейки) из РФ в КНР.
Продолжается работа по получению доступа российского мяса птицы в Японию. 25 февраля 2020 г. японская сторона направила на согласование требования на поставки мяса птицы из России в Японию (для Тульской и Брянской областей). Идет процесс согласования проекта двустороннего сертификата. Кроме того, активная работа продолжается с европейскими коллегами по отмене ограничений в отношении мяса птицы.
Важно отметить, что в 2019 г. признана регионализация Российской Федерации по гриппу птицы следующими странами: Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн, Азербайджан, Ирак, Иран, Гонконг.
В связи с увеличением конкуренции на мировом рынке мяса птицы со стороны Бразилии, Аргентины и США растут требования и стран-импортеров. Так, законодательством КНР не допускаются поставки в Китай куриных лап категории С, а также лап, не соответствующих китайским требованиям по органолептическим показателям (гематомы и кровоизлияния, черные наросты, желтая кожа и др.).
Большой интерес для российского птицеводства представляет развитие отрасли в рамках стран Евразийского экономического союза, предполагающее углубление интеграционных процессов, которые должны обеспечить максимальную эффективность единого рынка ЕАЭС и реализацию его возможностей с учетом интересов всех сторон.
Уровень производства и обеспеченность стран ЕАЭС птицеводческой продукцией весьма отличается, что открывает для российского птицеводства перспективные направления при развитии интеграции на данном рынке. Уже сегодня взаимная торговля осуществляется по мясу птицы и яйцу (рис. 6).
Также Россией осуществляются поставки в страны ЕАЭС племенного материала, ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок, птицеводческого оборудования для инкубации, содержания птицы, убоя и переработки. Развитие экспорта стало одним из новых направлений Доктрины продовольственной безопасности. В Доктрине нашли свое отражение и ряд других направлений, которые качественно меняют подход в оценке и развитии АПК, делая акцент на качестве и безопасности продукции, импортозамещении используемых ресурсов (в первую очередь в части селекции и генетики), развитии рынков стран ЕАЭС, СНГ, формировании здорового типа питания.
При этом необходимо сохранить в долгосрочной перспективе достигнутые птицеводством в рамках ранее действующей Доктрины продовольственной безопасности пороговые значения и перейти к реализации задач, поставленных в новой «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации».
Формирование стратегического видения развития отрасли с учетом принципиальных изменений, происходящих в настоящий момент, особенно актуально. В области производства из целого ряда задач наиболее важными для птицеводства являются следующие:
• устойчивое развитие животноводства;
• предотвращение возникновения и распространения болезней животных;
• создание новых технологий производства, переработки и хранения сельхозпродукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям, в целях обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией, их внедрение и использование;
• развитие системы подготовки, повышения квалификации кадров, способных реализовать инновационную модель развития;
• разработка и реализация программ технической и технологической модернизации;
• интеграция и кооперация науки, производства, переработки и реализации пищевой продукции и сырья для ее производства.
Работа отраслевых институтов на протяжении многих лет позволяет решать поставленные перед отраслью вопросы по созданию технологий, подготовки кадров и повышению их квалификации (Федеральный научный центр «Всероссийский научно-исследовательский институт птицеводства» Российской Академии наук и его филиалы (ФНЦ ВНИТИП РАН, «ВНИИПП», «ВНИВИП», «ФЦОЗЖ»).
Можно утверждать, что именно наука создает сегодня и создаст в перспективе предпосылки для обеспечения развития птицеводства на базе повышения конкурентоспособности птицеводческой продукции.
В области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции
Самое важное, что здесь следует отметить: для обеспечения безопасности производимой продукции необходима системная работа самого предприятия. Без этого ни одна, даже самая замечательная, вакцина не поможет.
Предприятиям необходима нормативная база, документы, которыми специалисты могли бы официально руководствоваться в своей работе. На сегодня есть тенденция к снижению сальмонеллеза птицы, что подтверждается данными Россельхознадзора, полученными на наш запрос: за период 2019–2020 гг. из проведенных исследований 5885 проб птицеводческой продукции по показателю «сальмонеллез» положительными оказались 190, что составляет 3%. В 2017 г. данный показатель держался на уровне 7%.
Проблема безопасности птицеводческой продукции стоит перед производителями долгое время. Основная тактика по ее решению направлена на предотвращение распространения сальмонелл вдоль всей пищевой цепи (по принципу «от фермы до стола»). Данный подход в отношении борьбы и профилактики сальмонеллеза птицы продемонстрировал свою эффективность в большинстве стран, где он осуществляется на практике в виде национальных программ. Создание и внедрение в птицеводческую отрасль нашей страны подобной программы является важнейшей задачей.
В настоящее время специалистами и научными сотрудниками Росптицесоюза, ФГБУ «Центр ветеринарии», ФГБУ «ВГНКИ», НПП «АВИВАК», ФГБНУ «Институт эпидемиологии», Роспотребнадзора, представителями птицеводческого бизнеса разработан проект целевой программы «Национальная программа по профилактике, выявлению и контролю сальмонеллезной инфекции в птицеводческих хозяйствах Российской Федерации».
Принятие и реализация Программы необходимы как для внутреннего рынка, так и для расширения географии экспорта птицеводческой продукции. Поставленные задачи решаются также при реализации «Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г.» при привлечении опять-таки отраслевых институтов.
Формирование здорового типа питания
В текущей ситуации это возможно при реализации ранее разработанной концепции Программы поддержки потребительского спрфоса на продовольствие, которая предусматривает оказание продовольственной поддержки малоимущим слоям населения.
Надо отметить, что реализация данной программы будет способствовать и поддержке отечественных производителей пищевой продукции. Реализация мероприятий, осуществляемых в настоящее время с целью обеспечения стабильной работы отрасли, безопасности и качества птицеводческой продукции, в полной мере соответствует достижению новых предусмотренных Доктриной показателей.
В отношении птицеводства реализация поставленных в Доктрине задач будет способствовать производству и поступлению на рынок продукции с новыми качественными характеристиками, что создаст предпосылки для объективного повышения цен на нее. Созданный в птицеводстве потенциал позволил отрасли выйти на лидирующие позиции в мире и занять в мировом рейтинге 4-е место по производству мяса птицы и 6-е место по производству яиц.
Безусловно, решение стоящих сегодня перед птицеводством задач позволит отрасли сохранить роль локомотива животноводства в обеспечении населения полноценным белком животного происхождения, а также укрепить свои позиции на внутреннем и мировом рынках.
Автор: Г. Бобылева, д-р экон. наук, генеральный директор Росптицесоюза</i Добавлено: 2 августа 2020 г. 23:32