- Как Вы оцениваете шансы отечественного сельского хозяйства справиться с поставленной задачей импортозамещения? Нужно ли, по Вашему мнению, продлить этот «льготный» год дольше, чтобы у отечественных производителей появилось время увеличить объемы производства, достаточные для замены импорта?

Вообще потенциал региона как одного из продовольственных доноров  страны достаточно высок. Кроме выращивания зерновых культур (Волгоградская область входит в число регионов-лидеров по производству зерна), у нас развито производство масличных, демонстрирует хорошие достижения племенное животноводство.

Этот год стал удачным для АПК региона и наших сельхозтоваропроизводителей. Не подвела погода, хотя следует отметить, что осень 2013 года оказалась для нас особенной: как ни странно, осенняя посевная кампания сопровождалась обильными осадками. Из-за необычного для региона переувлажнения почвы пришлось сократить посевные площади под озимые (посеяли 1,1 млн га озимых культур вместо запланированных 1,4 млн га). Однако благодаря хорошей организации весенней посевной кампании и грамотному планированию структуры посевных площадей  сельхозтоваропроизводителями и органами управления АПК нам удалось восполнить недостаток озимых. Свой положительный эффект оказала и несвязанная поддержка, которая стала очень востребованным у сельхозтоваропроизводителем видом государственной поддержки.

На данное время (12.09.2014) регионом собрано 3,7 млн тонн зерновых, что на 400 тысяч тонн выше установленного государством плана, и уборка продолжается.

И, безусловно, Волгоградский регион – один из лидеров в России по производству овощных культур. Благодаря отличным природно-климатическим условиям для выращивания овощей, наша продукция отличается высокими вкусовыми качествами. О конкурентоспособности овощей из нашего региона говорит положительная динамика роста объемов производства. За последнее десятилетие Волгоградская область увеличила валовой сбор овощей в 6,3 раза. В этом году по осени сбор овощных культур составит, по расчетам, порядка 1 млн тонн, бахчевых – 250 тыс. тонн, плодовых – 200 тыс. тонн. В 1,5 раза увеличены посевные площади, средняя урожайность овощных культур выросла с 73 ц/га (в 1999 году) до 3 тонн. География поставок расширилась за эти годы с 35 до 60 регионов Российской Федерации.

Всего за пределы региона вывозится, в том числе экспортируется, 1,5-1,7 млн тонн продовольственного зерна и продуктов его переработки, более 300 тыс. тонн овощей.

Рассказываю я все это не для того, чтобы похвалиться успехами наших сельхозтоваропроизводителей (хотя они достойны похвалы!). Такие показатели как нельзя лучше свидетельствуют о том, что у россиян есть все основания не бояться санкций, а спокойно и  уверенно наращивать производство вплоть до полного самообеспечения (по крайней мере, по тем видам продукции, которые испокон веков страна производила и весь мир кормила). Могу сказать о волгоградских  сельхозтоваропроизводителях: известие о введении Российской Федерацией ответных мер они восприняли как шанс для себя и профессиональный вызов. Например, руководитель ЗАО «Агрофирма «Восток» (а это лидер региона по производству яиц) В.Н.Струк не раздумывая предложил поставлять в сеть полмиллиона яиц ежедневно.  

Что касается продления такого периода – действия мер по импортозамещению – считаю, что это было бы хорошо. Во-первых, крестьяне наши очень нуждаются в долговременной аграрной политике: ведь сельское хозяйство и пищевая промышленность требуют «долгих», многолетних инвестиций и проектов. У руководителя предприятия АПК, вложившего немалые средства, да и душевную энергию, в производство должна быть уверенность, что завтра все не отменят и его продукция по-прежнему будет востребована. А во-вторых, по тем видам продукции, которая у нас не производится, в достаточно короткое время наладятся поставки из других, более дружественных нашему государству стран. Таким образом, рынок будет отрегулирован и «пустот» здесь быть не должно. Так что продление срока действия эмбарго на импорт ряда продуктов из ЕС, США, Австралии позволит укрепить производственный потенциал АПК региона и увеличить объемы конкурентоспособной продукции.

- Нужно ли нам вообще решать задачу импортозамещения, ведь только недавно Россия вступила в ВТО, в том числе с целью налаживания товарообмена с другими странами и выхода на мировой рынок?

Перефразируя классика, скажу, что только то государство чего-то стоит, которое может обеспечить свой народ продовольствием. И занятостью. За двадцать лет, прошедшие после смены строя, было разрушено многое из созданного нашими дедами: в десять и более раз сократилось поголовье скота, почти во столько же уменьшились площади орошаемых земель, разрушилась колхозная система, а становление взамен ей иного уклада – индивидуального, фермерского – проходит не так быстро, как нам хотелось бы. И принимаемые меры по импортозамещению могут подтолкнуть нас к «взрывному» развитию сельского хозяйства: те же фермеры с гораздо большей охотой  будут вкладываться в развитие своего хозяйства, если у них появиться уверенность в востребованности продукции. Это же касается и крупного агробизнеса. А излишки будем продавать на внешних рынках: наша область довольно активно реализует за пределы страны зерно (наши традиционные покупатели – Египет, Иран, страны Ближнего Востока и т.д.).

Я не говорю уже о том, что просто стыдно бывает смотреть на турецкие и израильские помидоры и огурцы в магазинах – это у нас-то, в овощном краю! Думаю, что замещение избыточного импорта по ряду товаров, традиционно производимых на собственной земле с гораздо лучшим качеством, будет только справедливо. И в дальнейшем - экономически выгодно как производителю, так  и населению. А цены, после некоторого движения, зачастую спекулятивного, неизбежно должны урегулироваться, ведь при импортозамещении по многим видам продукции значительно сокращается «логистическое плечо». Хочу подчеркнуть, что для решения проблем сельскохозяйственных товаропроизводителей по производству импортозамещающей продукции в рамках государственных программ предусмотрены меры государственной поддержки.

- Введение эмбарго на импорт ряда продуктов из ЕС, США, Австралии привело к росту цен на многие продукты питания на 20-30%. Каким образом эту проблему пытаются решить в регионе?

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В.Путина № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ»  и  постановления Правительства РФ №788 в нашем регионе распоряжением Губернатора Волгоградской области была образована рабочая группа по вопросам применения отдельных специальных экономических мер на территории Волгоградской области. Ее работа ведется под руководством первого заместителя председателя Правительства Волгоградской области А.И.Беляева.

В состав рабочей группы вошли представители общественных объединений, таких структур, как Роспотребнадзор и Россельхознадзор, сотрудники регионального минсельхоза и других ведомств, а также руководители сетевых торговых организаций и крупные производители продукции.

Задачей рабочей группы является проведение ежедневного мониторинга цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию и недопущение их необоснованного повышения. Мониторинг продовольственных товаров на прилавках торговых сетей и оптовых рынков проводится с учетом действующей в регионе на постоянной основе программы качества продукции.

Итоги мониторинга показали, что, например, с 8 августа по 12 сентября 2014 года цены на социально значимую продукцию, такую как мука, крупы, макаронные изделия, колбасные изделия, мясо, рыба, хлеб и готовая молочная продукция, по Волгоградской области в целом стабильны. Наблюдается лишь изменение цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции в связи с сезонностью (овощи, молоко сырое). Также в регионе ведется большая работа по содействию местным товаропроизводителям в продвижении продукции в торговых сетях (кроме мер убеждения руководства сетей проводится постоянная акция «Выбирай волгоградское!», конкурс «Волгоградское качество» и т.д.). Принимаются меры по увеличению сезонных и внесезонных сельскохозяйственных ярмарок как областном центре – городе-герое Волгограде, так и в муниципальных районах.

- Какие региональные программы стартовали или были реализованы в области в 2014 году?

Агропромышленный комплекс Волгоградской области показал себя в 2014 году устойчиво развивающимся. Так, объем производства продукции сельского хозяйства, в фактически действующих ценах, по предварительным данным за январь – июль 2014 года составил 42,1 млрд рублей.  Индекс производства продукции сельского хозяйства к январю-июлю 2013 года вырос до 116,5%.

Сельскохозяйственная отрасль экономики региона демонстрирует рост ряда показателей. Особенно порадовали в этом году растениеводы (растениеводство -  базовая отрасль АПК региона): уже в конце лета валовой сбор зерновых достиг 3,5 млн  тонн. В  2013 году в отрасли произведено продукции на 61,3 млрд. рублей. Это 67 % от валовой продукции сельского хозяйства. По итогам 2014 года мы рассчитываем на лучшие показатели.

Также наш регион традиционно занимает ведущие места в рейтинге лучших производителей овощной и бахчевой продукции (по итогам 2013 года – 3-е место по России с 800 тыс. тонн овощей и 400 тыс. тонн картофеля). Общим итогом работы АПК Волгоградской области в прошлом году стало 4-е место нашего региона в рейтинге Российской Федерации по производству подсолнечника, 9-е место - по производству зерна и 3-е место по производству овощей. Думаю, что и в этом году Волгоградская область поддержит свою сельскохозяйственную «репутацию».

Вместе с тем в регионе пока ждут своего полномасштабного развития такие отрасли, как мелиорация, молочное животноводство, перерабатывающая промышленность. Это связано прежде всего с недофинансированием программ по развитию данных отраслей в предыдущие годы. Но с принятием решения руководителем Волгоградской области А.И.Бочаровым об увеличении финансирования АПК в 2 раза – до 2,4 млрд рублей - и появлением возможности в большем объеме привлекать средства из федерального бюджета мы рассчитываем в 2015 году получить  ощутимый эффект от реализации мероприятий государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»  на 2014-2020 годы». Кроме данной программы, в этом году начала свое действие другая государственная программа Волгоградской области – «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Также стоит отметить, что все программы по развитию АПК и села вообще, на которые мы опираемся в своей деятельности, базируются на Стратегии по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в условиях ВТО. Это фундаментальный труд наших ученых, которые проанализировали все сильные и слабые стороны регионального АПК и выдвинули ряд важнейших принципов, в частности, необходимость учета региональных зон территориального развития и зон агропромышленного производства. 

Первым этапом реализации Стратегии стало применение по отдельным видам субсидий дифференцированных  ставок, в зависимости от почвенно-климатической зоны, в целях создания сельхозтоваропроизводителям равных условий для производства продукции. Получен положительный эффект. Отмечу, что такой подход поддержан аграриями, они давно ждали таких решений. Ведь сельскохозяйственное производство ведется в нашей области в пяти отличающихся по своим параметрам (почва, климат, наличие водных и других ресурсов и т.д.) зонах, и затраты хозяйств на проведение работ очень разнятся.

- Сегодня во многих регионах при развитом производстве сельхозпродукции есть серьезные проблемы с ее переработкой. Большинство хозяйств произведенную продукцию продают как сырье, в то время как элементарная первичная переработка дала бы нашим сельхозпроизводителям реализовать свою продукцию по более высокой цене. Какие шаги предпринимает минсельхоз региона, чтобы стимулировать хозяйства развивать переработку (полный цикл производства)?

Безусловно, АПК Волгоградской области нуждается в увеличении перерабатывающих мощностей. Такая работа уже ведется  в нашем регионе. Реализация новой, начатой в 2013 году программы по развитию логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции, получившая федеральную поддержку, позволила построить овощехранилища в ООО "Райгород" Светлоярского района (на 8,6 тыс.тонн хранения), ЗАО "ХладКо" Среднеахтубинского района (2 тыс.тонн), ООО "Становское" Нехаевского района (3 тыс.тонн), К(Ф)Х Тупиковой Е.А. Среднеахтубинского района (2 тыс. тонн). Это дало возможность довести региональные мощности хранения до 133,6 тыс. тонн. В 2014 году будут введены в эксплуатацию овощехранилища с объемом хранения 31,3 тыс. тонн.

Однако объектов логистики и мощностей по хранению сельскохозяйственной продукции всё ещё недостаточно для насыщения рынка продукцией нашего АПК.

В 2015 году мы ставим себе задачу более активно работать над созданием логистических центров, зернохранилищ и овощехранилищ в каждом муниципальном районе и увеличить мощности хранения еще на 76 тыс. тонн. Это даст нам возможность уйти от «серого» рынка (в настоящее время основная часть урожая реализуется прямо с поля по ценам, предложенным перекупщиками), выстроить ценообразование и контролировать объемы продукции. И, конечно, обеспечить местной продукцией население нашей области.

Для комплексного решения данной проблемы необходимо  создавать благоприятные условия для сбыта выращенной продукции путем строительства логистических центров. Первые центры будут размещены на территории Быковского, Городищенского, Среднеахтубинского, Иловлинского и Ленинского районов. Ежегодный объем инвестиций в развитие данного направления составляет более 500 млн. рублей.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» региональный минсельхоз осуществляет реализацию государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 29.11.2013  № 680-п.В рамках данной программы поддержка инвестиционных проектов (тех из них, которые прошли отбор на  комиссии Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) осуществляется в виде предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам на условиях софинансирования расходов из средств федерального и областного бюджета.

Также в рамках программы по развитию мелиорации земель сельскохозяйственного назначения предоставляются субсидии на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов мелиорации, которые позволяют  компенсировать инвесторам  до 50% затрат на осуществление данных работ. 

Кроме того, государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется в рамках ведомственной целевой программы «Развитие логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции на территории Волгоградской области на 2013-2015 годы», в которой участвуют такие крупные инвесторы, как СПК «Райгород» и ООО «Овощевод», получающие субсидии на возмещение части затрат на строительство логистических центров и производственных объектов по переработке плодоовощной продукции.

Понимая, что вложения только в агропром малоэффективны, если не будет решаться вопрос создания комфортных условий для проживания работникам сельхозпредприятий и членам их семей, бытовой и социальной инфраструктуры вообще, органы управления АПК Волгоградской области приступили к масштабной работе по устойчивому развитию сельских территорий. Для этого в течение лета 2014 года была проведена полная паспортизация всех сельских поселений региона, в результате чего определены «сильные» и «слабые» стороны каждого поселения с точки зрения его привлекательности для инвестора. Был составлен паспорт на каждое село, хутор, станицу (его можно посмотреть на официальном портале органов исполнительной власти региона www.volganet.ru), разработаны муниципальные программы устойчивого развития сельских территорий. Уже начаты новые направления сотрудничества государства с инвесторами. Например, на территориях, где реализуются крупные инвестиционные проекты (например, СПК «Райгород», ООО СП «Донское»), мы приступаем к комплексной компактной застройке.

Уверен, что эта работа поможет сориентироваться частному инвестору в выборе места реализации экономически (да и социально) выгодного проекта. 

Также большое значение мы придаем развитию комплексной  кооперации, причем всех ее сфер: сбытовой, кредитной и производственной. Объединение малых форм хозяйствования в кооперативы позволит увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции и реализовать программы импортозамещения в нашем регионе.

- Есть ли программы господдержки, которые могли бы помочь отечественным товаропроизводителям попасть в торговые сети? Ведь не секрет, что сегодня сделать это крайне сложно. Предприниматели предлагают законодательно закрепить процентное соотношение на прилавках импортных и отечественных продуктов. Как Вы считаете, насколько реально договориться с владельцами торговых сетей или обязать их на законодательном уровне увеличивать на прилавках долю отечественного продукта?

В 2012 году министерством промышленности и торговли Волгоградской области были разработаны проекты соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Волгоградской области и сетевыми розничными компаниями, осуществляющими деятельность на территории Волгоградской области. Сейчас подобные соглашения заключены с представителями девяти сетевых розничных компаний.

Реализация соглашений способствовала системному решению вопросов поддержки местных товаропроизводителей. Одним из основных показателей в реализации соглашений является увеличение доли местных товаров в ассортиментной матрице торговых сетевых компаний, что отметили многие наши покупатели. Это не может не радовать! В настоящее время на долю оборота сетевых компаний приходится порядка 30% общего розничного  товарооборота Волгоградской области.

Кроме того, в нашем регионе с участием областного минсельхоза прорабатываются на постоянной основе предложения по реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производимой на территории Волгоградской области, через торговые сети России.

Значимым событием стало подписание 3 сентября между ритейлерами  и крупными предприятиями АПК области Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и товаропроизводителями с участием заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Л.Евтухова. 

Присоединение к Кодексу добросовестных практик – еще один шаг к сдерживанию цен. Документ базируется на основополагающих принципах гражданского права при заключении и исполнении договоров, в нем прописаны критерии отбора поставщиков, что особенно важно для малых производств.

Кодекс обеспечивает соблюдение баланса коммерческих интересов торговых сетей и производителей продуктов, упрощая их взаимодействие. Для потребителей имеет большое значение то, что документ запрещает производство и торговлю некачественными и контрафактными товарами.

-.Какие главные задачи, по Вашему мнению, стоят перед отечественными аграриями и животноводами (в сфере свиноводства, мясного и молочного скотоводства, овцеводства) в ближайшей перспективе?

В своей работе по стабилизации и дальнейшему развитию АПК мы ставим несколько целей:

обеспечить продовольственную безопасность региона за счет производства продуктов питания собственного производства;

провести техническую и технологическую модернизацию отраслей, добиться эффективного использования земли (в том числе за счет увеличения количества и качества мелиорируемых земель);

приступить к ускоренному развитию животноводства;

повысить финансовую устойчивость АПК в целом и хозяйств в частности за счет увеличения объемов собственной переработки и создания гарантированных каналов сбыта продукции.

Ключевым звеном сельского хозяйства Волгоградской области является растениеводство. В структуре валовой продукции сельского хозяйства растениеводство составляет в разные периоды от 60 до 70 процентов. Соответственно, главной задачей на ближайшую перспективу в богарном земледелии было и остается производство зерна.

В настоящее время получаемые натуральные объемы производства основных видов продукции растениеводства – это зерно и маслосемена - в 1,5 - 2 раза превышают объемы внутреннего потребления Волгоградской области. Это позволяет нам не только в полном объеме обеспечивать потребности региона в семенах, фуражном и продовольственном зерне, но и реализовывать за пределы области 2-2,5 млн.тонн, что является  солидным подспорьем для хозяйств и «точкой роста» экономики.

Согласно принятой государственной программе, в следующем, 2015 году планируется получить валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в объеме 3 млн 950 тыс.тонн. А к 2020 году данный показатель планируется довести до 4,5 млн тонн зерна.

Другой базовой отраслью для нас является животноводство. Руководством региона ставится задача полного обеспечения до 2030 годанаселения Волгоградской области продукцией собственного производства. Для повышения уровня обеспечения продовольственной безопасности Волгоградской области в расчете на душу населения нам необходимо увеличить производство молока на 24,6% или на 130,4 тыс. тонн (с 529,6 тыс. тонн в 2013 году до 660тыс. тонн) или 254 кг в расчете на 1 жителя (при норме 340 кг).

Эти рубежи могут быть достигнуты на основе научно обоснованной системы ведения молочного скотоводства, увеличения численности молочных коров и повышения продуктивности дойного стада до уровня, обеспечивающего гарантированно прибыльное ведение молочного скотоводства. Требуется также реализовать комплекс мер по увеличению объемов производства молока, повышению конкурентоспособности его на рынке молочной продукции и сырья. Этому послужат мероприятия по развитию малых форм  хозяйствования и размещение отрасли молочного скотоводства по зонам, «увязанным» с перерабатывающими предприятиями.

Также мы наметили в качестве ориентиров совершенствование материальной базы для устойчивого развития молочного скотоводства, широкое использование передовых биотехнологий. Важным моментом является повышение качества молочного скота в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских фермерских хозяйствах, для чего мы создаем в 10-ти муниципальных районах центры искусственного осеменения.

Развитие молочного скотоводства планируется за счет:

1) создания сети снабженческо-сбытовых кооперативов с целью увеличения объема и качества заготавливаемого молока от ЛПХ (ЛПХ производят 454 тыс. тонн молока или 85%). В планах создать до 2020 года 70 кооперативов по организации закупки молока,  заготовке и снабжению ЛПХ кормами, а также осуществления искусственного осеменения КРС в личных подворьях. Это позволит обеспечить прирост валового производства молока на 50 тыс. тонн;

2) строительства 50 семейных ферм  на базе КФХ (от 75 до 300 коров, возможно с доильным роботом) с общей суммой инвестиционных вложений 2,5 млрд. рублей, которые позволят обеспечить рост объемов производства молока на 30 тыс. тонн (Новоаннинский, Ольховский, Октябрьский, Николаевский, Быковский, Суровикинский и Урюпинский районы);

3) строительства молочных комплексов от 300 до 1200 коров каждый с приобретением высокопродуктивного поголовья (удой на корову в год - 8000 кг), что позволит обеспечить прирост валового производства молока на 50 тыс. тонн (ООО «СП «Донское» Калачевского района, ОАО «Шуруповское» Фроловского района, колхоз «Заветы Ленина» Октябрьского района).

Производство мяса предстоит увеличить к 2020 году на 47% за счет говядины и птицы.

Развитие мясного животноводства планируется за счет увеличения производства скота на убой в коллективном секторе за счет:

Строительства комплексов по производству мяса говядины (ООО «ДонАгро» на 328 тонн в год).
строительства свинокомплексов (ЗАО «АгроИнвест»     Фроловского района на 110 тыс. голов свиней в год, КХК ОАО «Краснодонское» Иловлинского района на 110 тыс. голов в год, ООО «Волжская мясная компания» Среднеахтубинского района на 42 тыс. тонн ж.в. в год);
строительства птицефабрики на территории Жирновского района (ООО «Агропромышленная компания «Поволжье» на 9 тыс. тонн в год).

Это позволит довести производство скота на убой в живом весе до 305 тыс. тонн или в расчете на 1 жителя 80 кг (при норме 75 кг).

В целом предстоит решить одну из наиболее сложных проблем сельского хозяйства – динамичное восстановление поголовья крупного рогатого скота как молочного, так и мясного направлений.  Поголовье КРС должно увеличиться на 60%, а в среднем ежегодно прирастать на 3,5%.

Рост производства мяса птицы предусматривается достичь за счет дальнейшей модернизации технологического оборудования действующих птицефабрик. Потенциальные возможности развития птицеводства позволяют  к 2020 году увеличить и удерживать производство мяса птицы на действующих 7 птицефабриках Волгоградской области  в 1,6 раза - до 72 тыс. тонн.

Также в нашем регионе имеет тенденцию к динамичному развитию овцеводство. Овцеводство не оказывает существенного влияния на общий объем производства мяса в области, но в то же время эта отрасль выполняет важную социальную функцию поддержания традиционного уклада жизни заволжских районов, занятости населения. Продукция овцеводства реально может иметь экспортный спрос и быть конкурентоспособной.

Ускоренное развитие овцеводства возможно путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, внедрения малозатратных технологий содержания животных, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных. Мы рассчитываем на рост поголовья овец до 249000 голов к 2020 году при одновременном сохранении лучших популяций мясного и тонкорунного овцеводства.

Важнейшим направлением своей работы мы считаем обеспечение продукцией как растениеводства, так и животноводства социальной сферы. Руководством нашей области поставлена задача полностью обеспечивать учреждения социальной сферы собственными продуктами. Я уверен, что это послужит не только повышению доходов селян, но и становлению социального благополучия,  желанию жить и работать на селе. А в итоге мы рассчитываем получить «точки роста» каждого сельского поселения.

Особые ожидания у нас связаны с развитием малых форм хозяйствования. Для нас уже стала приоритетом поддержка малых форм хозяйствования – как начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, так и сельской  кооперации с вовлечением в нее сельского населения и всех мелких производителей. Ведь, как известно, именно фермеры и кооператоры показывают в России наиболее динамичные показатели по росту поголовья, производству молока, картофеля, овощей и т.д.

Справка:

Развитие малых форм хозяйствования предусматривается путем предоставления грантовой поддержки:

1) начинающим фермерам - в размере 1 млн. рублей и единовременная помощь на бытовое обустройство – 250 тыс. рублей (за грантовой поддержкой ежегодно обращается более 150 начинающих КФХ);

2) семейным животноводческим фермам- в размере до 10 млн. рублей (за грантовой поддержкой ежегодно обращается не менее 50 КФХ).

3) снабженческо-сбытовым кооперативам с целью увеличения объема и качества заготавливаемого молока от ЛПХ.