АГРОМАШ 315ТГ: к «государственному экзамену» готов

Крупные агрохолдинги с их огромными пахотными угодьями желают получить недорогой отечественный гусеничный трактор, ни в чем не уступающий иностранным аналогам. Почему гусеничный? Минусы колесных тракторов известны – сравнительно высокое удельное давление на почву с неминуемой трамбовкой и меньший коэффициент сцепления с ней, а значит – проигрыш в тяговом усилии в сравнении с гусеничной машиной. Не секрет, что техника мировых компаний не приспособлена к особенностям нашего климата вроде повышенной сезонной влажности почвы. Импортные «пахари» прекрасно тянут шлейф прицепного оборудования, но слабо адаптированы к российским материалам и техническим маслам. Выходит, потребителю придется повторно раскошелиться на их доставку из-за рубежа.
Еще до кризиса российское правительство озаботилось развитием отечественного сельхозтракторостроения, и в 2008 году Концерн «Тракторные заводы» по государственному контракту выполнил разработку и серийный выпуск мощного гусеничного трактора для села. Конструкторы спроектировали три модификации, причем отличия первой от третьей разительны как небо и земля. В итоге получился трактор, который за один сезон способен обработать как минимум две тысячи гектаров пашни, ему нипочем распутица и бездорожье. Весной он выезжает на поля на полмесяца раньше колесных, осенние полевые работы завершает на пару недель позже. Пониженное удельное давление на почву не влияет на высокие тягово-сцепные свойства. А это – ранние всходы, повышенная урожайность пропашных культур.
Завершающая стадия испытаний
Наш визит на экспериментальный участок сборочного цеха ОАО «Промтрактор» был явно не ко времени: АГРОМАШ 315ТГ готовили к отправке в поселок Кинель Самарской области. Там, на полигоне Поволжской машинной испытательной станции (МИС), ему предстоит держать «государственный экзамен» на получение сертификата и лицензии для своего серийного выпуска.
Перед отправкой на МИС его в 2011 году испытали на полях СХПК им. Кадыкова в Вурнарском районе Чувашии. Местные механизаторы восторгались, увидев, как 315-сильный богатырь играючи потянул связку из культиваторов и сеялок. Легко управляясь с 12-корпусными плугами, он за один гон (длина участка пашни в одну сторону) без усилий обеспечивал полный оборот пласта на глубину 30 сантиметров на широкой полосе поля. Прицепными эшелонированными агрегатами только за прогон засеивал участок шириной 10 метров. Трактор способен поднять на оси агрегат весом до восьми тонн за счет своей уникальной балансировки веса. При движении по дороге и по полю нет продольных колебаний, их гасит гидросистема навесного устройства.
В чем «иноземец» уступает российской машине
Секрет тягового «могущества» 315-сильного трактора не только в двигателе QSM11C-330 фирмы Cummins. Большая заслуга в этом оригинальной трансмиссии и ходовой системы. Она размещена на раме с литым задним мостом, обеспечившим жесткость всей конструкции машины. Чувашских землепашцев поначалу удивил треугольный гусеничный обвод. Разгадка проста: когда задний каток сместили назад, то возросла опорная поверхность трактора, а приводную звездочку гусеницы подняли над землей в угоду положительной балансировке веса агрегата. Сразу отпала надобность в двухтонном контргрузе для стабилизации колебаний трактора в движении. Увеличенный полезный вес машины сказался на экономии горючего и удлинении сроков эксплуатации мотора и жизненно важных тракторных узлов.
Гусеничная машина для полеводов спроектирована не без участия военных инженеров. Торсионно-кареточная система изготовлена на Курганмашзаводе, выпускающем бронетехнику для Вооруженных Сил России и дальнего зарубежья. 
– Ходовая система с индивидуальным торсионным подрессориванием опорных катков увеличивает надежное сцепление с почвой, гарантирует плавность хода при минимальном удельном давлении на грунт, – подчеркивает начальник инновационного отдела Промтрактора Валерий Логинов.
В различных климатических зонах России тракторы пашут и сеют как на глинистых, суглинистых и черноземных почвах, так и на рисовых чеках. Резиновая гусеница хороша для работы на полях юга Франции, но буксует в вязкой и скользкой почве среднерусской возвышенности, Сибири и Дальнего Востока. Вот почему у АГРОМАШ 315ТГ уникальные резиноармированные гусеницы, спроектированные учеными НИИ Стали. Специально сконструированные триборды обеспечивают надежную сцепку резинометаллических гусениц с почвой.
Во Франции поля в «шаговой доступности» для трактора и резиновые гусеницы удобны при переезде на соседний участок. У нас иные масштабы, и поля отдельных сельхозпредприятий Черноземья уходят за горизонт. Стране нужны машины для вспашки и обработки огромных по площади сельхозугодий Брянской, Оренбургской, Омской, Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Орловской областей, Ставропольского и Краснодарского краев и других черноземных и нечерноземных регионов страны. Большой интерес к АГРОМАШ 315ТГ проявляют и землепользователи Казахстана, Монголии, Украины.
Трактор сам «выбирает» скорость
Сложная коробка перемены передач АГРОМАШ 315ТГ имеет 16 скоростей вперед и 4 назад. Начальник отдела НАТИц НИИ Стали Игорь Иванов объяснил причину подобной «роскоши». Обилие скоростей требуется для взаимодействия с различными прицепными и навесными агрегатами. При вспашке, севе и культивировании скорость гусеничной машины с огромным шлейфом агрегатов различна. Этого же требует работа на полях со сложным рельефом, технология обработки средних и тяжелых почв. Транспортная скорость предусмотрена для переезда на другое поле.
На прежних тракторах скорость переключали при обязательной остановке в поле. Если тракторист при этом забывал вытащить лемеха из почвы, возникала угроза поломки двигателя. При резком рывке возрастали удельные нагрузки также на трактор и прицепные устройства. Не следует забывать, что часто вынимаемый из земли плуг нарушал технологию обработки почвы и повреждал борозды. Частые остановки посреди пашни быстро опустошали топливный бак.
Такие напасти не грозят АГРОМАШ 315ТГ – у него автоматизирован сложный процесс переключения скоростей, и гидроуправляемое сцепление защитит машину от ошибки по вине человека. На новой технике механизатор загодя программирует оптимальный диапазон скоростей для сева, вспашки и культивации поля. Автоматика, исходя из ситуации и заданной программы, включит нужную скорость и отрегулирует тяговую нагрузку. Причем автоматическое переключение скоростей возможно при движении и даже подъеме трактора в гору с уклоном до 10 градусов. 
У трактора продуманные заднее навесное и тягово-сцепное устройства. Заданная оператором программа регулирует поддержание глубины вспашки и тем самым сводит к минимуму затраты топлива. И еще один приятный нюанс. Импортные гусеничные гиганты нуждаются в конце поля в разворотной площадке для изготовки шлейфа прицепных агрегатов на следующий заход для обработки почвы. Иное дело АГРОМАШ 315ТГ – завершил гон, автоматика извлекла из земли рабочие органы оборудования, трактор развернулся на земляном «пятачке» и готов к дальнейшей работе. Опять же экономия горючего и рабочего времени «стального коня». В Агромашхолдинге нам сообщили, что подобные «мелочи» удешевляют стоимость новой техники.
Специалисты «Тракторных заводов» не сомневаются в успешном прохождении «государственного экзамена» универсальной пропашной гусеничной машиной пятого тягового класса АГРОМАШ 315 ТГ. Эксперты строят осторожные прогнозы о спросе на новинку. Подсчитано, что при удачном сценарии серийное изделие будет на 20 процентов дешевле импортного гусеничного аналога. И с учетом цены и широкого спектра технических возможностей 315ТГ будет востребован земледельцами России. В том же Вурнарском районе Чувашии тракторостроители уверяли землепашцев, что цены на запчасти и техобслуживание будут божеские. 
1532

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: