Agroday.ru : СТАТЬИ
Молочные реки в каменистых берегах
Этот же тезис был повторен Василием Юрьевичем ровно через месяц в ходе рабочего визита в Песчанокопский и Сальский районы. На встрече с работниками Сальского молочного завода Губернатор пообещал предоставить дополнительную поддержку и дотации личным подсобным хозяйствам, поставляющим предприятию до 80 % сырья. Он подтвердил, что областное руководство ведет активную работу с сетевиками по вопросу присутствия в их магазинах донских товаров, подчеркнув, что и сама продукция, конечно, должна для этого быть высококачественной.
Чего больше в игнорировании сетевыми магазинами ростовских продуктов – объективной оценки их качества или же недобросовестных методов рыночной конкуренции? Мы решили исследовать этот вопрос применительно как раз к молочной отрасли. Там он стоит наиболее остро, что может подтвердить любой посетитель магазинов нашего города – ростовского молока, кефира, ряженки там не сыскать днем с огнем, вместо них в основном молочная продукция из Краснодарского края.
Слово надо дать всем сторонам конфликта интересов. Первый докладчик – областной минсельхоз. Вот что нам там сообщили по обсуждаемой проблеме.
- Действительно, рынок цельномолочной продукции на территории Ростовской области очень насыщен. Наши предприятия сталкиваются с высокой конкуренцией со стороны производителей из других регионов, в том числе Краснодарского края. Лидерами по производству цельномолочной продукции в России являются компании «Вимм-Билль-Данн» и «Danone-Юнимилк». Благодаря своему лидирующему положению эти компании получают лучшие условия в торговых сетях, у них больше полочное пространство и представленный ассортимент продукции. Донским производителям предлагается осуществлять поставки низкорентабельных позиций в ограниченном ассортименте. Для решения проблем, существующих в молочной отрасли области, Губернатором из областного бюджета выделяются средства для оказания государственной поддержки предприятиям молочной переработки в виде компенсации затрат на приобретение технологического и холодильного оборудования, спецавтотранспорта, проведение мероприятий по продвижению продукции и внедрению стандартов качества.
Когда ты видишь молочный продукт по очень низкой цене, то понимаешь, что его себестоимость снижена за счет всего, что можно и чего нельзя.
А каково мнение самих молокопроизводителей? Мы беседуем с директором ОАО «Сальское молоко» Татьяной Панченко.
- В сетевые магазины действительно нам попасть практически невозможно, – подтверждает Татьяна Викторовна. – Для вхождения туда требуются огромные бонусы, которые мы обеспечить не в состоянии. Обидно, конечно, ведь наше молоко не стало хуже, чем 25-30 лет назад, на заводе даже люди те же работают, ответственные, досконально разбирающиеся в технологии, душой радеющие за качество. У нас налажена прямая – в буквальном смысле этого слова – связь с потребителем. Купит кто-нибудь сметану, потом звонит или даже приходит, жалуется, что она слишком жидкая. Мы объясняем, что она жидкая в меру, что показатели консистенции указаны на упаковке. Поговоришь с человеком, спокойно и подробно растолкуешь все, он успокоится. Мы обязательно рассматриваем любые поступающие рекламации и отвечаем на них, а что делать человеку, оставшемуся недовольным краснодарским продуктом? До кого там достучаться? Я не хочу огульно критиковать краснодарских коллег, сама не раз ездила к ним для обмена опытом, была на их предприятиях, мне во многом нравится их подход к делу… Мы готовы к честному соревнованию с ними, но именно честному, без демпинга и подмены, условно говоря, количеством качества. Когда видишь молочный продукт по очень низкой цене, то понимаешь, что его себестоимость снижена за счет всего, что можно и чего нельзя. Он наверняка произведен в каких-нибудь полуподпольных условиях, у него непонятно какие упаковка и этикетка. И опять же, кто из сотрудников контролирующих органов поедет с инспекционной проверкой в Краснодар? Да и не только в Краснодар – на молочный рынок области двери широко распахнуты двери для воронежцев, украинцев, белорусов. С ними чиновникам даже легче, если что – с «варягов» какой спрос? Все претензии по месту их базирования. А жестче всего проверяют своих, мы ведь под боком. И любые постановления, документы, законы помогают лишь на короткий срок. В свое время приняли «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», вроде как взялись за контроль качества. Это нам очень здорово помогло – мы нарастили доходность, стали завоевывать новые позиции. А через год об этом регламенте и думать забыли, все вернулось на круги своя.
Хотите оказать поддержку – дайте небольшую, полтора – два рубля, дотацию на литр молока. В итоге весь дотационный пакет составит 160-200 миллионов рублей, это немного, два километра заасфальтированной дороги.
Данную точку зрения разделяет глава ОАО «Тацинский молочный комбинат» Виталий Фатун.
- У нас на рынке прочно обосновались краснодарцы и воронежцы. Получают они тендеры на поставку молочной продукции, а что дальше? Как это помогает развитию области? Да никак! А ведь донские заводы способны на 80 % обеспечить потребности местных жителей в продуктах этого сегмента. Мы можем в два раза увеличить производство масла, кисломолочных продуктов. Нам следует поучиться разумному протекционизму у тех же краснодарцев. У них 70 % молочного рынка – строго за своими. Чужакам прорваться практически нереально, тем более если ты даже дома чувствуешь себя как в гостях. Допустим, мы пробовали сотрудничать с «Магнитом» – не сложилось. Когда случаются какие-то трудности, правды не сыщешь: контрагенты в другом регионе, до них достучаться очень непросто. Обещают поддержку, говорите? Обещать у нас вообще любят. А если уж помогать, то главное внимание нужно уделить не работе с сетями, самая острая проблема сейчас – нехватка сырья. Фермеры в бедственном положении, они на грани того, чтобы пустить своих коров на мясо. Хотите оказать поддержку – дайте небольшую, полтора – два рубля, дотацию на литр молока. В итоге весь дотационный пакет составит 160-200 миллионов рублей, это немного, два километра заасфальтированной дороги. А фермерам это ощутимое подспорье, да и заряд оптимизма, ощущение, что в них верят. Если подобные меры не принять в ближайшие несколько лет, молочное хозяйство области понесет необратимый, практически невосполнимый ущерб.
Согласен с коллегами и начальник отдела рекламы группы компаний «Алл» Андрей Супрунов.
- Сети требуют слишком большие бонусы за вхождение. Опять же, входить туда с широкой ассортиментной линейкой гораздо выгоднее и удобнее, чем с небольшой. Скажем, Тимашевский молочный комбинат, входящий в состав компании «Вимм-Билль-Данн», легко может выставить на прилавок двадцать фейсов, а бренд поскромнее – два. В такой ситуации покупатель автоматически тянется к более представленной марке. Качество что там, что там примерно одинаковое, но финансовых возможностей «Вимм-Билль-Данна» у нас, да и вообще ни у кого на этом рынке нет. Помощь региональных властей? Честно говоря, не очень представляю, как они могут осуществить давление на сетевиков. Возможность требовать бонусные льготы на вхождение до 10 % абсолютно легитимна, она прописана в соответствующем законе. Так что переговорная работа с сетями – это только наша ноша, пусть она и нелегка. Но мы будем рады помощи по другим каналам. Скажем, большим подспорьем для нас было субсидирование процентных ставок по кредитам, которого, к сожалению, уже нет.
Информацию о многочисленных бонусах, испрашиваемых ритейлерами, недавно, кстати, подтвердил и заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов, сказавший на правительственном совещании следующее: «Торговые компании придумывают новые схемы взаимодействия с поставщиками, и в рамках этих схем, которые никак не могут быть запрещены или ограничены законом, они и работают сейчас. Речь идет о практиках заключения одновременно с договором поставки товара массы других договоров, которые касаются его продвижения, рекламирования, возврата остатков и т.д.».
А вот диалога с представителями торговых сетей у нас, увы, не вышло . В ростовском филиале X5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток») нас поспешно и, как показалось, немного испуганно переадресовали в рекламный отдел головного офиса, находящегося в Москве. Телефонная линия рекомендованной нам инстанции занята с раннего утра и до позднего вечера, на электронную почту там тоже не отвечают. Не удалось нам получить комментарий и от «Магнита».
Даже той информации, которую мы получили, достаточно для вывода: у донских молочных рек берега отнюдь не кисельные, а сурово, по-рыночному каменистые. Без срочной же и всесторонней поддержки (работа с сетями, как мы уже поняли, здесь не самый главный аспект) реки эти вскоре грозят и вовсе засохнуть.
Станислав Смагин