Трансплантация эмбрионов в эпоху биотехнологий

Трансплантация эмбрионов в эпоху биотехнологий

Перспективы, которые обрисовали животноводам авторы технологии трансплантации эмбрионов, поражают воображение. Россия по праву считается прародителем метода трансплантации эмбрионов в свиноводстве. К концу  80-х над этим проектом работала целая сеть лабораторий во всех регионах России. Но на стыке 90-х проект был свернут, наука надолго оказалась в упадке. Теперь эта технология успешно внедрена и активно реализуется во многих странах мира. А Россия стремительно набирает темпы, реализуя один пилотный проект за другим. Правда, пока лишь в хозяйствах Краснодарского края.

О том, что же удалось за короткое время сделать специалистам созданного в 2002 г. Центра трансплантации эмбрионов, рассказал представитель этого центра Андрей Журавлев.

– Центр трансплантации эмбрионов был создан в 2002 г. Межрегиональным фондом развития мясного скотоводства для внедрения современных технологий, в том числе с целью ускоренного обновления животноводства России, – пояснил Андрей Владимирович.

США и Канада ежегодно производят порядка 350 тыс. эмбрионов каждая, – продолжил он. – Бразилия – уникальнейшая страна в мире, которая в год производит 280 тыс. эмбрионов, разделенных по полу. Страны Евросоюза только за прошлый год произвели 128 тыс.эмбрионов.

Теперь что касается России. У нас работает 7 групп, которые занимаются реализацией этого проекта различными методами. Есть пионеры технологий. Мы как страна – мировые лидеры. Кто придумал в мире искусственное осеменение? Наши ученые еще в 50-м году! И сегодня он используется во всех странах мира. Кто сделал в мире первую трансплантацию эмбрионов в свиноводстве? Снова наши ученые! А потом на стыке 90-х годов, когда у нас были огромные успехи, когда в 120 областях были созданы центры трансплантации эмбрионов, проект свернули и исключили трансплантацию эмбрионов как метод воспроизводства.

За прошлый год в России было произведено около 1500 эмбрионов. Только наш центр произвел 700 эмбрионов в Ярославской области. И это лишь один из нескольких пилотных проектов, которые мы успели реализовать.

В  агрохолдинге «Кубань»  Краснодарского края, где реализуется один из проектов, подсчитали: выращенные до нетелей 18-19 месяцев животные со сроком стельности 3 месяца обходились дешевле импорта на 30%.  Причем цифра рассчитывалась, когда курс составлял 32-35 руб., сегодня этот разрыв еще больше.

Это, действительно, альтернативный способ воспроизводства племенных животных, который позволяет ускорить селекционный процесс и резко поднять продуктивность. От каждых 100 коров-доноров можно получить дополнительно 350 телят.

Каких  животных можно использовать для трансплантации эмбрионов? Мы выделили три группы животных: первые – самые высокоудойные коровы, лактирующие; вторая группа – их дочери и третья – яловые коровы, у которых по 400--500 дней лактации, которые не могут быть осеменены, но с которых можно еще получать эмбрионы.

Я был на одном из аукционов в США, где продавали восьмилетнюю корову голштинской породы. В результате торгов ее продали за 125 тыс. долларов! И когда я поинтересовался, стоило ли покупать немолодое животное за такие деньги, мне сказали, что с нее еще пять лет будут эмбрионы «вымывать». Эта технология для тех, кто реально в нее поверит. Она открывает абсолютно другой бизнес, который можно развивать параллельно с основным - производством молока.

Теперь несколько слов о генетическом потенциале животных, продуктивности и воспроизводстве, которые в результате приводят к прибыли. 

Вместе с Департаментом Министерства сельского хозяйства Краснодарского края мы проанализировали данные по животноводству, начиная с 2000 г.  Активная работа над программой трансплантации эмбрионов началась примерно с 2006 г. Так вот оказалось, что средний рост продуктивности за 18 лет составил порядка 200 кг/ голову. За счет чего происходил рост продуктивности скота? Возможно, за счет ввоза импортного скота или за счет сокращения численности низкопродуктивных животных. Тем не менее, цифры говорят сами за себя.

 В то же время в крае проходила голштинизация. Если в 2000 г. поголовье голштинов в крае составляло чуть больше 1%, то сегодня – превышает 42%! При этом черно-пестрая и голштинская породы значительно превышают по количеству отечественные породы. Я не хочу сказать, что традиционные для России породы плохие. Просто мы сами пока недопонимаем их потенциал. Наверное, эти породы не подходят для мегафермы, требуют другого типа содержания, но тоже имеют такое же право на существование.

Хотел бы привести еще любопытные цифры. Оказывается, животных с продуктивностью свыше 9000 кг в крае не больше 1%, те же, у которых она достигает 5000 кг – 25%. И это при том, что мы фактически взяли курс на индустриализацию молочного животноводства, на строительство крупных комплексов.

Мы очень давно работаем с голштинской ассоциацией США. Два года назад к нам приезжали эксперты из Америки. Они посетили 5 или 7 хозяйств края, занимающихся разведением американских голштинов. И сказали честно: если мы хотим эффективно заниматься индустриальным молоком, продуктивность должна быть как минимум 9000 кг. В противном случае вернуть деньги, вложенные в создание этих ферм, практически невозможно.

Многие знают, летом продуктивность молочного стада падает в среднем на 15-20%. Самая крупная молочная ферма Бразилии, занимаясь осеменением животных с использованием трансплантации эмбрионов, в течение 5 лет устойчиво показывала рост оплодотворяемости на 15-20 %. Таким образом, оплодотворяемость – это еще дополнительный резерв этой технологии. Ежегодный дефицит молочного скота по наполнению крупных ферм составляет порядка 12 тыс.голов.

На недавнем форуме по молочному животноводству ученые четко сказали: если убрать государственную поддержку, молочная отрасль становится убыточной. У вас есть уникальный шанс доказать всем, что на тех кормах, которые вы можете производить, можно вырастить самый высокопродуктивный скот. И это задача, которую нужно взять на вооружение.

3999

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Другие материалы из раздела "Животноводство"