Agroday.ru : СТАТЬИ
Рынок зерна: новости к началу осени
Разброс цифр в прогнозах на урожай зерновых 2013 г., подвергающихся корректировкам в связи с новостями уборочной кампании, по-прежнему велик. В Минсельхозе говорят о 95 млн т, что на 24 млн больше, чем в 2012 году. Внутреннее потребление зерна в текущем году должно составить около 70 млн т, но может быть превышено в случае возникновения у животноводческой отрасли нужды в зерне на кормовые цели. Экспорт зерна в 2013-2014 сельхозгоду прогнозируется на уровне 20 млн Институт аграрной конъюнктуры рынка ставит на 91-92 млн урожая и 22 млн экспорта. Особо интересен взгляд стороннего, но косвенно заинтересованного наблюдателя, в роли которого выступает аналитическое бюро при Министерстве сельского хозяйства США. Американцы предвещают урожай в 91,0 млн т (пшеница – 53,0 млн т (37,72 млн т в прошлом сезоне), ячменя – 17,0 (13,952) млн т, кукурузы – 9,0 (8,213) млн т, ржи – 3,0 (2,132) млн т, овса – 4,5 (4,027) млн т. Экспорт пшеницы и пшеничной муки прогнозируется на уровне 17,0 (11,2) млн т, ячменя –3,5 (2,3) млн т, кукурузы – 2,5 (2,0) млн т.
Российское экспертное сообщество (в частности, ИКАР) уже сейчас обозначает факторы, способные в лучшую или худшую сторону повлиять на урожай и его дальнейшую экспортную реализацию. Если говорить непосредственно про урожай, то к числу позитивных моментов относят высокий влагозапас в Сибири, являющийся одним из залогов последующего хорошего сбора. Негатив – засуха, которая два последних месяца была в Поволжском и Уральском регионах, пагубно сказавшись в первую очередь на яровом ячмене. Кроме того, из-за высоких температур в центральных областях страны слишком рано вступила в период цветения кукуруза; это, скорее всего, негативно повлияет на количественные показатели ее сбора.
В том, что касается экспорта, особое внимание российских производителей зерна приковано к Турции и Египту – странам, являющимся наиболее значимыми потребителями российского зерна. У турок в этом году неплохой собственный урожай, поэтому за рубежом они закупят не 3,5, а 3 млн т. зерна, причем российская доля будет составлять от 1 до 1,5 млн против 2 в прошлом году. В Египте своего зерна практически нет, но нет и денег на его закупку. Вся надежда на обещанные Западом многочисленные кредиты: если они будут выделены, официальный Каир, страшась очередных социальных потрясений, наверняка озаботится зерновым вопросом. Подспорьем для нас может стать и активность, показываемая на зерновом направлении Китаем, который чрезвычайно активно скупает американскую пшеницу, уводя ее тем самым с рынка.
Особенностью сегмента пшеницы этим летом является большой, до тысячи рублей (против 100-200 в прошлом году), разрыв в стоимости между пшеницей третьего и четвертого классов. Его причина – не дешевизна третьего класса, а дороговизна четвертого. По-настоящему качественной пшеницы на рынке не слишком много.
С немалой долей вероятности из-за небольшого объема урожая ячменя цена на него вырастет, опередив даже ту же пшеницу. Кукуруза в этом году сильно востребована не будет из-за перегруза ею рынка – уже собран рекордный урожай данной культуры на Украине, ожидается он рекордным и у нас.
Государственные структуры стараются по мере возможности принять участие в оптимизации сбора урожая и связанных с этим логистических процессов. Так, Федеральной службой по тарифам (ФСТ) был подготовлен приказ о льготных тарифах на перевозку зерна по железной дороге по территории РФ. Согласно этому приказу, устанавливаются новые тарифы в размере 0,33 к тарифу РЖД, начиная с 2 тыс. км для перевозки зерна, продуктов его переработки и сои. Кроме того, устанавливается тариф 0,28 с 2500 км для перевозки шрота и жмыхов (раньше было 0,5 с 1100 км). С учетом членства России в Таможенном союзе и ВТО тариф будет одинаковым во всех регионах. В ФСТ так оценили нововведение: «Решение позволит обеспечить конкурентоспособность поставок сельскохозяйственной продукции из удаленных регионов России на внутренний рынок, включая перевозку зерновой продукции в Дальневосточный федеральный округ. Также новый порядок позволит обеспечить равные условия перевозок зерна для всех производителей зерноизбыточных регионов, удаленных от рынков сбыта, и значительно сократить разрыв в стоимости перевозок в зависимости от их дальности, обеспечивая сопоставимый уровень затрат при транспортировке зерна производителей различных регионов». Первый заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Колесников при этом добавил, что нововведение окажется выгодным лишь при условии серьезного объема перевозок: «Мы будем надеяться на хороший урожай зерна в этом году. Если вдруг случится какая-нибудь погодная аномалия и зерна не будет, а тут еще и новые льготные тарифы, то мы потеряем доходы. Но пока сложно прогнозировать что-то конкретное».
Политика государства на зерновом рынке этим летом не раз подвергалась критике со сторону специалистов. Так, первый вице-президент Россельхозакадемии, президент Росптицесоюза, профессор Владимир Фисинин заявил о необходимости создания государственного резервного фонда фуражного зерна для птицеводческой и животноводческой отраслей объемом 7-8 млн т. По словам Владимира Ивановича, одной из главных причин трудностей в птицеводстве и животноводстве является резкий взлет цен на корма из-за подорожания зерна в прошлом году. Профессор отметил: «В феврале-марте пшеницу можно было купить только по 12-13 тыс. рублей за тонну, хотя год назад цена была 6 тыс. рублей. В результате рентабельность птицеводства снизилась с 17% до нуля, а кое-где и преодолела отрицательную отметку». В.И. Фисин подчеркнул, что спекулятивные цены на рынке зерна создало неоправданное пристрастие к его экспорту: «Год был неурожайным (собрано 70,9 млн т зерна), а мы провозгласили себя крупным экспортером зерна и увлеклись экспортом».