Именно так охарактеризовал конкуренцию  Элберт Хаббард. А после вступления России в ВТО, и до того – когда во Всемирную торговую организацию вступила та же Польша, многие осознали, что у конкуренции при всех ее плюсах для экономики в целом есть обратная сторона. И с той, обратной стороны, чаще всего оказываются предприятия, не сумевшие выдержать ее «дары смерти». Сильные становятся еще сильнее, слабые – исчезают с лица земли. Без вариантов.

Интересное исследование, проведенное Boston Consulting Group, приведено на сайте wordcrisis.ru. Они проанализировали конкурентные издержки производителей разных стран и стереотипы, которые сложились по этому поводу в наших головах. Вот что они пишут:

«Издержки отечественных производителей почти сравнялись с американскими. Низкие производственные издержки были основным конкурентным преимуществом России еще несколько лет назад. Теперь не так – рост реальных зарплат и затрат на энергию не позволяет больше отечественным компаниям производить товары дешевле, чем в США.

Десятилетиями считалось, что страны Латинской Америки, Восточной Европы и большей части Азии имеют преимущества в конкурентной борьбе с производителями из США, Западной Европы и Японии из-за низких издержек на производство. Но привычные представления о странах с самыми высокими и самыми низкими производственными затратами давно устарели. Оказывается, произвести товар в Китае теперь дороже, чем в Мексике. И если раньше в России уровень оплаты труда был несопоставимо мал по сравнению с США, и эта составляющая производственных затрат у нас была ниже, то теперь оплата труда там и здесь почти уравнялась. А в Великобритании заработная плата остается одной из самых низких в Западной Европе. И расходы на производство сходных товаров в России, США и странах Европы  примерно равны.

Поэтому сейчас не устают повторять: не так важно произвести продукцию, как важно продать. А для этого нужно сделать все, чтобы снизить себестоимость и доказать свои конкурентные преимущества в этой борьбе за потребителя.

Новые лидеры

В мире зарождаются четыре новые группы стран с сопоставимой динамикой издержек. Лидеры в этом рейтинге США и Мексика. Эти страны улучшают свою конкурентоспособность за счет незначительного роста затрат на оплату труда и повышения энергоэффективности. На их фоне Франция, Италия, Швеция, Бельгия, Швейцария и Австралия  не отвечают современным тенденциям.  Производственные затраты в этих странах крайне высоки, и по мнению Boston Consulting Group, пока здесь ничего не сделано, чтобы кардинально изменить ситуацию. Продукция, произведенная в Чехии, Польше и странах БРИК, за исключением Индии, пока имеет больше конкурентных преимуществ.

Среди причин, по которым страны теряют конкурентоспособность, называют рост зарплат, укрепление местной валюты, снижение производительности труда и дополнительные расходы на энергию. Плюс к этому – на конкурентоспособность влияют инвестклимат в стране и коррупция.

Для сравнения Boston Consulting Group приводит Россию и США: в текущем году средние издержки в России были всего на 1% ниже, чем в Америке. А еще десять лет назад они были ниже на 13%!

Тот же рост реальных зарплат, которые рядовые россияне расценивают как социальные блага, оборачивается «злом» для отечественных производителей. Десять лет назад стоимость трудочаса составляла в России $6,76, в США – $17,54. На сегодняшний день оплата труда в России увеличилась в три раза – до $ 21,9. Так что Россия уже сравнима по производственным затратам со странами Восточной Европы, и даже превосходит их. Но и в Америке рабочим платят примерно столько же $22,32.