Президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить до 1 октября планы содействия импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. Об этом говорилось в размещенном на сайте главы государства «Перечне поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста».

Но проблемы в реализации политики импортозамещения, слабые звенья в системе производства и поставок отечественной продукции и новые перспективы, открывшиеся перед сельским хозяйством, обсуждали на многочисленных заседания, круглых столах, экономических форумах и прочих еще с середины августа. Встречались министры федерального уровня с министрами-регионалами, те – c сельхозпроизводителями и представителями торговых сетей и логистических компаний, а последние, в свою очередь, – с экспертами, экономистами, маркетологами и зарубежными партнерами.

Итогом такого мозгового штурма, по замыслу, должен был стать перечень адекватных мер федеральной и региональной поддержки, которые в комплексе позволят поддержать сельхозпроизводителей и стимулировать интенсивное развитие сельского хозяйства как такового.

Мнения, комментарии

Игорь Галась, министр экономики Краснодарского края:

- Сейчас мы столкнулись с дефицитом рыбы – лосося, прежде всего. Говорят, аналоги будут поставлять из Чили, и якобы разработаны соответствующие трафики. Но сейчас этого товара у нас нет, и мы не можем его как-то заместить. Разве что заместить астраханской рыбой – толстолобиком, карпом, белым амуром? Но вряд ли эта рыба заменит лосось.

Рынок постепенно реконструируется. Для нас эти санкции стали просто сигналом. И то, с чем мы столкнулись сегодня, может повториться еще не раз. Может, нам не стоит строго контролировать уровень цен.  Ведь нужно соблюдать не только интересы потребителя, но и интересы производителя. Это очень тонкая материя. И поэтому работа власти должна быть крайне деликатной.

Рустам Абдуллаев, руководитель ГАУ РО «РИАЦ»:

– Невозможно все «импортозаместить». Можно и бананы у нас выращивать, но это экономически нецелесообразно. И чтобы не скатываться к крайностям – к плановой экономике или к стихийно-рыночной, здесь нужен  некий разумный предел. В идеале – придерживаться золотой середины.

Думаю, нужно разработать на федеральном уровне некую концепцию, идеологию по замещению. Возможно, она уже осуществляется. По разным товарным группам, очевидно, нужно определить долю, некие пороговые значения, после которых меры поддержки отрасли меняются. И это должно быть не одно пороговое значение, а как минимум несколько.

Если  уж мы приходим к пониманию, что нам нужна некая гармония между рынком и планом, должна вырабатываться общая стратегия, которая создавала бы общие, единые, понятные правила игры на рынке. Эти правила должны быть долгосрочными. В противном случае инвесторы не будут вкладывать деньги в отрасль, зная, что через год или раньше запрет на ввоз импорта отменят. Совершенно очевидно, что для инвестиционного цикла год – не срок.

Эрдени Болдырев, министр экономики и торговли Республики Калмыкия:

- По поводу контроля ценовой политики. Мы столкнулись с такой ситуацией, когда производители стали менять технологию: меньше мяса, больше добавок. Цена остается той же самой, а состав иной. Была буханка 800 г, а стала 400г.  Но продают ее по той же цене.

Ростехнадзор должен контролировать недобросовестных производителей. Снижать себестоимость так экстенсивно, путем уменьшения ингредиентов и потери качества не допустимо. Наоборот, это повод пересмотреть технологию, вникнуть в свое производство, возможно, увеличить производительность труда, оценить другие составляющие себестоимости и посмотреть, на каком участке можно снизить затраты.

Гиляна Босхомджиева, руководитель агентства инвестиционного развития Астраханской области:

- Традиционно в Астраханской области производится большой объем овощной продукции. При этом в переработке задействовано лишь 3% выращенных овощей. В рыбной отрасли аналогичная ситуация: мы продаем в живом и охлажденном виде около 20% продукции, в замороженном виде – около 50% и только 30% подвергается глубокой переработке и консервированию на территории нашей области.

Наши производители овощной и рыбной продукции готовы модернизировать свои предприятия,  готовы вкладывать средства в производство. Они обращаются в правительство Астраханской области за государственной поддержкой, но при этом бизнесу тоже нужны гарантии. Они хотя знать, на какой срок и в каком объеме государство может их поддержать.

До настоящего момента в действующем российском законодательстве понятие «сельхозтоваропроизводитель» было ограничено организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися выращиванием и переработкой овощей. В это определение не входят те юридические лица, которые  занимаются только переработкой овощей на закупаемом сырье.

Мы подготовили обращение в адрес Минсельхоза РФ от имени членов Ассоциации  «Юг»  о разработке законопроекта, предусматривающего внесение изменений в формулировки понятий «сельхозтоваропроизводитель» (в ст. 3 Федерального закона № 264 ФЗ «О развитии сельского хозяйства»). И дополнить эту категорию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занимающимися  переработкой продукции на закупаемом сырье.

Также сельхозтоваропроизводителями просим признать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих добычу и переработку рыбной продукции.

Эти изменения крайне важны для региона, но пока на законодательном уровне механизм реализации этих мер отсутствует.