Agroday.ru : СТАТЬИ
Что показало первое измерение инновационной активности в российском сельском хозяйстве?
Результаты неутешительны – затраты на инновации в сельском хозяйстве не соответствуют задачам интенсивного развития отрасли. Показательно, что каждый пятый сельхозпроизводитель, который вкладывает деньги в инновации, уделяет внимание сохранению, восстановлению и повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Информация опубликована в бюллетене серии «Наука, технологии, инновации».
«На основе методологии, разработанной экспертами ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и гармонизированной с действующими международными стандартами, было впервые проведено статистическое обследование инноваций в сельском хозяйстве. По итогам 2016 года получены данные о развитии инновационных процессов в одной из ключевых отраслей экономики», – говорит Кирилл Дитковский, эксперт Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Результаты анализа специалистов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ показали, что инновационная деятельность крупных и средних организаций сельского хозяйства характеризуется низкой интенсивностью: в 2016 г. удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в их общем числе, составил лишь 3,4% (табл. 1). Для сравнения, в промышленном производстве аналогичный показатель достигает 9,2%. Таким образом, в сравнении с рядом европейских стран российские сельхозтоваропроизводители заметно отстают по уровню инновационной активности. Разрыв в некоторых случаях превышает десятикратную величину (Норвегия — 59,8%; Нидерланды — 48,3%; Дания — 40,8%; Испания — 8,6%).
Ключевой результирующей характеристикой инновационной деятельности предприятий, отражающей их вклад в экономику страны, является производство продукции, основанной на новых и усовершенствованных технологиях. В 2016 г. объем инновационных товаров, работ, услуг сельскохозяйственных предприятий достиг 22,2 млрд руб., две трети которых приходилось на сферу животноводства. В целом вклад инновационной продукции в развитие российского сельского хозяйства невысок: ее удельный вес в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составил лишь 1,4% (в промышленном производстве — 8,4%). В ряде европейских стран около десятой части продукции сельскохозяйственных предприятий относится к категории «инновационной» (Испания — 12,7%; Дания — 11,6%; Нидерланды — 9,2%).
Максимальное значение уровня инновационной активности в сельском хозяйстве зафиксировано в сфере животноводства (3,9%) и растениеводства (3,7%). Масштабы инновационных процессов в других аграрных отраслях незначительны и не оказывают существенного влияния на общие тенденции.
Затраты на нововведения технологического характера в сельском хозяйстве явно не соответствуют задачам интенсивного развития отрасли. В 2016 г. их объем составил порядка 15 млрд руб., основная часть которых (почти 80%) приходилась на растениеводство и животноводство. Интенсивность затрат на технологические инновации (т.е. их доля в общем объеме отгруженной продукции) оказалась равной 0,9%, что вдвое ниже среднего значения в промышленном производстве. По данному индикатору отечественное сельское хозяйство также уступает показателям европейских стран (в Нидерландах — 8,5%; Норвегии — 2,4%; Дании — 1,9%; Испании — 1,3%).
В структуре затрат на технологические инновации в сельском хозяйстве преобладают инвестиции в приобретение машин и оборудования (50,3%), что характерно и для отраслей промышленного производства. Расходы на исследования и разработки составляют лишь восьмую часть (в промышленном производстве — 23,6%), отражая низкий спрос агробизнеса на результаты научно-технической деятельности.
Организации сельского хозяйства отличает высокая доля расходов на инжиниринг (17,7%), вдвое превосходящая соответствующую величину в промышленном производстве. В растениеводстве данный показатель достигает 37,5%. Доли затрат на другие «интеллектуальные» виды инновационной деятельности — приобретение новых технологий, программных средств, маркетинговые исследования, обучение и подготовку персонала — незначительны (суммарно менее 3%).
Большинство инновационных сельскохозяйственных предприятий (около 70%) осуществляют технологические инновации с привлечением сторонних организаций, что зачастую обусловлено нехваткой или отсутствием собственной научно-исследовательской базы.
Инновационная деятельность преимущественно реализуется за счет собственных средств предприятий, составляющих 59,3% в общей структуре затрат на технологические инновации. Второе место среди источников финансирования занимают кредиты и займы (39%), поскольку сельскохозяйственные предприятия зачастую не имеют достаточных финансовых ресурсов для осуществления долгосрочных инвестиций. Вклад других источников минимален: бюджетная поддержка суммарно обеспечивает лишь 1,1% затрат на технологические инновации (в том числе, 0,5% — за счет средств федерального бюджета; 0,6% — за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов); иностранные инвестиции — 0,5%.
Результаты инновационной деятельности, по оценкам сельскохозяйственных предприятий, находят свое отражение прежде всего в повышении урожайности, продуктивности скота и птицы, объектов аквакультуры; улучшении качества продукции (высокую значимость каждого из этих результатов отметили порядка трети инновационных предприятий). Кроме того, наблюдается важная роль инноваций в увеличении производственных мощностей (22,9%); сохранении, восстановлении и повышении плодородия земель сельскохозяйственного назначения (22,4%).
Удельный вес инноваций будет максимальным уже в ближайшее время только в некоторых областях сельского хозяйства, считают в Союзе органического земледелия. «С учетом того, что рынок индустриальной сельхозпродукции и так сверхконкурентный и демпинговый, усилия и инвестиции надо направлять в первую очередь на производство более маржинальной продукции с инновационной составляющей. Это органические, функциональные продукты и сельскохозяйственная продукция с высокой степенью переработки, а не валовое сельскохозяйственное сырье. Для этого необходимо использование не только новой техники, но и научных разработок, реализованных в технологические процессы, т.е. трансфер инноваций. Сейчас в России научная база хоть как-то существует, а трансфер технологий налажен слабо, нет специалистов в самих хозяйствах», – говорит Председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. По словам эксперта, внедрение инноваций в данных сферах принесет больший эффект, причем на очень коротком горизонте. «Эффект от внедрения современных технологий в сельском хозяйстве сопоставим с эффектом от использования энергонасыщенной техники, который наше сельское хозяйство испытало за последние пять-семь лет. Сейчас в сельском хозяйстве работает в несколько раз меньше людей, чем в советское время, эксплуатируется меньше сельхозугодий, а валовый сбор выше. Это связано с использованием более мощной техники. В интенсивном сельском хозяйстве преобладают “коробочные” решения, поэтому доля инноваций в нем остается низкой. Мы уверены, что биотехнологии и органическое сельское хозяйство станут драйвером инноваций для малых форм сельхозпроизводства», – говорит Сергей Коршунов.
По материалам Кирилла Дитковского, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Источники: данные федерального статистического наблюдения по форме № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»; зарубежные страны — база данных Евростата