Agroday.ru : СТАТЬИ

Оставьте крестьянину выбор!

Категория: Другое

По мнению экспертов, для повышения конкурентоспособности российского агробизнеса необходимо провести «новую индустриализацию». При этом большинству сельхозпредприятий требуется радикальная замена всего парка сельхозмашин в соответствии со стандартами XXI века. Так, в рамках Госпрограммы на 2013 – 2020 гг. на реализацию пункта «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», включающего, в том числе модернизацию сельхозтехники, выделяется из средств федерального бюджета за весь период ее реализации 121 567 195,08 тыс. руб. И перед аграриями встает вопрос – какой технике отдать предпочтение?


– Безусловно, государство активно продвигает идею обновления парка сельхозмашин за счет отечественного машиностроения, и с точки зрения идеологии это правильно, – уверен Бахтияр Абдуразеков, председатель наблюдательного совета ООО НПТИ «Компании Экономикс» (Россия-Украина). – Однако отечественный автопром пока еще не может конкурировать с западным в полной мере.
Так, по мнению Олега Лапшина, главного инженера подмосковного агрокомплекса «Заветы Ленина», при одинаковой производительности российского комбайна Acros 530 (30 га за смену, около 100 т в день) и американского клавишного Challenger 647С, потери от зарубежной машины существенно ниже. Да и расход топлива на импортных комбайнах меньше (12 - 13 л на га), чем на аналогичных отечественных моделях (15 л на га). А, как известно, главным критерием в обновлении техники должна быть энергоэффективность.
Сравнивая отечественные и импортные комбайны, имеющиеся в КФХ «КраПП» из Тульской области, его руководитель Валерий Кравцов, отмечает, что производительность на последних, гораздо выше, а потери ниже.
– Я лично ходил за комбайном Challenger CH647C во время уборки пшеницы и убедился, что при скорости 9 км/ч за молотильным агрегатом потерь не наблюдается,– констатирует Валерий Кравцов. – Тогда как у отечественных машин есть потери.
– У импортной техники более простой и оригинальный механизм регулировки угла зазора решет: на входе и выходе основного подбарабанья он настраивается касанием сенсорного экрана в кабине, а подбарабанья сепаратора – перемещением пятипозиционного рычага, – отмечает Олег Лапшин. – Тогда как на отечественных машинах уходит много времени и труда на то, чтобы отрегулировать зазоры.
– Раньше, работая на модернизированных российских комбайнах, нам приходилось тратить много времени после уборки на сортировку зерна, - говорит Эдуард Митрохин, глава КФХ «Митрохина» из Орловской области. - С увеличением посевных площадей хотели даже восстанавливать второй ток для сортировки зерна, куда планировали вложить свыше 6 млн руб. Но в 2012 году приобрели комбайн Challenger и, отработав буквально один сезон на этой машине, поняли, что можно возить зерно сразу с поля на склад. Таким образом, появилась возможность экономить время и ГСМ. Более того, теперь, не вижу необходимости в покупке сортировочного оборудования, а на сэкономленные деньги думаю приобрести еще один такой комбайн, чтобы полностью обновить свой парк зерноуборочных комбайнов.
И это при том, что многие сельхозпроизводители признают, что импортные машины на порядок дороже отечественных. Но при выборе между ценой и качеством качество все чаще выходит на первый план. Что касается цены, то аграрии стараются найти новые пути решения вопроса окупаемости техники, сдавая ее в аренду или оказывая услуги соседним предприятиям. За счет интенсивного использования техники затраты на ее приобретение окупаются за 3 – 4 года.
Непросто складывается ситуация с тракторным парком. Так, например, в России пока отсутствует поточное производство гусеничных тракторов мощностью более 200 л.с. Безусловно, некоторые отечественные предприятия выпускают небольшую линейку этой техники, но уровень ее технического оснащения не в полной мере соответствует зарубежным аналогам.
Как считает Бахтияр Абдуразеков, мощный гусеничный трактор просто необходим в арсенале агропроизводителя, так как по сравнению с колесными тракторами он оказывает меньшее давление на грунт. Кроме того, проходимость такого трактора выше, что позволяет проводить полевые работы в более ранние сроки.
Его мнение разделяет и Дмитрий Ереп, заместитель генерального директора ООО «Орловский лидер» из Орловской области.
– Работа на гусеницах при относительно низком коэффициенте пробуксовки дает возможность использовать трактор на участках с повышенной влажностью и в более ранний период проведения полевых работ осенью и весной, – отмечает Дмитрий Ереп. – При этом повреждение поверхности почвы при работе на гусеницах минимальное, особенно в сравнении со следами колесных тракторов.
В «Орловском лидере» уже более года работают на гусеничном тракторе Challenger MT875С. И, как утверждает Дмитрий Ереп, производительность на всех видах работ с этой машиной значительно выше используемых колесных моделей независимо от класса и марки. Трактор задействован на работах по подготовке почвы под сев, вспашке, дисковании и севе зерновых культур, а также при работе на заболоченных и влажных почвах.
– Отзывы механизаторов и механиков только положительные: он прост в управлении, имеет доступный интерфейс, высокую производительность, комфортабельность, техническое оснащение, возможность осуществления контроля за качеством выполняемых работ и местом нахождения трактора в режиме онлайн, – говорит Дмитрий Ереп. – Высокая транспортная скорость, свыше 40 км/ч, позволяет сократить время на переезды с поля на поле, в то время как отечественные гусеничники развивают скорость не более 32,2 кмч. Да и по номенклатуре средств автоматизации импортные машины укомплектованы лучше: есть электрогидравлический регулятор задней навесной системы, системы CAN bus, регулирование «двигатель – трансмиссия», автоматика разворотной полосы.
Кроме того, сравнение грузоподъемности навесной системы отечественных машин и их зарубежных аналогов составляет 7000 - 8000 кг, против 11785 - 14000 кг.
В «Орловском лидере» импортный гусеничный трактор агрегатируют с глубокорыхлителем SALFORD 9800 DRD, сеялкой Pronto 12 SW, оборотным плугом Gregoire Besson SPSL9 (четырнадцать корпусов), стерневым культиватором LEMKEN Smaragd (на носителе Gigant ширина захвата составляет 12 м). И, как утверждает Дмитрий Ереп, ссылаясь на бухгалтерские отчеты, трактор MT875С потребляет всего 58 л/ч.
– Это значение гораздо меньше, чем у других гусеничных тракторов с менее мощными двигателями, которые выполняют тот же самый объем работ: величина их расхода топлива – до 62 л/ч, – сравнивает Ереп. – Средний расход на проведении полевых работ у Challenger MT875C составляет при этом 4,42 л/га.
– Безусловно, все мы радеем за отечественного производителя, за развитие российских брендов на рынке сельскохозяйственной техники, но пока уровень качества и оснащенности нашей техники уступает зарубежным аналогам, – отмечает Андрей Лебедев, глава хозяйства «ЛагСервис» (Рязанская область). – Один импортный трактор в нашем хозяйстве выполняет работу двух отечественных. При расходовании одинакового количества ГСМ мы получаем в 2 раза больше обработанных площадей. В прошлом году на подготовку к сезону пяти отечественных машин мы потратили более 2,5 млн руб. Тогда как Challenger практически не потребовал вложений. Кроме того, его обслуживание проводят сервисные инженеры дилерского центра, поэтому мы, при имеющемся остром дефиците кадров, имеем возможность содержать меньшее количество механиков и механизаторов.
– Один из самых острых вопросов – это дефицит кадров, и он, конечно, решается благодаря использованию высокопроизводительной техники, – отмечает Бахтияр Абдуразеков. В его хозяйстве, имеющем земли в пяти районах Крыма, работают всего шесть механизаторов (из мощных машин – три зарубежных трактора и самоходный опрыскиватель), выполняющие все работы по обработке почвы, посеву и уборке.
Окупить эти машины при эксплуатации только на своих полях Бахтияр Абдуразеков надеется в течение пяти лет.
В «ЛагСервисе» окупить затраты на покупку импортного трактора с набором орудий, при сохранении средней цены на зерно, прогнозируют в течение 3-х лет.
– С учетом резкого скачка цен на нашу продукцию в этом году возможна более скорая окупаемость, – надеется Андрей Лебедев.
Он также отмечает, что плюсами в эксплуатации отечественной техники являются ее более низкая цена, менее затратные обслуживание и ремонт, а также возможность собственными силами производить сервис, приобретать расходные материалы, не выезжая за пределы районного центра.
– Нельзя сбрасывать со счетов эти очевидные факты, – отмечает Андрей Лебедев. – Однако мы на личном опыте убедились, что в сравнении с импортными аналогами, например, по классу энергонасыщенных тракторов, период работы техники до первой серьезной поломки у наших машин намного короче.
– Сравнивая по тягловому классу и свойствам современные отечественные машины с турбированным двигателем и зарубежные, мы пришли к выводу, что с двенадцатиметровыми дискаторами типа Lemken Heliodor с системным носителем Gigant отечественные трактора тянут хуже, – признает Бахтияр Абдуразеков. – Многие отечественные модели – это ветераны полей, заслуженные работники сельского хозяйства, но разработка этих машин, несмотря на новую начинку, осталась на уровне 80-х годов.
По мнению Бахтияра Абдуразекова, вступление России в ВТО подталкивает сельхозпроизводителей и производителей техники идти в ногу со временем, а это значит, что, при нарастающем дефиците кадров, будущее за беспилотной техникой.
– Я считаю, что государство должно стимулировать сельхозпроизводителей обновлять парк техники не только за счет отечественных машин и оборудования, но и зарубежных, – подчеркивает Андрей Лебедев. – У сельхозпроизводителя, как и у каждого гражданина, должен быть выбор, ездить на Ладе или на Тойоте, убирать зерно на Challenger или «Доне». В этом году субсидирование процентной ставки по кредитам сохранено как на отечественную, так и на зарубежную технику. Я думаю, это правильное решение – оставить выбор сельхозпроизводителю, какую технику приобретать, и одновременно повышать надежность, качество и конкурентоспособность отечественных машин.

Добавлено: 17 мая 2013 г. 14:30