Основные социально-политические и экономические тенденции 2012-2014 гг.

(по данным исследования «Евробарометр в России» Центра социологических исследований РАНХиГС)

Социально-политические тенденции
1. Осенью 2014 года абсолютного максимума достигли основные показатели субъективной удовлетворенности населения. «Индекс счастья» вырос с 50 (в 2012 г.) до 82 пунктов. Индекс политического оптимизма – с 15 до 35. При падении доходов населения на 10%, экономический оптимизм вырос на 10%.
2. Резко сократились эмиграционные настроения – доля людей желающих уехать за границу на ПМЖ сократилась по сравнению с 2013 г. в два раза (до 6%).
3. Доля людей, считающих, что стране нужны радикальные политические преобразования, сократилась до 5% (сейчас их почти в три раза меньше, чем в 2012 г.). С 40% до 60% выросло число тех, кто считает, что никакие преобразования стране в принципе не нужны.
4. При этом за последние два года вдвое (до 23%) увеличилась доля людей, считающих, что они способны поменять политическую ситуацию в стране своими силами.

Объяснительная модель
1. Наиболее сильная тенденция последних лет – солидаризация российского общества. Люди стали существенно больше времени уделять общению друг с другом, их сеть контактов за последние два года существенно расширилась. Количество «сильных связей» (т.е. тех, кому доверяют, у кого могут попросить в долг, с кем путешествуют) увеличилось с 4 близких человек в 2012-м году до 8 человек в 2014-м. Количество «слабых связей» (кого могут попросить об одолжении, с кем перезваниваются и переписываются не реже раза в месяц, у кого могут попросить о трудоустройстве или консультацию о поступлении ребенка в университет) увеличилось в полтора раза – с 25 до 36 контактов.
2. Уровень счастья, а также политический и экономический оптимизм в России сильнее всего связаны именно с количеством контактов и дружеских связей. С ростом сети доверительных контактов растет субъективное благополучие и уверенность в завтрашнем дне, но падает доверие государственным институтам (особенно банковскому сектору и системе здравоохранения).

Экономические тенденции
1. Наблюдается умеренный рост инфляционных ожиданий: число тех, кто считает, что цены в 2015 г. будут расти быстрее, чем в 2014 г., выросло на 15 процентных пунктов (до 52%). В 2104 г. ожидание роста цен больше связано с политическими настроениями, чем с экономическими.
2. Основной страх населения – не страх сокращения дохода, а страх потерять работу.
3. Почти три четверти населения ищет работу через неформальные каналы (друзей и знакомых). Те, у кого больше «слабых связей» чувствуют себя значительно увереннее на рынке труда.
4. С 2012 года происходил поступательный рост числа людей, имеющих сбережения. Доля имеющих сбережения, увеличилась с 32% до 46%.
5. Люди со средним доходом стали меньше тратить и больше откладывать. Напротив, люди с высокими и низкими доходами тратят больше, чем зарабатывают.
6. В рублях предпочитают хранить деньги люди молодого возраста (до 35 лет), имеющие средний (40-75 тыс. руб. в месяц) и стабильный доход. В валюте (в основном наличными) хранят сбережения люди среднего возраста, имеющие высокий, но не стабильный доход.
7. При этом 70% населения стабильно доверяют рублю больше, чем иностранной валюте.

Заключение
Солидаризация общества – рост социального капитала, расширение сети доверительных контактов, интенсификация общения – имеет несколько значимых последствий:
1) Рост оптимизма и уверенности в завтрашнем дне;
2) Рост числа людей, уверенных, что они сами могут влиять на политическую ситуацию в стране;
3) Сокращение эмиграционных настроений;
4) Готовность терпеть сокращение дохода в случае сохранения работы;
5) И одновременно с этим – сокращение доверия государственным институтам.
То, насколько устойчивы эти тенденции, мы проверим в мае 2015 г., когда будут получены результаты следующей волны мониторинга.

Справка:
Проект «Евробарометр в России» регулярно проводится Центром социологических исследований РАНХиГС с 2012 г. Главная задача проекта – создать работающий инструмент мониторинга социальных, экономических и политических ценностей, установок и практик населения РФ. Исследование позволяет выделить, описать и проанализировать стратегии различных групп агентов в пространстве меняющихся правил игры.
Исследование основывается на методологии проекта «Евробарометр», который реализуется по заказу Европейской комиссии во всех странах ЕС с 1974 г. Выборка «Евробарометра в России» составляет 6000 человек. В исследование входит 10 регионов, в каждом из которых опрашивается по 600 человек. Выборка исследования репрезентативна на трех уровнях: на уровне РФ в целом, на уровне региона и на уровне типа населенного пункта.
Ежегодно проводится две волны исследования: «Стандартный Евробарометр» и «Флэш-Евробарометр». В рамках «Стандартного Евробарометра» исследуются ценности, установки и практики населения в ряде сфер: экономической, политической, научно-технической, сфере безопасности и межличностного доверия. «Флэш-Евробарометр» представляет собой нерегулярную серию небольших обследований по определенным, обычно достаточно узким, темам. Так, например, в 2013 г. «Флэш-Евробарометр» был посвящен проблемам городского и регионального развития, миграции социального капитала и построения «сетей доверия». В 2014 г. основной акцент в исследовании был сделан на изучении динамики экономических и политических ожиданий населения, рынка труда, проблем налогообложения в контексте распределения социального капитала.

----------------
Дмитрий Соколов
Руководитель пресс-службы
Центра общественных связей РАНХиГС

674

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Журнал «АПК-ЮГ» рекомендует
Лазер + /Притулин АЮ ИП Лазер + /Притулин АЮ ИП
Кагальник с.
Лазерная резка листового металла.
Стронг Ойл, ООО/Strong Oil Стронг Ойл, ООО/Strong Oil
Москва г.
Профессиональное масло для Сильной техники.
Кубаньжелдормаш, АО Кубаньжелдормаш, АО
Армавир
Супер катки России. Техника для сельского хозяйства.
Завод кормовой муки ТД ООО Завод кормовой муки ТД ООО
Званка д.
Белковые добавки животного происхождения, рыбий жир ветеринарный, мука мясокостная и рыбная
PRO100box/Косенко И.В. ИП PRO100box/Косенко И.В. ИП
Красный Сулин п.
изготовление стеллажей с ящиками для метизов

ПОДПИШИСЬ НА ВЕСТНИК АГРОПРОМА

Введите имя и адрес электронной почты, чтобы подписаться на рассылку