Почти 50% аграриев Европейской части России используют мониторинг и льготные кредиты – опрос

В конце ноября холдинг-экспортер «Доставка Морем» совместно с платформой «Агро.Клуб» провели опрос аграриев на ключевые темы - страхование, льготные кредиты, площадки для торговли продукцией растениеводства, инструменты цифровизации в бизнесе. Исследование охватило хозяйства с общим земельным банком почти 0,5 млн га Юга и Центрального федерального округа (ЦФО) России. Респондентами стали представители хозяйств из девяти регионов страны: Ростовской, Белгородской, Воронежской, Тульской, Рязанской, Брянской, Орловских областей, Краснодарского и Ставропольского краев.

Цифровые платформы, товарная биржа, электронная торговая площадка покупателя – что выбирают аграрии? Ни один из вариантов пока не нашел широкого отклика у агрообщественности - в среднем пользуются данными возможностями меньше трети опрошенных.     

«По итогам опроса более половины аграриев в РФ отдают предпочтение прямым каналам продаж и звонкам  через наработанную базу контактов. Деловая коммуникация такого типа глубоко доверительная, что способствует снижению рисков несвоевременной реализации товара с определенным сроком годности, которым и является продукция растениеводства», - рассказывает Денис Сушков, управляющий офиса в Ростове-на-Дону холдинга-экспортера «Доставка Морем».

Работа с своей базой часто предполагает операции с наличными, что обеспечивает фермерам немедленную ликвидность. Также более половины аграриев по России не используют и не планируют использовать цифровые платформы в обозримом будущем. Такую тенденцию можно связать с необходимостью адаптировать бизнес под новые инструменты. Также ограничениями могут выступать неустойчивый доступ к интернету и инфраструктуре электронной коммерции.

«Электронная торговля не может массово и успешно реализоваться не только в России, но и во всем мире, поскольку есть такая переменная, как качество продукции.  Это обусловлено спецификой отрасли – даже на разных участках поля свойства товара могут отличаться. Что создает противоречия в процессе торговли», – говорит Дмитрий Таратута, генеральный директор компании "Агро.Клуб".

Однако более четверти сельхозпроизводителей страны уже пользуются или готовы работать с цифровыми каналами, ощущая необходимость в расширении рынка сбыта. Из них более трети отдаёт предпочтение электронным торговым площадкам покупателя, а 10% уже используют в свои продажах Национальную торговую биржу. Тот факт, что аграрии предпочитают площадки покупателей, коррелирует с прямыми продажами – заказчики сами стараются переводить своих поставщиков в цифровую плоскость.

Среди основных инструментов цифровизации организаторы опроса отметили четыре основных блока: системы 1С для сельхозпредприятия; мониторинга полей, сельхозтехники, контроля горюче-смазочных материалов (ГСМ); управления процессами, а также умную сельхозтехнику и точное земледелие.

«Статистика показала, что систему 1С для сельхозпредприятий широко используют донские аграрии - 89%, далее респонденты из ЦФО – более половины, исключением стала только Воронежская область, где показатель достиг 40% опрошенных. В Краснодарском и Ставропольских краях система 1С установлена у трети аграриев», – рассказывает Павел Конев, директор по IT и инновациям холдинга "Доставка морем".

Причина такого глубокого проникновения 1С в отрасль – выработанная  годами система поддержки пользователей, а также достаточно эффективная адаптация продукта под реалии бизнес-процессов в сельском хозяйстве.

Респонденты широко используют системы мониторинга полей, техники и ГСМ. Лидером снова стали представители Ростовской области с показателем 63%. Почти половина опрошенных использует их в Ставропольском, Краснодарском краях и Белгородской области. Третье место – Воронежская область с показателем порядка 40%. В других регионах ЦФО показатель - 12%.

«Большой суммарный процесс по южным регионам объясняется большим количеством местных продуктов на рынке, которые проходят испытания в данных регионах и настроены под циклы жизнедеятельности этой аграрного части страны», – рассказывает Денис Сушков, управляющий офиса в Ростове-на-Дону холдинга-экспортера «Доставка Морем».

Опрос показал большую емкость рынка «умной» техники и инструментов точного земледелия. Пока они нешироко используется во всех регионах – средний показатель 20%, а значит, производители и дилеры имеют очевидные точки роста.  Три и более инструментов цифровизации использует более 15% опрошенных. Некоторые опрошенные не используют ни один из приведенных выше инструментов. В Ростовской области показатель самый низкий – это 10% опрошенных. В других регионах доля отказа от всех инструментов достигает или превышает треть от всех респондентов.

«Приведенные выше продукты достаточно специфичные, поскольку их внедрение требует коренного преобразования всех производственных процессов, что достаточно затратно и доступно  среднему и крупному бизнесу»,  – объясняет Павел Конев, директор по IT и инновациям холдинга "Доставка морем".

Во всех исследуемых регионах более 50% аграриев не хотят и не планируют пользоваться льготным кредитованием. Однако стоит отменить, что около трети аграриев используют преимущества льготных кредитов уже более 3 лет.

Система страхования в России нуждается в пересмотре и доработке под нужды игроков отрасли, поскольку приемлемых для себя программ пока не нашло большинство аграриев. Самыми лояльными оказались сельхозпроизводители Воронежа, более четверти из которых успешно воспользовалась страховыми продуктами. Показатели остальных регионов менее 20%, а, например, в Ростовской области - стремятся к нулю. Причина этого — сложность существующих процедур страхования и бюрократические барьеры, с которыми часто сталкиваются фермеры при попытке получить  выплату. Кроме того, в ряде регионов, таких как Белгородская область, где более 70% не планируют пользоваться агрострахованием, причина заключается в уникальности рисков, таких как близость к зонам СВО. Это многие страховые компании пока не готовы покрывать.

В целом опрос показал, что сопутствующим сельскому хозяйству отраслям есть куда развиваться. Аграрная сфера стремиться в сторону прогрессивных и гибких решений, найти которые сегодняшние игроки могут не всегда. При этом они остаются открыты для новых предложений, демонстрируя на своем примере большую емкость рынка по направлениям страхования, кредитования, технологических новинок и торговых решений.