Казалось бы, бизнес выгодный, спрос есть, россияне овощей недоедают по всем мировым показателям. Почему же так хило развивались теплицы все эти годы?

- Тепличное производство - очень затратное, - рассказывает Виктор Семкин, гендиректор агрохолдинга «Московский». - В себестоимости помидора более 45% - это затраты на газ и электроэнергетику. У нас нет никаких льгот, а тарифы - как для промышленных предприятий.

Большая часть теплиц в России останавливается на зиму. В самые холодные месяцы - январь, февраль - производить овощи становится катастрофически невыгодно. Для круглогодичного выращивания необходим свет, и в зимние месяцы растения нужно еще и подсвечивать.

- В мире используют новейшие технологии, которые удешевляют производство тепличных овощей, снижают энергозатратность, выводят специальные сорта растений. Самые передовые разработки в этой отрасли в Голландии, - комментирует Тамара Решетникова, генеральный директор компании «Технологии Роста». - В России лишь единицы внедряют ноу-хау. Большинство теплиц морально устарело, ежегодно часть из них выходит из строя. Да, в России холодно, но в Финляндии такие же климатические условия. Там выращивают овощи круглый год.

Так почему же у них это выгодно, а у нас убыточно?

- Когда коллеги в Европе строят теплицы, они получают помощь от государства, - рассказывает Семкин. - Помимо дешевых кредитов, налоговых льгот и субсидий, есть все условия для строительства. К ним энергетики сами прибегают и предлагают  подключиться к сетям. А у нас сперва нужно взять кредит, но даже под высокий процент непросто, банки требуют залог. А если у тебя еще нет своего производства? Крутись как хочешь. Срок окупаемости нашего бизнеса 15 - 20 лет. Подключиться к энергосетям - это тоже целая эпопея. Мы давно говорим, что нужно поддерживать тепличное производство, а в ответ тишина.

В России нет отдельной программы развития тепличного хозяйства, жалуются производители. В последний момент теплицы включили в общую программу развития сельского хозяйства до 2020 года. Но скорее для галочки.

- По этой программе до 2020 года должно появиться 1500 га теплиц, - рассказывает Наталья Рогова, гендиректор ассоциации «Теплицы России». - Этого мало. Надеюсь, из-за санкций правительство обратит более пристальное внимание на нашу отрасль.

По подсчетам компании «Технологии Роста», если производители получат помощь и начнут строить, своими овощами можно будет заполнить полки магазинов в лучшем случае через 8 лет.

А как государство поддерживает тепличников сейчас?

- Государство субсидирует процентную ставку по кредитам, - рассказывает Рогова. - Берете вы кредит в любом банке под 11 - 17% (как повезет), а вам государство компенсирует 8% от процентной ставки. Но за последние два года не одобрили ни одного такого проекта субсидирования процентной ставки.

Но и этим проблемы тепличного бизнеса не заканчиваются. Произвести - это полбеды, нужно и продать.

Отечественные овощи в магазинах считаются продуктом премиум-класса. Даже сейчас, в самый разгар сбора урожая на полках можно найти упаковки российских помидоров по 200 руб. за 400 г. Откуда такие цены?

- Я свою продукцию отдаю по 60 руб. за кг, - прокомментировал директор агрохолдинга, «золотую» продукцию которого я и нашла в супермаркете. - А вот сети накручивают, сколько они захотят.

- Облегчить путь производителя в магазины должен был закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности», его приняли в 2008 году, - объясняет Виктор Семкин. - С этого момента работать стало только хуже. Закон, по сути, закрепил право ретейлеров взимать с производителей дополнительную плату. До принятия этого закона наша компания за год заплатила сетевикам бонусы (так называют плату от производителя продукции, чтобы товар был представлен в магазине) - 70 млн. руб., а после принятия этого закона - 200 млн. руб. Есть один ретейлер, который ввел нулевой бонус для отечественного производителя, но он пока один.

Крупные хозяйства еще могут попасть в магазины, а для мелких - это очень сложно.

Запрещенный импорт предлагают заменить большими поставками из Китая и Турции.

- Эти страны заявили о своей готовности нарастить поставки, - говорит Тамара Решетникова. - Но качество... Помните овощи, которые мы называем «пластмассовыми»? Это как раз и есть турецкие и китайские помидоры и огурцы. Товар у них дешевый.

Производство в этих странах нацелено на большой урожай. Главное для них - массовые поставки, а не качество. Они выращивают специальные сорта и используют удобрения, многие из которых запрещены в России.