Андрей Поляков, управляющий директор по региональному развитию и поддержке МСП ОАО «ЭКСАР»:

– Экспорториентированные предприятия есть в каждом регионе. Большую ставку на экспорт сейчас делают и в Минэкономики. Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций как раз и создано с целью поддержать отечественного экспортера за рубежом посредством страхования кредитных и политических рисков.

Что принципиально важно понять: ЭКСАР – не страховая компания в привычном понимании, а, скорее, институт развития бизнеса. Агентство создано за рамками действия федерального закона о страховом деле, поскольку, ограничившись только этим законом, не могло бы выполнять взятые на себя обязательства по продвижению на рынок российской продукции, товаров и услуг. Это было бы просто невозможно.

И второй очень важный момент: обязательства агентства на 300 млрд руб. обеспечены государственной гарантией Российской Федерации до 2032 г. Другими словами, РФ выпустила гарантии в адрес материнской компании «Внешэкономбанка», а «Внешэкономбанк» в свою очередь выпустил гарантию для «ЭКСАР».

Фактически агентство располагает неограниченным объемом ресурсов. Если первоначальный объем средств в 300 млрд руб будет заполнен, есть готовность увеличить его до 500 млрд. То есть государство сделало очень серьезный шаг в области поддержки экспортеров и максимально хочет использовать ту единственную возможность поддержать российского экспортера в процессе интеграции в ВТО.

– Мы начали с того, что провели исследование восьми регионов Российской Федерации. И выяснили, что основные проблемы внешнеэкономического развития малого и крупного бизнеса связаны, в первую очередь, с недостаточной финансовой поддержкой и недостаточной залоговой массой со стороны российских предприятий.

При вступлении в ВТО (а Россия вступила в нее на достаточно жестких условиях) прямой формой поддержки экспортеров, в соответствии с условиями организации, является страховое покрытие коммерческих рисков. И правда в том, что до 2011 г. ничего подобного у нас не было. Хотя в 80 странах мира подобные институты существуют как минимум сто лет и поддерживают конкурентоспособность своих экспортеров.

Несколько слов о том, каких мы сегодня достигли итогов. В середине 2014 г. поддержана сумма контрактов на 162 млрд руб. Это не значит, что все эти 162 млрд мы взяли в свое покрытие. На середину года речь шла о 80 млрд руб., сейчас приближается к 100 млрд. И за счет этого общая сумма увеличивается.

Большинство компаний-экспортеров, которые к нам обратились, из области крупного бизнеса, которые поставляют свои товары в почти 50 стран мира. И только 12 компаний – из сегмента малого и среднего бизнеса.

Если говорить конкретно про Южный федеральный округ, среди наших партнеров пока только ОАО «Ростсельмаш». Но в данном случае речь идет о достаточно больших объемах поставок и целым спектром стран, куда завод поставляет свою продукцию. Это и Киргизия, и Казахстан, Молдова, Болгария, Польша, Румыния, Латвия, Венгрия. Мы, со своей стороны, обеспечиваем им покрытие и предоставляем страхование отсрочки платежа на срок до года, что существенно повышает их конкурентоспособность по сравнению с другими поставщиками из других стран.

И на самом деле это, наверное, и есть ключевой момент: агентство может предоставить российскому бизнесу отсрочку платежа до 360 дней. Именно здесь чаще всего у российских экспортеров и были серьезные проблемы. Качество российских товаров и работ не уступает зарубежным аналогам, а вот невозможность работать в условиях отсрочки платежа, к сожалению, серьезно понижало шансы российских экспортеров на победу в тех или иных тендерах, конкурсах или крупных проектах. В то время как такая практика как отсрочка платежа и предоставление соответствующей финансовой помощи экспортерам, является нормой в странах Евросоюза.

 Что касается тех 300 млрд руб. покрытия, которые нам предоставило государство. Они были распределены по макрорегионам. Самый большой объем был отнесен на  Азию - порядка 110 млрд руб., затем около 60 млрд – на СНГ,  50 млрд – на  Латинскую Америку и всего  5 млрд руб. – на Западную Европу. Связано это с тем, что в эти страны исторически шел российский экспорт. Не секрет, что ведение бизнеса в этих регионах связано с серьезными политическими рисками и мы предполагали, что именно в такой пропорции и будем заполнять наш портфель, предоставляя покрытие российским экспортерам.

Но, надо отдать должное российским предпринимателям, сегодня 1 место все-таки занимают страны СНГ, а 2-е место – Европа. Причем далеко опережая ту емкость, которую мы изначально запланировали на этот регион. И это подтверждает тот тезис, что с соответствующей господдержкой, в том числе и в нефинансовой части, российские экспортеры выходят на достаточно серьезные, и даже лидирующие позиции.