ЦБ РФ / 22.08.2017
Доллар (USD): 59,1409 руб.Евро (EUR): 69,4314 руб. Золото: 2448,27 руб. Серебро: 32,36 руб. Платина: 1863,39 руб. Палладий: 1770,22 руб.
Гермес
Микроудобрения
Лучшие зерносушилки
Место для Вашей рекламы
ГлавнаяИнтерактивБлоги → Наука и технологии

Блоги - Наука и технологии

28.10.2016 | Наука и технологии |
АМАК-система и технологическая революция в земледелии

Рассматривается возможность технологической революции в земледелии ри переходе от тракторного к заводскому земледелию на основе АМАК-систем.

 

АМАК-система и технологическая революция в земледелии

 

За последние сто лет в некоторых областях человеческой деятельности произошли технологические революции, в корне изменившие эти области. Каковы характерные признаки любой технологической революции? Очевидно такие: изобретаются и внедряются в жизнь принципиально новые орудия труда, которые скачкообразно повышают производительность труда, делая его более эффективным, привлекательным и комфортным. Такая технологическая революция произошла, например, в земледелии, когда мотыга, лошадь и серп, волею и талантом изобретателей и активных земледельцев, были заменены трактором, комбайном и автомобилем. А когда ждать следующую технологическую революцию в земледелии и ждать ли вообще? Считаю, что ждать надо. Более того – она уже «на пороге». В 1977 году в России появился проект «АМАК-система», который создал предпосылку для новой технологической революции в земледелии, прежде всего – в зерновом производстве. Автор проекта предлагает от «тракторного земледелия» (на основе тракторов, комбайнов, автомобилей и т. д.) перейти к «заводскому земледелию» на основе АМАК-систем, новизна которых подтверждена тринадцатью патентами на изобретения. Чтобы утвердиться в правильности и обоснованности такого перехода, рассмотрим 12 преимуществ заводского земледелия на основе АМАК-систем по сравнению с тракторными системами земледелия – зерновыми фермами.

 

Первое преимущество. В АМАК-системе полностью ликвидировано вредное переуплотнение активного угодья ходовыми частями транспортных средств, что способствует улучшению экологического состояния почвы и повышению урожайности возделываемых культур.

 

Второе преимущество. Обеспечивается контролируемое и адресное искусственное орошение возделываемых культур на всей площади активного угодья, что повышает урожайность возделываемых культур (за счёт оптимизации водного режима почвы) и экономит воду.

 

Третье преимущество. Выполняется контролируемое и адресное внесение удобрений в любое время вегетационного развития растений, что способствует повышению урожайности возделываемых культур и экономит удобрения.

 

Четвёртое преимущество. Полностью исключено применение ядохимикатов, что обеспечивает высокое качество выращиваемых продуктов и не загрязняет окружающую среду. Вместо ядохимикатов применяются электромагнитные, ультразвуковые, лазерные и другие устройства борьбы с вредителями растений.

 

Пятое преимущество. Имеется возможность в течение одного вегетационного развития одних и тех же растений многократно собирать урожай, что позволит довести урожайность возделываемых культур до биологически максимально возможных (например, гречихи – до 20 т/га).

 

Шестое преимущество. Имеется возможность ведения уборочных работ в затяжную дождливую погоду, что позволит спасти часть или весь урожай в целом.

 

Седьмое преимущество. Можно вести селекционную научно-исследовательскую работу с каждым растением индивидуально в границах всего активного угодья, что расширяет возможности научных исследований и повышает оперативность их проведения.

 

Восьмое преимущество. Обеспечена комплексная механизация, электрификация и автоматизация всех полевых и транспортных работ, что повышает производительность труда в десятки раз.

 

Девятое преимущество. Снижается потребление энергии не менее, чем в 2 раза и полностью исключается моторное топливо.

 

Десятое преимущество. Имеется возможность автономного энергообеспечения всех производственных процессов за счёт использования только солнечной энергии.

 

Одиннадцатое преимущество. При взаимодействии с растениями осуществляется точное в системе трёх координат (± 10 мм) позиционирование исполнительных орудий труда, что повышает эффективность и точность производственного процесса в целом.

 

Двенадцатое преимущество. Обеспечивается высокая комфортность труда всему обслуживающему персоналу (отсутствуют вибрации, пыль, используются кондиционеры, комната отдыха, и т. п.).

 

Почти 40 лет проект «АМАК-система» ждёт своего часа, чтобы выйти на зерновые поля и показать всему миру – на что способна современная наука и техника. К сожалению, этого пока не произошло. Основная причина кроется в том, что современное состояние тракторного земледелия устраивает и правительства всех стран, и чиновников, управляющих земледелием, и политиков конгрессов и дум, распределяющих финансовые ресурсы при формировании годовых бюджетов своих стран, и земледельцев. Не надо им никаких технологических революций в земледелии. За это же время не нашлось ни одного спонсора, который потратил бы 100 млн долларов на строительство первой опытной АМАК-системы для производства, например, гречихи. Но зато нашлись бизнесмены, которые строят дорогие яхты (просто для прогулок по морям-океанам), покупают футбольные клубы (просто чтобы поболеть на стадионе за своё родное детище), строят замки-дворцы (показать какие они крутые). Умный и талантливый американский инженер-бизнесмен Илон Маск строит, например, космический корабль для полёта на Марс, а в это же время на его родной Земле каждую минуту (каждую!) умирает 11 детей от голода. От голода – не от болезней.

 

Один авианосец, призванный защитить меня от супостата, стоит 6500 млн долларов – это 65 АМАК-систем, которые могли бы производить ежегодно по 1,3 млн тонн зерна и кормить десятки миллионов тех, кто сегодня голодает. В мире голодает более миллиарда людей (данные ООН), Вместо того, чтобы строить авианосцы, атомные подводные крейсеры и ракеты, хорошо бы для начала накормить всех людей на планете Земля и прекратить убивать друг друга. И уж конечно, пока всех не накормим, не спешить на Марс, который никуда не улетит и может подождать.

 

Ю. Жуков

Читать дальше →
Автор: Юрий | Метки: АМАК-система, технологическая революция, земледелие, тракторная система | Комментариев: (0)
24.03.2016 | Наука и технологии |
Хлеборобы живут в городах

Предлагается хлеборобам будущего работать на АМАК-системах и жить в городах.

Хлеборобы живут в городах

Современные хлеборобы в городах не живут. Они живут в сёлах и на фермах  рядом с землёй, на которой выращивают  пшеницу, рожь, рис и другие зерновые. А вот хлеборобы, которые будут работать на АМАК-системах (www.amak-sistema.ru) будут жить в городах. С какой это стати и почему? На это и ответим.

АМАК-система может обслуживать 1000 га, выращивать на них, например, 10 тыс. тонн гречихи и обслуживаться всего тремя инженерами-операторами, естественно, с высшим специальным образованием. Спрашивается, зачем этим трём инженерам-операторам жить в селе в непосредственной близости от этого огромного поля? Им удобнее жить в близлежащем городе, на своём автомобиле утром приезжать к АМАК (автоматизированному мостовому агротехническому комплексу), 8 часов поработать на нём, а к вечеру уезжать в город.

АМАК-системы для производства зерна могут располагаться как в непосредственной близости от городов (на расстояниях 5…30 км), так и на более значительных расстояниях – до 100 км. В последнем случае инженеры-операторы могут добираться до АМАК не обязательно на своих автомобилях, но и на малых вертолётах. Лёгкий вертолёт за 20 минут перевезёт трёх инженеров-операторов из города к АМАК, а через 8 часов – от АМАК обратно в город.

Много ли инженеров-выпускников современных технических университетов, проучившихся по 5 лет в Москве, Санкт-Петербурге или Новосибирске, избалованные городским комфортом, захотят работать хлеборобами в сёлах и деревнях России? Может быть и найдутся единицы, но большинство предпочтут остаться в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске или в каком-нибудь другом городе, и работать на заводе, в НИИ или офисе. Если молодые инженеры будут ещё колебаться относительно того, куда поехать работать – в город или в деревню – то их молодые подруги и жены быстро сориентирую в направлении города. В городах, как правило, комфортные удобные квартиры, детские сады, школы, спортивные клубы, театры, музеи, магазины, стадионы и много чего ещё, чего нет в сёлах. Если инженеру, владеющему электротехникой, электроникой, автоматикой и компьютерной техникой предложить поехать на село и работать хлеборобом, он наверняка откажется. А если ему же предложить стать хлеборобом и работать в АМАК-системе – непременно согласится. Как известно, рыба ищет, где глубже, а современный инженер – где комфортнее и интересней.

АМАК-система – это тот же завод, что и в городе, но не стационарный и неподвижный, а динамический самоходный и полевой – работающий на своём поле. До городского завода инженер, если он там работает, может дойти за 10…20 минут пешком. До АМАК (главной части полевого завода) инженер-оператор доедет за те же 10…20 минут на автомобиле, если не очень далеко, или на вертолёте, если от города до АМАК-системы 100 км. Работать на АМАК он будет в тех же условиях, что и на городском заводе. Ему не обязательно быть в рабочем комбинезоне, боясь запачкаться машинным маслом или соляркой. Он может быть в обычном костюме, белой сорочке, а при желании – и в галстуке. В рабочей кабине АМАК, кроме пультов управления, в его распоряжении будут: туалет, душевая, комната отдыха и смотровая площадка с обзором на 10 км до горизонта.

АМАК-система – полностью механизированный, электрифицированный и автоматизированный полевой завод для производства зерна. Он может работать не только под управлением трёх инженеров-операторов, но и в автоматическом режиме – на автопилоте, как в современных самолётах. При выключенном автопилоте в штатном режиме один инженер-оператор сидит за пультом управления и следит за работой основных систем управления. Основное назначение двух других инженеров-операторов – осуществлять оперативный ремонт вышедшего из строя навесного агрегата без остановки работы АМАК в целом. Поскольку навесные агрегаты надёжные, ремонтировать их придётся крайне редко, поэтому два инженера-оператора могут дублировать работу за пультами управления, вести видеонаблюдения за рельсовыми колеями, пользоваться комнатой отдыха. Все три инженера-оператора могут выполнять любую работу по управлению АМАК и текущему ремонту навесных агрегатов, и подменять друг-друга.

В 2015 году из России бизнесмены вывезли частного капитала на 56,9 млрд  долларов (данные ЦБ России). Это примерно 3,9 трлн  руб. – огромные деньги (для сравнения: мост через Керченский пролив будет стоить 0,228 трлн  руб., опытная АМАК-система – 0,007 трлн  руб.). Странно, что среди молодых бизнесменов, вывозящих свои капиталы за границу, не нашлось ни одного, кто увлёкся бы земледелием и построил бы опытную АМАК-систему для производства, например, гречихи. Не нашлось бизнесмена, инженера по образованию, кого захватила бы, увлекла и вдохновила технически красивая идея и проект заводской земледельческой системы, принципиально меняющей технологию и технику земледелия. Не нашлось. К сожалению. А ведь АМАК-системы – это земледелие будущего.

Российские хлеборобы, живущие в наших многочисленных сёлах, выращивающих ежегодно по 100 млн  тонн зерна (примерно, с небольшими отклонениями от года к году) жить в городах не могут, да и не хотели бы – по всей вероятности. Тысячи тракторов, прицепных агрегатов, комбайнов, зерновозов, зернохранилищ – всё это привычное и знакомое для них. Так жили их деды, так живут и они. Трудно представить, чтобы они в одночасье приняли к сердцу идею АМАК-системы и возможность жить в городе. Для них – это фантастика и ахинея. И тем ни менее, – АМАК-системам быть, а хлеборобам – жить в комфортных и благоустроенных городах. Когда это будет? Вероятно, не скоро. Знаменитый самолёт Боинг проектировали, делали, испытывали и доводили до кондиции 100 лет (первый самолёт Уильяма Боинга поднялся в небо 15 июня 1916 г.). Проект АМАК-системы появился в России 39 лет тому назад (июнь, 1977 г.). У АМАК-проекта ещё всё впереди. Первую сотню миллионов тонн зерна наши славные сельские хлеборобы в России как делали, так пусть и делают впредь. А вот вторую сотню миллионов тонн зерна  Россия будет делать на заводах – на АМАК-системах – руками и знаниями молодых инженеров-операторов, которые не будут убегать за кордон в силиконовые долины, а будут жить в наших благоустроенных и комфортных городах. Так будет. Обязательно. Не сразу Москва и Боинг строились.

Ю. Жуков

 

 

Читать дальше →
Автор: Юрий | Метки: АМАК-система, хлеборобы, города | Комментариев: (0)
17.03.2016 | Наука и технологии |

Предлагается опытная АМАК-система для производства гречихи.

Расчёты журналистов РБК и конструктора АМАК-системы

 

Журналисты РБК (Российского бизнес-телеканала) подсчитали, что на военную операцию в Сирии Россия затратила минимум (минимум!) 38 миллиардов рублей. Это по состоянию на середину марта 2016 года. Конструктор АМАК-системы (см. www.amak-sistema.ru) подсчитал, что строительство одной опытной АМАК-системы для производства гречихи может составить 7 миллиардов рублей. На что конкретно потрачено 38 миллиардов рублей в Сирии знают журналисты РБК, а простой читатель, вероятно, догадывается (при желании может уточнить у журналистов). Каковы конкретные результаты потраченных денег – тоже известно, для чего достаточно познакомиться с информацией в наших и зарубежных средствах массовой информации. Должные выводы, уважаемый читатель, вы можете  сделаете сами. А вот для чего конструктор АМАК-системы предлагает затратить 7 миллиардов рублей и что это даст России, читатель может и не знать. Об этом следует рассказать подробно и конкретно.

 

Опытная АМАК-система для производства гречихи является, по сути, заводом, но заводом не стационарным (как, например, АвтоВАЗ), а заводом динамическим и полевым – работающим в поле. Как и АвтоВАЗ, в АМАК-системе имеются станки, цеха, транспортёры и другие составляющие завода, но конструктивно выполненные не так, как на АвтоВАЗе. Это и понятно. АвтоВАЗ выпускает автомобили, а АМАК-система «выпускает» зерно гречихи. Именно поэтому конструктивно АМАК-система выполнена по-другому.

 

АМАК-система включает: АМАК (автоматизированный мостовой агротехнический комплекс), навесные агрегаты, технологическую площадку с навесом, канал-хранилище, рельсовые колеи и угодье (активное и вспомогательное). АМАК предназначен для выполнения всех полевых и транспортных работ. Навесные агрегаты используются для непосредственного взаимодействия с активным угодьем и растениями при выполнении разнообразных видов полевых работ (предпосевной обработки почвы, сева, орошения растений и т. д.). Технологическая площадка с навесом предназначена для хранения навесных агрегатов. Канал-хранилище является многоцелевым сооружением и предназначен для транспортировки воды (в весенне-летний период), хранения урожая (в осенне-зимний период), защиты активного угодья от нежелательного посещения активного угодья людьми и животными, для размещения солнечных батарей полупроводниковых элементов. Рельсовые колеи предназначены для передвижения АМАК вдоль активного угодья в челночном режиме. Активное угодье используется для непосредственного выращивания растений. Вспомогательное угодье предназначено для размещения технологической площадки и канала-хранилища.

 

Опытная АМАК-система для выращивания гречихи обслуживает 100 гектар активного угодья (100 на 10000 метров), в режиме искусственного орошения производит 1000 тонн зерна гречихи (при урожайности 10 тонн с гектара) и обслуживается тремя инженерами-операторами. Построенная опытная АМАК-система для производства гречихи может стать первой в мире полностью электрифицированной земледельческой системой, использующей последние достижения электротехники, электроники и автоматики. АМАК-система – экологически чистая производственная система. По сравнению с существующей тракторной системой земледелия, АМАК-система имеет, по меньшей мере, двенадцать преимуществ.

 

1. В АМАК-системе полностью ликвидировано вредное переуплотнение активного угодья ходовыми частями транспортных средств, что способствует улучшению экологического состояния почвы и повышению урожайности возделываемых культур.

2. Обеспечивается контролируемое и адресное искусственное орошение возделываемых культур на всей площади активного угодья, что оптимизирует водный режим для растений и экономит воду.

3. Выполняется контролируемое и адресное внесение удобрений в любое время вегетационного развития растений, что способствует повышению урожайности возделываемых культур и экономит удобрения.

4. Полностью исключено применение ядохимикатов, что обеспечивает высокое качество выращиваемых продуктов и не загрязняет окружающую среду (применяются электромагнитные, электроискровые, лазерные и другие методы и устройства борьбы с вредителями растений).

5. Имеется возможность в течение одного вегетационного периода развития одних и тех же растений многократно собирать урожай, что позволит довести урожайность возделываемых культур до биологически максимально возможных (например, для гречихи – до 20 тонн с гектара!).

6. Имеется возможность ведения уборочных работ в затяжную дождливую погоду, что позволит спасти часть или весь урожай в целом.

7. Можно вести селекционную НИР с каждым растением индивидуально в границах всего активного угодья, что расширяет возможности научных исследований и повышает оперативность их проведения.

8. Обеспечивается комплексная механизация, электрификация и автоматизация всех полевых и транспортных работ, что повышает производительность непосредственного живого труда на один-два порядка.

9. Многократно снижено потребление энергии (за счёт движения по рельсам, повышения КПД двигателей и сокращения протяженностей транспортных коммуникаций).

10. Обеспечивается энергонезависимость от внешних источников электроэнергии (за счёт применения солнечных батарей с полупроводниковыми элементами).

11. Обеспечивается позиционирование посевных и иных навесных агрегатов АМАК с точностью ± 10 мм по трём осям координат (без применения глобальных систем космической навигации ГЛОНАСС или GPS).

12. АМАК-система обеспечивает обслуживающему персоналу высокий комфорт работы (на уровне современных городских офисов и предприятий, например, электронной промышленности).

 

Сегодня в России 40 миллионов гектаров неиспользуемых сельскохозяйственных земель. На эту площадь Солнце  (без всяких линий электропередач) ежедневно (!) доставляет по 800 тысяч гигаватт-часов своей энергии (в тысячу раз больше, чем за одни сутки производят все атомные электростанции России). Получается благоприятнейшая ситуация для внедрения сотен, а может и тысяч АМАК-систем для производства зерна, в том числе и гречихи. Земля есть. Энергия есть. Семена есть. Вода есть (по вёснам ежегодно заливает российские города и веси). Молодых инженеров-операторов подготовить труда не составит – технических факультетов в российских университетах достаточно. И при всём при этом на сегодня даже опытной АМАК-системы для производства гречихи в России нет. Россия, обладающая самой большой в мире территорией, могла бы быть не только экспортёром нефти и газа, но и зерна (не 23,5 миллионов тонн, как это имело место в 2015 году, а в десять раз больше). Но этого нет. Как по-Чернышевскому: кто виноват и что делать?

 

Старт и «зелёный свет» военной операции в Сирии стоимостью 38 миллиардов рублей (на середину марта 2016 года) дал Главнокомандующий вооруженными силами России В.В. Путин – наш Президент. При существующей вертикали власти в современной России выделить 7 миллиардов рублей на строительство опытной АМАК-системы для производства гречихи может дать только Президент. Других властных структур, определяющих техническую политику и финансирование принципиально новых направлений и техники в земледелии в России, не существует, к сожалению. Всё решает один человек – Президент. Проект «АМАК-система» существует уже 39 лет. Предложения о необходимости начать хотя бы опытные работы в этом направлении в разное время посылались всем Президентам последних десятилетий: Брежневу Л.И. (1977), Ельцину Б.Н. (1993), Медведеву Д.А. (2009) и Путину В.В. (2012) – всё бесполезно. Бюрократическая машина в России работает «как часы». Все эти письма-предложения спущены по инстанциям вниз, а там «мастера своего дела» нашли им надёжные пристанища – в мусорных урнах. В последнее время политическая оппозиция предпринимает меры с целью кардинально изменить систему управления в России, в том числе и управление научно-технической политикой и практикой в стране. История с внедрением АМАК-системы в земледелие России ярко демонстрирует несостоятельность существующей системы управления внедрением новой и современной техники для земледелия. Выход один – требуются  новое управление, новые структуры, новые методы и новые люди. Будем медлить – придётся покупать АМАК-системы за границей.

 

Ю. Жуков

Читать дальше →
Автор: Юрий | Метки: АМАК-система, гречиха, производство | Комментариев: (0)
23.10.2015 | Наука и технологии |
АМАК-система и закопанные трубы

Рассматриваются АМАК-система для производства зерна и трубы Газпрома

АМАК-система и закопанные трубы

 

Про АМАК-систему в Интернете много чего уже написано (см. поисковые системы Яндекс или Google), но, для читателя несведущего, кратко поясню что это такое. АМАК-система – это принципиально новая совокупность технических средств, предназначенная для земледелия. Говоря по простому, это самоходный завод для выпуска растениеводческой продукции, например, зерна. АМАК-система – изобретение российское, «застолблённое» тринадцатью патентами на изобретения. Почти четыре десятилетия автор АМАК-системы обивает пороги высоких инстанций сначала в СССР, а потом в современной России, но «воз и ныне там» – не построено даже опытного экземпляра.

 

Главная причина игнорирования АМАК-системы заключается в том, что на развитие техники для земледелия не уделяется должного внимания ни в России, ни где-либо за рубежом. Все лучшие умы, лучшие методы технологий, лучшие достижения науки и техники, самые большие «куски» государственных бюджетов – всё это брошено на оборону, космос, нефть, газ и на автомобилестроение. Лучшие колледжи и университеты готовят специалистов именно для создания и эксплуатации указанной техники, но не для земледелия. Молодые люди, заканчивающие средние школы, не выстраиваются в длинные очереди для поступления в сельскохозяйственные вузы на технические специальности. Связать свои судьбы с тракторами, комбайнами, зерновозами их мало привлекает. Гораздо интереснее работать инженером или конструктором на оборонном заводе и стать таким же успешным, обеспеченным и знаменитым, как Михаил Тимофеевич Калашников. А что, для земледелия свои калашниковы не нужны? В современном земледелии уже всё механизировано, электрифицировано и автоматизировано и дальше двигаться некуда? В том-то и дело, что и с электрификацией, и с автоматизацией в земледелии дела обстоят крайне плохо. Браться за это дело по-настоящему некому. В кои веки предложена АМАК-система, в которой существующие проблемы комплексной механизации, электрификации и автоматизации решены системно и красиво, но оказывается она современному человечеству не нужна. Такова реальность. А ведь для построения первого опытного образца АМАК-системы нужны не очень большие деньги – всего 100 миллионов долларов. Для сравнения: ракета-носитель «Протон» – 100 млн. долларов, атомный подводный крейсер – 2000 млн. долларов, авианосец – 6500 млн. долларов.

 

Первую в мире АМАК-систему для автоматического производства зерна мог бы построить, например, американец Илон Маск, но он увлечён электромобилями и космическими ракетами, собираясь побывать на Марсе. Мог бы построить россиянин Роман Абрамович, но он занят английским футбольным клубом «Челси», не до земледелия ему. Правительство России могло бы выделить необходимое финансирование, но оно этого не делает и существование проекта АМАК-системы упорно не замечает. Автор АМАК-системы построить опытную АМАК-систему не может, так как имеет доход в полмиллиона рублей в год (вместе с пенсией). Если бы он не ел, не пил и не платил за ЖКХ, то необходимую сумму он смог бы скопить за 12 тысяч лет. Такова судьба изобретателя в России, если изобрёл он не для обороны, а для земледелия.

 

Как пишет газета «Ведомости» (№ 3945 от 23.10.2015), «Газпром» зарыл в землю 18 миллиардов рублей, оставив, как ненужные, уже закопанные в землю 180 тыс. тонн стальных труб, так как отказался от «Южного коридора» газопровода в направлении Турции. На бездарно и опрометчиво «зарытые в землю» 18 миллиардов рублей можно было бы построить три АМАК-системы и ежегодно производить ими 15 тыс. тонн зерна, которые были бы совсем не лишними в «закромах Родины».

 

Ю. Жуков

Читать дальше →
Автор: Юрий | Метки: АМАК-система, зерно, Газпром, трубы | Комментариев: (0)
10.09.2015 | Наука и технологии |

Слышал, что ученые занялись разведением гусениц против борщевика, который "душит" сельхозугодья. А занимаются ли они уничтожением (спасаться от них) этих гусениц, когда они перекинутся на пшеничные поля и другие сельхозугодья?

Слышал, что ученые занялись разведением гусениц против борщевика, который "душит" сельхозугодья. А занимаются ли они уничтожением (спасаться от них) этих гусениц, когда они перекинутся на пшеничные поля и другие сельхозугодья?
Они забыли, как в Китае заподозрили воробьёв, что они клюют зерна и всех их переловили, после чего остались без хлеба. Гусеницы сожрали всё!
Я предлагаю способ избавиться от борщевика без гусениц и химмии. Это метод "грибника с ножом". Повсеместно, по незнанию, грибники срезают ножку гриба над землей оставляя часть мякоти "радуясь", что спасает грибницу. На самом деле - наоборот. Оставшаяся мякоть гниет гноя корни, после чего грибник больше там, на этом месте, не срежет гриб никогда.
Если с борщевиком поступить подобным способом, то будет тот же результат. Только ножку надо оставлять выше от земли на 30 - 50 см.. Получится цилиндр для осенней дождевой воды, которая создаст гидродавление, пропитает корни, а они разрушатся от мороза и сгниют. Борщевик от этого корня уже не вырастет. А косить надо до развития, тем более созревания, семян. Срезанная зелень может послужить удобрением, но лучше собрать и сжечь (зола тоже удобрение).
Технология без вреда природе, без затрат на гусениц, от которых потом не избавиться, без химии. Опытные срезы можно успеть сделать еще в этом году, чтобы убедиться, что корень борщевика погибает от такой процедуры.
Сыктывкар, Россия
Пенсионер, бывший лесник, конструктор, лауреат ВДНХ СССР по изобретениям.
ы.в. (личный знак в моих работах)
ofonpi2014@yandex.ru

Читать дальше →
Автор: Администратор | Метки: | Комментариев: (0)
06.07.2015 | Наука и технологии |

Рассматривается орошение пшеницы в тракторной системе земледелия и в заводской на основе АМАК-систем.

Орошение пшеницы и АМАК-система

 

Сколько надо затратить воды, чтобы вырастить одну тонну зерна пшеницы – специалисты это знают, а вот обычный читатель может и не знать. Оказывается, для получения одной тонны зерна пшеницы растения «выпивают» 1000 куб. метров воды! В передовых зерновых фермах с одного гектара получают по 10 тонн зерна пшеницы, а это значит, что на одном гектаре растения потребляют 10000 куб. метров воды – дождевой и дополнительно преподнесённой заботливым фермером. Дождевой воды, как правило, не хватает, приходится брать воду из каких-то внешних источников, и поливать, поливать, поливать, затрачивая огромное количество воды и энергии.

 

В современной «тракторной» системе производства зерна пшеницы (с помощью тракторов, прицепных агрегатов, комбайнов и т.д.) воду доставляют на угодья, как правило, методом дождевания, т.е. с помощью дождевальных машин кругового или фронтального действия. Все дождевальные машины, независимо от своих конструкций, установлены, как правило, на тележки со стальными колёсами, которые перекатываются по рыхлой поверхности угодья с коэффициентом сопротивления качению (есть такой параметр в технике) равный 0,1. Не вдаваясь в технические тонкости, заметим, что для любого устройства, движущегося по какой-то поверхности, чем меньше этот коэффициент, тем меньше затрачивается энергии для передвижения этого устройства. Если бы удалось снизить этот коэффициент в сто раз (до значения 0,001), то удалось бы в сто раз снизить и затраты энергии на передвижение дождевальных машин. Это можно сделать, если заставить стальные колёса тележек перекатываться по стальным рельсам, но это проблематично и нерационально. А вот в АМАК-системе, орошающей поля, это (и не только это!) реализовано красиво и рационально.

 

АМАК-система – это принципиально новое сельскохозяйственное предприятие, предназначенное для многолетнего массового производства растениеводческой продукции на больших окультуренных угодьях равнинного типа. По сути, АМАК-система – это самоходный полевой завод со всеми атрибутами, присущими для любого городского современного электрифицированного и автоматизированного завода, например, электронной промышленности. Исходной предпосылкой для разработки конструкции АМАК-системы явилось предположение: если земля, как предмет и средство труда, с целью интенсификации земледелия, по объективным причинам не может прийти на современный городской электрифицированный и автоматизированный завод, то завод сам должен прийти к земле, претерпев необходимые конструктивные изменения.

 

АМАК-система включает четыре основных подсистемы: автоматизированный мостовой агротехнический комплекс (АМАК, отсюда и название системы); канал-хранилище; активное угодье с постоянными колеями (рельсовыми или иными); пассивное угодье с технологической площадкой, навесными агрегатами и навесом. Модернизированные АМАК-системы могут включать любое количество вспомогательных подсистем, например, контактную линию электропередачи, второй канал-хранилище, железнодорожный путь, жилые здания и т.д. В АМАК-системе полностью отсутствует тракторная техника (трактора, прицепные агрегаты, комбайны, автомобили, дождевальные машины и т.д.) и совсем не используется моторное топливо.

 

В историческом плане развития техники земледелия, АМАК-система, как завод-автомат, является звеном в цепочке: «мотыга – плуг – трактор – АМАК-система». Если трактор со всеми другими техническими средствами знаменует «тракторное» земледелие, то АМАК-система, как полевой завод-автомат, представляет «заводское» земледелие. Цель тракторного земледелия можно сформулировать так: используя тракторы, прицепные агрегаты, дождевальные машины, комбайны, автомобили и другую технику, получить максимально возможные урожаи возделываемых культур при минимальном отрицательном воздействии на почву и окружающую среду. Цель заводского земледелия на основе АМАК-систем: используя АМАК-системы, получить максимально возможные урожаи возделываемых культур, исключив отрицательное воздействие на почву и окружающую среду. Заводское земледелие на основе АМАК-систем, как наиболее эффективное и безопасное для почвы и окружающей среды,  постепенно будет вытеснять тракторное земледелие, и в первую очередь в зерновом производстве, как наиболее массовом и использующим большие площади равнинного типа. Растениеводство на основе тракторного земледелия останется на малых площадях с произвольными контурами, а также на холмистых угодьях со сложным рельефом.

 

По сравнению с тракторной системой земледелия, заводское земледелие на основе АМАК-систем имеет  ряд существенных преимуществ, совокупность которых позволяет снизить себестоимость производимой продукции, экономить энергию, повысить производительность и комфортность живого непосредственного труда. Рассмотрим эти преимущества.

 

1.      В АМАК-системе полностью ликвидировано вредное переуплотнение активного угодья ходовыми частями транспортных средств, что способствует улучшению экологического состояния почвы и повышению урожайности возделываемых культур.

2.      Обеспечивается контролируемое и адресное искусственное орошение возделываемых культур на всей площади активного угодья, что повышает урожайность возделываемых культур (за счёт оптимизации водного режима почвы) и экономит воду.

3.      Выполняется контролируемое и адресное внесение удобрений в любое время вегетационного развития растений, что способствует повышению урожайности возделываемых культур и экономит удобрения.

4.      Полностью исключено применение ядохимикатов, что обеспечивает высокое качество выращиваемых продуктов и не загрязняет окружающую среду. Вместо ядохимикатов применяются электромагнитные, ультразвуковые, лазерные и другие устройства борьбы с вредителями растений.

5.      Имеется возможность в течение одного вегетационного периода развития одних и тех же растений многократно собирать урожай, что позволит довести урожайность возделываемых культур до биологически максимально возможных (например, гречихи – до 20 т/га).

6.      Имеется возможность ведения уборочных работ в затяжную дождливую погоду, что позволит спасти часть или весь урожай в целом.

7.      Можно вести селекционную научно-исследовательскую работу с каждым растением индивидуально в границах всего активного угодья, что расширяет возможности научных исследований и повышает оперативность их проведения.

8.      Обеспечена комплексная механизация, электрификация и автоматизация всех работ, что повышает производительность непосредственного живого труда на один-два порядка.

9.      Примерно в два раза снижается потребление энергии. Это обусловлено: а) ходовые части АМАК передвигаются по рельсовым колеям с коэффициентом сопротивления качению 0,001, в то время как тракторы, прицепные агрегаты, дождевальные машины и комбайны передвигаются по стерне или рыхлой почве с коэффициентом сопротивления качению 0,1; б) электрические двигатели АМАК имеют КПД = 0,9, в то время как двигатели внутреннего сгорания тракторов, комбайнов и автомобилей имею КПД = 0,3; в) все транспортные коммуникации в АМАК-системе пространственно упорядочены и оптимально коротки, в то время как в тракторной системе все транспортные коммуникации пространственно мало упорядочены и более протяженные.

10.  Имеется возможность частично или полностью отказаться от потребления энергии от внешних источников (электростанций) и перейти на автономное энергообеспечение за счёт солнечных батарей, установленных на АМАК, навесе и канале-хранилище.

11.  Без использования глобальных систем космической навигации ГЛОНАСС и GPS, осуществлять позиционирование посевных и иных навесных агрегатов АМАК с точностью ± 10 мм по трём осям координат в любой точке активного угодья, что недостижимо в тракторном земледелии, ориентированном на использование ГЛОНАСС и GPS.

12.  Обеспечивает обслуживающему персоналу высокий комфорт работы – на уровне современных городских офисов и предприятий, например, электронной промышленности.

 

Весной, летом и осенью АМАК-система функционирует как полевой самоходный завод-автомат, выполняя все виды полевых работ, включая транспортные. Зимой АМАК-система работает в режиме ремонтного завода. В этом случае АМАК устанавливается над линейками навесных агрегатов в зоне технологической площадки, с помощью соответствующих устройств внутри АМАК создаётся необходимый микроклимат, и обслуживающий персонал производит необходимые профилактические и ремонтные работы, находясь внутри АМАК. Дополнительная информация об АМАК-системе имеется в Интернете на сайте её автора: www.amak-sistema.ru.

Ю. Жуков

 

 

Читать дальше →
Автор: Юрий | Метки: орошение, пшеница, трактор, АМАК-система | Комментариев: (0)
15.04.2015 | Наука и технологии |
АМАК-система с энергообеспечением от Солнца

Рассматривается АМАК-система с энергообеспечением от Солнца для производства гречихи

АМАК-система с энергообеспечением от Солнца

 

АМАК-система – это принципиально новое земледельческое предприятие, предназначенное для массового многолетнего производства сельскохозяйственной продукции на окультуренных угодьях равнинного типа. Проще говоря, это самоходный полевой завод, в котором есть все типичные составные части городского автоматизированного завода: цехи, диспетчерская, электродвигатели, орудия труда и т. д. Исходной предпосылкой создания АМАК-системы было предположение: если земля, как средство и предмет труда, не может прийти на современный городской электрифицированный и автоматизированный завод, то завод сам должен прийти к земле, изменив свою конструкцию. АМАК-система и пришла, пришла как завод, поэтому и земледелие с помощью АМАК-систем можно назвать «заводским», в отличие от «тракторного» на основе тракторов, комбайнов, автомобилей и другой известной техники.

 

В АМАК-системе нет ни единого трактора, комбайна, автомобиля, дождевальной машины и привычных складов и зернохранилищ, но тем ни менее она выполняет все те же полевые работы – пред посевную подготовку почвы, сев, полив растений, подкормку их минеральными удобрениями, ведёт борьбу с вредителями растений и оперативно проводит уборку и складирование урожая. Если в тракторном земледелии энергообеспечение всех устройств и механизмов осуществляется с помощью сжигания моторного топлива в двигателях тракторов, комбайнов, автомобилей и т. п., то в АМАК-системе не используется ни капли моторного топлива, поскольку она полностью электрифицирована. Электроэнергия к АМАК-системе может быть подана от городской электростанции, от установленных рядом ветряных электростанций (ветряков), а может и от солнечных батарей, установленных в самой АМАК-системе. В последнем случае АМАК-система будет полностью независимой от внешних источников электроэнергии, а будет питаться энергией Солнца. Такую АМАК-систему можно назвать «Заводом Солнца».

 

Кроме необходимого угодья, АМАК-система содержит четыре главных подсистемы: автоматизированный мостовой агротехнический комплекс (АМАК, отсюда и название системы), навесные агрегаты, канал-хранилище и навес. АМАК, кроме всех полевых работ, выполняет транспортные операции (транспортировку минеральных удобрений, семян, воды для орошения, продуктов урожая и обслуживающего персонала), а в зимнее время используется в качестве ремонтного завода – выполняет текущий ремонт своего оборудования, навесных агрегатов и солнечных батарей.

 

Работая как завод-автомат, АМАК-система может производить любую растениеводческую продукцию – зерно, овощи, кормовые и технические культуры. Для каждой культуры будут использоваться свои типы навесных агрегатов. Наиболее эффективно она может использоваться для производства гречихи, которая при многократной уборке зерна в течение летнего вегетационного развития обеспечивает свою максимальную биологическую урожайность – 20 тонн с одного гектара! Если учесть, что средняя урожайность гречихи в мире составляет 2,25 т/га, а рекордная 6,88 т/га (И. Кацов, В. Егоров, 1992), то АМАК-система будет являться недосягаемым мировым лидером производства гречихи.

 

Описываемый в этой статье вариант гречишной АМАК-системы имеет небольшие размеры и производственную мощность. Активное угодье имеет размеры 200 на 10000 метров (200 га), в год производится 4000 тонн зерна гречихи. Длина АМАК составляет 223 метра, мощность установленных электродвигателей и систем управления 500 киловатт. Солнечные батареи, установленные на крышах АМАК и навеса, имеют общую площадь 6500 квадратных метров, и в солнечные дневные часы имеют на выходе электрическую мощность 650 киловатт. Этой мощности хватает для нормальной работы АМАК в дневные солнечные часы, зарядки аккумуляторов, установленных на АМАК, а в часы простоя АМАК – и для передачи электроэнергии внешнему потребителю (за соответствующую плату, работая в режиме коммерческой солнечной электростанции).

 

Описывать принцип работы АМАК-системы при выполнении всех полевых работ в рамках статьи не возможно. Опишем лишь один вид полевой работы, например, сбор урожая гречихи.

Солнечным летним днём ведут АМАК по рельсовым колеям вдоль активного угодья, и с помощью навесных уборочных агрегатов собирают с растений созревшие зёрна гречихи. Зерно гречихи с каждого уборочного агрегата с помощью его транспортёра поднимается на продольный главный транспортёр АМАК, перемещается в направлении канала-хранилища и ссыпается в него. Канал-хранилище имеет крышу, которую АМАК раздвигает «под собой» и сдвигает «за собой». В течение всего лета, по мере созревания зёрен гречихи, АМАК многократно осуществляет сбор урожая, не травмируя самих растений. В течение осени и зимы гречиха хранится в канале-хранилище и в удобное время отгружаться с помощью АМАК внешнему потребителю.

 

Читатель, разбирающийся в экономике земледелия, вправе задать вопрос: каковы капитальные вложения строительства одной АМАК-системы для производства гречихи и каковы её основные характеристики? В наше специфическое время, когда рубль и цены на материалы и изделия колеблются в широких пределах, точный расчёт стоимостных характеристик АМАК-системы сделать невозможно. Результаты грубого и ориентировочного расчёта по состоянию на первую половину 2015 года таковы: капитальные вложения 770 млн. рублей, обслуживаемое активное угодье 200 га, производство гречихи 4000 тонн в год, срок эксплуатации 25 лет, годовые текущие затраты 16 млн. рублей, доход 184 млн. рублей, срок окупаемости капитальных вложений 4,2 года. Для инвесторов, раздумывающих куда вложить свои свободные капиталы, – цифры для раздумий.

 

АМАК-систему, работающую на 200 га активного угодья и производящую 4000 тонн гречихи в год, обслуживает всего три человека, но это специалисты высочайшей квалификации – два инженера-оператора и инженер-агроном. Производительность труда каждого из них составляет 1334 т/чел. в год (тонн зерна гречихи на одного работника). Для сравнения, средняя годовая производительность работников в зерновом производстве ведущих стран мира (1995): 120 т/чел. – в Канаде, 100 т/чел. – в США, 80 т/чел. – в Великобритании, 50 т/ чел. – во Франции, 5,8 т/чел. – в России. Предполагаю, что и в 2015 году картина примерно такая же.

 

Гречиха – удивительное растение. Если ей предоставить идеальные условия роста (а в АМАК-системе так и будет), то каждое посаженное зёрнышко может дать около трёх тысяч цветков, которые сформируют столько же зёрен гречихи. Но есть одно очень важное условие – каждый цветок должен быть опылён либо с помощью ветра, либо с помощью насекомых, лучше всего это делают пчёлы. Именно поэтому вдоль активного угодья гречишной АМАК-системы установлены пчелиные улья (ветер хорошо, но пчёлы лучше). На 200 га цветущей почти всё лето гречихи пчёлам раздолье. За год они соберут 20 тонн чистейшего гречишного мёда общей стоимостью 10 млн. рублей. Этот доход в приведённом выше расчёте не учтён, так как «медовое» производство можно считать самостоятельным, хотя можно поручить его и инженеру-агроному АМАК – будет дополнительный заработок, хотя на АМАК его зарплата и без того не маленькая – 200 тыс. рублей в месяц.

 

АМАК-система – завод Солнца – сегодня лишь проект, зафиксированный тринадцатью патентами на изобретения, и ожидающий своего инвестора. Государственных инвестиций в России он вряд ли дождётся, так как Минсельхоз озабочен проблемами тракторного земледелия, а Правительство – проведением олимпиад, чемпионатов мира, строительством мостов и оборонными заказами. А вот среди бизнесменов и в России, и в других странах мира появление инвестора для гречишной АМАК-системы вполне вероятно. В течение 20 лет ежегодно получать доход в 184 млн. рублей совсем не плохо. Такие деньги на дороге не валяются. Они – на земле-матушке и в тоннах гречихи, которую производит АМАК-система с энергообеспечением от Солнца. Построить первый в мире завод-автомат для производства зерна гречихи для многих тысяч людей, согласитесь, не менее престижно, чем инвестировать миллионы рублей в футбольную команду, в которой 11 крепких ребят по 90 минут гоняют мячик на зелёной лужайке.

 

Ю. Жуков

 

 

 

 

Читать дальше →
Автор: Юрий | Метки: АМАК-система, энергообеспечение, Солнце, гречиха | Комментариев: (0)
29.07.2014 | Наука и технологии |
Мосты и земледелие

Рассказывается об известных мостах, а также о мостах для земледелия.

Мосты и земледелие

 

Мосты бывают разные – это известно. Самый экзотический, как сказал бы советский юморист Аркадий Райкин, – это «мост через рот». Читатели, кому за шестьдесят, с такими мостами знакомы. Молодым читателям с хорошими зубами ещё предстоит познакомиться с подобными мостами в недалёком будущем, особенно любителям сладкого.

 

Почти всем хорошо знакомы мосты через реки – Волгу, Енисей, Обь и другие более мелкие реки и речушки, включая протоки и ручейки. Появился во Владивостоке и чудо-мост к острову Русский стоимостью 32 миллиарда рублей. После присоединения Крыма собираемся построить мост через Керченский пролив стоимостью приблизительно 250 миллиардов рублей. Это будет вообще мост-гигант, очередное чудо света. Какое по счёту – надо подсчитать.

 

Есть мосты через железнодорожные пути, широкие улицы и шоссе, которые называют ещё мостопроводами. Построено их в России бесчисленное множество для удобства и безопасности людей и транспорта. Стоят эти сооружения немалые деньги – десятки и сотни миллионов рублей.

 

Но есть ещё мосты, о существовании которых многие и не подозревают – это мосты в поле. Проект первого такого моста предложил ещё в 1861 году (год отмены крепостного права в России) английский инженер Халкотт. Металлическую ферму своего необычного моста он установил на две опоры, но опоры не в виде свай или столбов, а использовал два паровоза (!). До Халкотта до такого безобразия никто не додумался, чтобы мост установить на поле, да ещё на паровозы. Чтобы признать этот чудо-мост изобретением (а Халкотт на это, естественно, претендовал), следовало выяснить: для чего такой мост пригоден и зачем он нужен. Оказывается, Халкотт предложил вдоль поля проложить два железнодорожных пути, установить на них свой чудо-мост, подвесить к ферме моста земледельческие орудия труда, например плуги, и широким фронтом пахать поле. Английская патентная служба в тему «врубилась» и выдала изобретателю патент на чудо-мост, а сам процесс его использования стали называть «мостовым земледелием». Удалось или нет Халкотту построить свой чудо-мост – история умалчивает. Есть предположение – не удалось. Иначе Халкотт был бы известен широкой мировой общественности так же, как Леонардо да Винчи или Томас Эдисон, а мостовое земледелие широко использовалось бы не только в Туманном Альбионе.

 

В 1930 году проект моста, установленного на поле, предложил молодой учитель из Подмосковья некто Михаил Правоторов, назвав свой мост «Мостовым станом». Как и Халкотт, металлическую ферму он установил на опоры, но не на паровозы, а на гусеничные ходовые части с электромоторами. На ферму он предлагал подвешивать земледельческие орудия труда, например плуги, и пахать землю широким фронтом в 25, или в 50, или даже в 100 метров шириной. Вычертив довольно примитивный чертёж, Михаил Правоторов стал показывать его сначала своим товарищам, а потом и в Наркомате земледелия молодой Советской республики. В Наркомате земледелия к мостовому стану Правоторова отнеслись доброжелательно и даже собирались выделить на его реализацию 50 тысяч рублей золотом. К этим предполагаемым золотым рублям быстро пристроился голландский инженер Рутгердс в ранге соавтора. Правоторов и глазом не успел моргнуть, как его чертёж был грамотно переоформлен, русские слова заменены немецкими, изготовителем намечен немецкий завод Брумбергера, а фамилия Правоторова из чертежа исчезла совсем. Михаил, естественно, возмутился и пожаловался в Наркомат земледелия. Посмотрев на эти неурядицы, Наркомат земледелия  золотых рублей решил на мостовой стан не выделять и с мостовым станом завязать. Михаил ещё какое-то время ходил по инстанциям, предлагал внедрить в земледелие своё детище, возмущался бездушию чиновников. Когда свои возмущения он стал подкреплять крепкими выражениями, соответствующие органы его поставили на место, отправив на долгие годы в места не столь отдалённые. Построить свой мостовой стан даже в виде опытного экземпляра Михаилу Правоторову из Подмосковья не удалось.

 

В 1977 году молодой инженер из Сибири Юрий Жуков в инициативном порядке предложил свой проект моста для поля, который назвал «АМАК-системой».  Работая в современном университете в непосредственной близости к последним достижениям электротехники, электроники и автоматики, Жуков буквально напичкал свой мост этими устройствами. Мост превратился в завод, но в завод не стационарный, как в городе, а завод полевой, динамический, самоходный. Говоря пафосно, он предложил первый в мире проект завода-автомата для земледелия. Можно говорить, что предложил он новый метод земледелия – «заводской». По сравнению с существующей классической «тракторной» системой земледелия, заводское земледелие имеет много существенных и важных достоинств. Главное достоинство заключается в том, что колёса технических средств не касаются поверхности активного угодья, на котором произрастают возделываемые растения. Это значит, что поверхность активного угодья не утрамбовывается, не переуплотняется, и в ней обеспечивается нормальный водный и воздушный режимы, благоприятные для растений и полезных микроорганизмов. Всё это обеспечивает значительное повышение урожайности возделываемых культур, иногда в два и три раза! В АМАК-системе не используется моторное топливо, так как она полностью электрифицирована. В ней не используются ядохимикаты, так как применяются современные методы и устройства борьбы с сорняками и вредителями растений: электромагнитные, ультразвуковые, лазерные и другие. В АМАК-системе имеется ещё более десятка важных и существенных преимуществ по сравнению с существующей тракторной системой земледелия, на основе которых в ней обеспечивается существенное снижение себестоимости и энергоёмкости производимой продукции. Рассмотрение этих преимуществ не позволяют сделать рамки этой статьи. Заинтересованный читатель может познакомиться с ними самостоятельно и в любое время на сайте www.amak-sistema.ru, зайдя в Интернет.

 

Человечество давно и успешно научилось строить различные мосты. Строят их гениальные и не очень  гениальные конструкторы, инженеры и архитекторы. На строительство мостов затрачено и затрачивается десятки и сотни миллиардов рублей, долларов и евро. Очень странно, что для строительства мостов для земледелия по сей день человечество не рискнуло затратить и миллионной доли тех средств, которые оно тратит для мостов через реки и проливы. Можно подумать, что переправить человека с одного берега на другой важнее, чем его накормить. Конечно же, и мостовое устройство Халкотта, и мостовой стан Правоторова, и АМАК-система Жукова, как мосты для полей, давно должны были бы быть построенными и опробованными в земледелии. Хотя бы для эксперимента, чтобы показать их преимущества или недостатки по сравнению с тракторной системой земледелия. Мосты для земледелия, как представляется, не менее нужны людям, чем мосты через реки и проливы. А может быть – гораздо больше нужны. Пользоваться мостами и ходить с одного берега на другой приходится не всем и не всегда, а каждый день вкусно и сытно есть – хочется всем и всегда.

 

Тракторная система земледелия пока нас кормит, но требует очень много моторного топлива и живого непосредственного труда. Заводское земледелие на основе АМАК-систем может так же нас кормить, как и тракторное, но потребует для этого значительно меньше энергии и живого непосредственного труда. В этом случае экономия ресурсов (энергии и живого непосредственного труда) может быть весьма значительной и в денежном выражении составить многие сотни миллиардов рублей. И экологи за АМАК-системы скажут большое спасибо, так как жечь миллионы тонн моторного топлива и разбрасывать миллионы тонн ядохимикатов на поля необходимости не будет. Сами травиться не будем, животных и птиц сохраним для наших потомков. Сегодня мы строим мосты через реки и проливы, но пора строить и мосты в полях – заводы-автоматы, которые нас накормят, сэкономят ресурсы и защитят природу. Время подошло.

 

Ю. Жуков

 

 

 

 

 

 

Читать дальше →
Автор: Юрий | Метки: мосты, земледелие, мостовой стан, АМАК-система, Халкотт, Правоторов, Жуков | Комментариев: (0)
24.07.2014 | Наука и технологии |
На деревне расставание поют

Молодым студентам инженерных специальностей университетов предлагается заняться АМАК-системой и прицелиться к заводскому земледелию за которым - будущее.

На деревне расставание поют

 

Несколько десятилетий тому назад популярной была песня со словами: «На деревне расставание поют, провожают гармониста в институт…»  И сегодня расставания поют, провожая выпускников средних школ в городские университеты. В основном, как и прежде, многие из выпускников хотят быть юристами, психологами, менеджерами и ещё кем-то. Но мне близки по духу те, кто решили стать инженерами и, получив дипломы, вернуться «к земле». Как инженер, хочу подсказать им принципиально новое направление инженерной деятельности в земледелии. Расскажу о земледелии, где инженеры будут работать в таких же комфортных условиях и на такой же насыщенной электроникой технике, как работают сегодня инженеры в современных городских предприятиях электронной или аэрокосмической промышленности. Совсем скоро появится, так называемое, «заводское земледелие» на основе «АМАК-систем», для реализации и эксплуатации которых потребуется сотни и тысячи инженеров и конструкторов с новыми знаниями и новыми мозгами. Сегодня таких инженеров нет, но есть студенты университетов, которые такими инженерами могут и должны стать. Однако, обо всём по порядку.

 

АМАК-система – это принципиально новое предприятие, предназначенное для массового ежегодного производства растениеводческой продукции, например, зерна. Она размещается на больших окультуренных угодьях равнинного типа размерами в сотни и тысячи гектаров. Одна АМАК-система может производить, например, 100 тысяч тонн зерна. АМАК-система – это, практически, самоходный полевой завод, завод на колёсах. В АМАК-системе реализована идея мостового земледелия и применены современные достижения науки и техники в области механики, электротехники, электроники и автоматики. АМАК-система – полностью механизированное, электрифицированное и автоматизированное предприятие, которым может управлять всего десять инженеров и один агроном.

В АМАК системе не используются тракторы, комбайны, автомобили, дождевальные машины, прицепная техника и постоянные склады готовой продукции, хотя она выполняет абсолютно все виды полевых и транспортных работ, и в ней временно хранится произведённая продукция. Она не потребляет ни капли моторного топлива. Исходной предпосылкой проектирования АМАК-системы было предположение: если земля, как объект труда и средство производства, не может прийти на современный автоматизированный городской завод, то завод сам должен прийти к земле.

 

АМАК-система включает четыре основных подсистем: автоматизированный мостовой агротехнический комплекс –  АМАК (отсюда и название системы); навесные агрегаты; канал-хранилище и контактную линию электропередачи. АМАК предназначен для выполнения всех видов полевых работ, включая транспортные. В зимнее время АМАК используется как ремонтный завод. Навесные агрегаты предназначены для непосредственного взаимодействия с землёй и растениями. В зависимости от вида полевой работы, к АМАК временно подсоединяются однотипные навесные агрегаты, с помощью которых выполняется запланированная работа на активном угодье. Это может быть, например, сев. Канал-хранилище является многофункциональным сооружением. Он предназначен для транспортировки воды для орошения растений (весной и летом) и для хранения продуктов урожая (осенью и зимой). Кроме того, он выполняет защитные функции от нежелательного захода на активное угодье посторонних людей и животных. Контактная линия электропередачи предназначена для электрообеспечения АМАК от близлежащей электростанции.

 

АМАК – сложное техническое сооружение, комплекс. Ведь это, по сути, завод, в котором есть и производственные цехи, и сложное оборудование, транспортные, энергетические и сигнальные коммуникации. Всё это должно быть сконструировано, рассчитано, изготовлено, исследовано и опробовано на больших активных угодьях. Перед молодыми инженерами, конструкторами и учёными открываются поистине неограниченные возможности творить, выдумывать, пробовать. Существующий проект АМАК-системы – это только эскизный проект, только начальный импульс для творческой деятельности и изобретательства. Студентам, избравшим инженерные факультеты в университетах, открывается огромное поле деятельности. Это даже не «Силиконовая долина», а инженерная равнина, уходящая за горизонт технических и изобретательских далей.

 

У заинтересованного первокурсника университета, который уже поступил на тот или иной инженерный факультет, может возникнуть вопрос: с чего начать? Ответ: начать можно с сайта Интернета www.amak-sistema.ru. Там можно узнать как работает АМАК-система, как она выглядит и кто её автор. После того, как студенты освоят азы информатики, математики, физики и инженерной графики, можно будет взяться за электронное моделирование тех или иных составных частей АМАК-системы. Потом последуют курсовые и дипломные проекты по АМАК-системе и заводскому земледелию на их основе. Появится интерес заняться научными исследованиями и написанию кандидатских и докторских диссертаций. В заводском земледелии – нетронутая научная целина. «Клондайк» научных тем и направлений. Но главное всё же – это инженерная деятельность и в АМАК-системостроении, и в практической эксплуатации этих систем в реальном заводском земледелии. Цель внедрения АМАК-систем в земледелие – производить больше, качественнее и дешевле растениеводческой продукции, например, зерна. И сделать работу на земле такой же удобной и комфортной, как на современном городском предприятии.

 

У внимательного читателя может возникнуть вопрос: если проект АМАК-системы такой «крутой», если АМАК-система призвана кардинально изменить земледелие, то почему же нет специальных факультетов, где целенаправленно и профессионально готовили бы инженеров по АМАК-системостроению? Ответ прост: образование – инерционная область человеческой деятельности. Сначала должен появиться объект изучения (как правило, это изобретение), это изобретение должно быть реализовано хотя бы в опытном экземпляре. Должны появиться первые специалисты, которые поработали бы на реализованном изобретении, и только потом появляются специализированные факультеты и университеты. Так было всегда. Так будет и с заводским земледелием и АМАК-системой.

 

На деревне расставание поют. Провожают выпускников средних школ в городские университеты на инженерные специальности. Односельчане, конечно же, надеются на то, что молодые инженеры вернуться обратно в родные сёла, к отчим домам, к «земле-кормилице». А вернутся ли? – вот в чём вопрос. Если на экспериментальном поле появится хотя бы одна опытная АМАК-система – молодые инженеры вернутся к земле. Если этого не будет – город завлечёт их в свои объятия и не выпустит в родные сёла. Построить даже опытную АМАК-систему ни автору проекта, ни фермеру, ни университету не под силу. Это может сделать только Министерство сельского хозяйства совместно с Министерством Образованию и Науки  Российской Федерации на основе целевого федерального финансирования. Им и решать.

 

Ю. Жуков

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать дальше →
Автор: Юрий | Метки: АМАК-система, инженер, земледелие, образование | Комментариев: (0)
04.07.2014 | Наука и технологии |
"Белая ворона" и АМАК-система

Рассматривается история беспахотного земледелия, мостового земледелия и АМАК-системы.

«Белая ворона» и АМАК-система

Многим известно, что «белой вороной» называют того, кто в «здоровом коллективе» делает то, что этому коллективу не нравится. Например, «белой вороной» в коллективе земледельцев был учёный-агроном И.Е. Овсинский, который считал, что пахать землю не надо, в то время как все земледельцы вокруг усердно и добросовестно её пахали. Ещё в 1902 году он написал и издал книгу «Новая система земледелия», в которой чётко и ясно объяснил и обосновал свою позицию. Более того, сам лично на практике показал преимущества беспахотной технологии, получая высокие урожаи зерновых. Потребовалось более ста лет, чтобы к «белой вороне» земледельцы прислушались (о чём она там каркает…) и начали применять на своих полях беспахотную технологию. Сегодня эта технология используется в Северной и Южной Америке на 87 миллионах гектарах (!), в Австралии – на 12 миллионах гектарах, во всём остальном мире –  на 6 миллионах гектарах. Называют её по-разному: «беспахотная», «нулевая», «сберегающая», «No-Till», «ноу-тилл» и ещё как-то, но суть остаётся в главном – пахать не надо. «Белая ворона» оказалась правой, а чёрные вороны по-прежнему слетаются на ещё оставшиеся знакомые и любимые чёрные пашни. Вот и в этом 2014 году очередной Всероссийский чемпионат пахарей прошел в России. Как и прежде, выявили победителей и вручили Почётные грамоты и награды. Не всех ещё убедил И.Е. Овсинский. Но те, кого убедил, поняли: нужна новая техника.

 

Первой видоизменили сеялку. Например, при рабочей ширине захвата в 10 метров, такой сеялкой можно одновременно и сеять, и вносить удобрения. Тянуть её должен трактор мощностью 350 лошадиных сил. Масса этой сеялки вместе с трактором составляет примерно 26 тонн. А теперь, уважаемый читатель, представьте поле, по которому будет «кататься» эта 26-тонная композиция. Полезным микроорганизмам и червям мало не покажется. А ведь именно им почва обязана своей структурой, обеспечивающей необходимые для растений газовый и водный режимы. Практика показала, что в некоторых случаях в утрамбованной почве урожайность растений снижается в два раза, а это существенная потеря урожая в целом. При уборке урожая это же поле дополнительно утрамбует ещё и комбайн массой примерно 8 тонн. Из года в год наше поле будет утрамбовываться трактором с сеялкой и комбайном с общей массой примерно 34 тонны и сделает это поле похожим на бетонную танцевальную площадку. О высоких урожаях и думать забудем. Что, снова браться за плуг? Что, положение безвыходное? Не оправдала себя беспахотная технология? Да нет – технология хороша, техника не та. Самое время вспомнить ещё про одну «белую ворону» земледелия – про АМАК-систему, которая как-будто специально создана для беспахотного земледелия. В ней нет тракторов, комбайнов и  автомобилей. Она не уплотняет поверхность активного угодья. Она не таскает сеялки, разбрасыватели удобрений и жатки по полю, а бережно и нежно носит их над полем, не травмируя его. Для читателя, который совсем не знаком с АМАК-системой, надо хотя бы кратко пояснить, что это такое.

 

АМАК-система – это сельскохозяйственное предприятие, предназначенное для многолетнего массового производства растениеводческой продукции на окультуренных угодьях равнинного типа. По сути – это самоходный полевой завод. Исходной предпосылкой проектирования АМАК-системы явилось предположение: если земля, как объект труда и средство производства не может прийти на современный автоматизированный городской завод, то завод сам должен прийти к земле.

 

АМАК-система, как завод, включает: автоматизированный мостовой агротехнический комплекс (АМАК, отсюда и название системы); навесные агрегаты (для сева, для внесения удобрений, для орошения, для борьбы с вредителями растений, для уборки урожая); канал-хранилище и контактную линию электропередачи. АМАК, с поочерёдно захватываемыми и поочерёдно отсоединяемыми навесными агрегатами, предназначен для выполнения всех видов полевых работ (в весеннем, летнем и осеннем периодах), а также для проведения ремонтных работ навесных агрегатов и своего оборудования (в зимнем периоде). Канал-хранилище предназначен для транспортировки воды (в весеннем и летнем периодах), а также для временного хранения продуктов урожая (в осеннем и зимнем периодах). Контактная линия электропередачи предназначена для электрообеспечения АМАК от близлежащей электростанции. АМАК является полностью механизированным, электрифицированным и автоматизированным комплексом. Он перемещается вдоль активного угодья по рельсовым или грунтовым колеям в челночном режиме. АМАК-система обслуживается малочисленным персоналом инженеров и агрономов, которым обеспечена высокая культура и комфортность труда.

 

Применительно к беспахотной технологии, АМАК-система является идеальной технической системой. Активного угодья, единожды подготовленного для беспахотного земледелия, все последующие годы не будут касаться ни колёса, ни гусеницы никаких самоходных или несамоходных технических средств. На активном угодье, ежегодно оставляемая мульча, через несколько лет создаст поверхностный слой – «питательный ковёр»,  который будет идеальным не только для выращиваемых растений, но и предотвратит водную и ветровую эрозию почвы, снизит нежелательное испарение влаги с её поверхности.  

 

Кроме того, что АМАК-система полностью исключает переуплотнение поверхности активного угодья какими-либо ходовыми частями каких-либо самоходных и несамоходных устройств и транспортных средств, она имеет ещё целый ряд уникальных свойств, каждое из которых само по себе заслуживает особого внимания и применения в земледелии. Например, в АМАК-системе можно осуществлять прецизионное земледелие, причём с большей точностью, чем это делают сейчас с помощью ГЛОНАСС и GPS молодые научные сотрудники Россельхозакадемии и зарубежные фермеры, устанавливая электронное оборудования на экспериментальные тракторы и комбайны. В АМАК-системе можно вести уборочные работы в затяжную дождливую погоду, что может спасти часть или весь урожай в целом. В АМАК-системе полностью исключено применение ядохимикатов, а вместо них для борьбы с вредителями растений используются электромагнитные, ультразвуковые и лазерные методы и устройства. На протяжении всего вегетационного развития растений в АМАК-системе можно беспрепятственно подойти к любому растению индивидуально в любой точке активного угодья, даже если размеры этого угодья будут составлять тысячи гектар, и произвести необходимые технологические операции (подкормку удобрениями, орошение, уничтожение вредителей и т.п.).  В тракторной системе земледелия это невозможно в принципе – не двигаться же по полю, приминая и давя по пути ни в чём неповинные растения. В течение одного лета в АМАК-системе можно многократно собирать урожаи зерновых с одних и тех же растений и получать биологически максимально возможные урожаи, например, гречихи. Есть и ещё не менее уникальные и полезные свойства у АМАК-системы, но рамки статьи обязывают ограничиться только указанными. Заинтересованный читатель, при желании, может узнать об АМАК-системе и её авторе в Интернете, зайдя на сайт amak-sistema.ru.

 

Насколько быстро и эффективно удастся внедрить АМАК-системы в земледелие, настолько же ощутимой и эффективной окажется беспахотная технология. На смену тракторам должны прийти АМАК-системы. Вся история мостового земледелия, идея которого реализована в АМАК-системе, демонстрирует борьбу «белых ворон», предлагающих мостовые устройства, с многочисленным и сплочённым кланом учёных, конструкторов, земледельцев и чиновников, которые родились под гул тракторов, учились по учебникам о тракторах, диссертации защищали по тракторам и руководят тракторными НИИ, вузами и академиями. Они внедрять АМАК-системы не будут. Они будут приспосабливать трактора к беспахотной технологии любыми ухищрениями, лишь бы не сдать своих позиций. То, что это именно так, читатель может убедиться, познакомившись со «Стратегией машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года», которая предложена Россельхозакадемией, Минсельхозом и Министерством промышленности и торговли, и утверждена Правительством РФ. В этом документе нет ни единого слова о мостовом земледелии, и, тем более, – об АМАК-системе. Внедрять АМАК-системы будут молодые, рождённые под шум компьютеров, побеждавшие на различных олимпиадах и желающие работать на ещё неведомых направлениях науки и техники в таких же условиях комфорта, как на лучших предприятиях электронной промышленности.  Выход видится в компромиссе: тракторы и трактористы должны остаться там, где без них обойтись невозможно, а АМАК-системы и инженеры-операторы должны стать основой беспахотной технологии в земледелии. Внедрением АМАК-систем должно заняться государство, если продовольственная безопасность является для него не менее важной задачей, чем проведение мировых олимпиад и спортивных чемпионатов.   

 

Жизнь показала, что «белые вороны» – очень полезные создания. Без них не развивался бы научно-технический прогресс. Оказывается, и в земледелии совершенно необходимо, чтобы на чёрной пашне иногда появлялась «белая ворона» и «каркала» о чём-то непонятном и неведомом учёным и специалистам-аграриям. И очень часто оказывается, что правой оказывается именно «белая ворона», а не сплочённые коллективы дипломированных и остепенённых единомышленников. Так было с беспахотной технологией в земледелии, так будет и с АМАК-системой. Обязательно будет!

Ю. Жуков

 

 

 

Читать дальше →
Автор: Юрий | Метки: беспахотное земледелие, АМАК-система, Овсинский, Жуков | Комментариев: (0)
1   2 »   1 - 10 из 11
Agroday.ru, Copyright © 2011-2015 ООО "ЭКСПОМЕДИА". Все права защищены.
Email: support@agroday.ru Тел./факс: +7 (863) 2820411, 2820412, 2820413, 2820346, 2820346, 2401488
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на http://agroday.ru обязательна.
Яндекс цитирования
Разработка портала: Adlogic Systems
Платформа: Xevian