Молоко, богатое кальцием и субсидиями

Молоко, богатое кальцием и субсидиями

В начале ноября Национальный союз производителей молока направил письмо Дмитрию Медведеву. В нем выражена признательность за проведение в октябре 2013 г.совещания по проблемам молочного животноводства в Воронежcкой области и обозначена поддержка большинства данных премьером по его итогам предложений. При этом обращено внимание на тот факт, что при выполнении пункта 8 (представление предложений по совершенствованию механизма предоставления субсидий на килограмм товарного молока) Минсельхоз продолжает игнорировать большинство принципиальных критических комментариев и предложений представителей молочного рынка по данному вопросу. Так, полностью проигнорированы предложения СОЮЗМОЛОКО, направленные на решение проблемы дифференцированного подхода к определению размера субсидии за килограмм молока высшего сорта и за килограмм молока первого сорта. По этой причине данный коррупционноемкий, непрозрачный и неконтролируемый критерий продолжает негативно отражаться на конкурентоспособности добросовестных российских производителей и переработчиков молока. Также Минсельхоз не учел предложения участников рынка по исключению дополнительных критериев получения субсидий в части прогрессирующих требований по содержанию жира и белка в молоке. Из-за этого уже в следующем году до 30% объемов производимого товарного молока в стране может лишиться данной формы государственной поддержки.

Тревогу вызывают и публичные комментарии некоторых чиновников аграрного ведомства относительно мнимого консенсуса, сопровождавшего принятие решения о сохранении действующей системы субсидирования товарного молока. Данные решения принимаются Минсельхозом России в одностороннем порядке, с нарушением формальных процедур общественного и экспертного обсуждения.

В результате схема получения субсидий на товарное молоко по-прежнему остается чрезвычайно сложной, непрозрачной и коррупционной, не способствует развитию молочной отрасли в условиях текущей весьма тяжелой ситуации на молочном рынке России.

Это не может не вызывать самой серьезной озабоченности добросовестных участников рынка.

На основании изложенного СОЮЗМОЛОКО обратилось к главе правительства с ходатайством о том, чтобы пункт 8 протокола совещания был исполнен в рамках установленных процедур с учетом позиции молочной отрасли и российских регионов. Было предложено дать соответствующее поручение Минсельхозу России.

Ответ государства последовал достаточно скоро. Его дал заместитель министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков, принявший участие в пресс-конференции «Молочное животноводство России: проблемы, перспективы, региональный опыт. Меры господдержки отечественного производителя».

За последнее десятилетие поголовье коров в нашей стране сократилось на 2,2 млн голов, т. е. на 20% по отношению к их численности в 2003 г. Г-н Шестаков рассказал, что с целью стабилизации ситуации в молочном скотоводстве и увеличения производства молока в рамках Госпрограммы на 2013 – 2020 гг. задействованы дополнительные меры, призванные стимулировать развитие этого сегмента. Например, помимо уже существовавших мер государственной поддержки, в текущем году был введен дополнительный вид поддержки, который стимулирует производство и реализацию высококачественного молока.

К сожалению, что большинство производственных объектов молочной отрасли (комплексы, фермы) до сих пор используют изношенное и технически устаревшее оборудование, с помощью которого получить конкурентоспособное молоко высокого качества достаточно проблематично и возможно лишь с привлечением дополнительных кормовых и человеческих ресурсов.

За последние годы произошло снижение темпов модернизации имеющихся и строительства новых комплексов и ферм, оборудованных современной техникой и готовых эффективно работать с высокопродуктивными типами животных. Причиной этого является рост цен на строительные материалы, технологическое оборудование и услуги подрядных организаций. Соответственно, и период окупаемости инвестиционных проектов увеличился с 8-10 до 13-15 лет.

Именно поэтому, принимая во внимание необходимость продления периода государственной поддержки в качестве субсидий на процентную ставку по использованным кредитам, на совещании у главы правительства Минсельхозу, Минфину и Минэкономразвития России было дано поручение проработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по увеличению срока субсидирования инвестиционных кредитов (займов), направленных на развитие молочного животноводства до 15 лет, с компенсацией за счет федерального бюджета затрат на уплату процентов по кредитам в размере 100 % ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России. Шестаков заверил, что все данные молокопроизводителям обещания будут выполнены.

Г-н Шестаков сообщил, что Минсельхоз не видит необходимости во внесении изменений в технический регламент Таможенного союза на молоко и молочную продукцию.

До этого в ведомстве в принципе не исключали возможность изъятия из сферы регулирования «молочного» техрегламента молочных составных продуктов. «Мы специально их там оставляем, чтобы не допустить возможных игр на рынке с тем, чтобы потребителей вводили в заблуждение разные «сметанки» и «творожки», — объяснил чиновник. Он сообщил, что технический регламент ТС даст потребителю возможность получить точную информацию, имеется ли в молочном продукте растительный жир: «В названии на этикетке будет написано, что данный продукт содержит дополнительные ингредиенты». Илья Васильевич объяснил, что в случае исключения молокосодержащих продуктов из профильного техрегламента их производители будут действовать в соответствии с общим техрегламентом о безопасности пищевой продукции, содержащем расширенные требования и позволяющем недобросовестным производителям найти лазейки в экспансии своей продукции на прилавки.

Комментируя инициативу Федеральной антимонопольной службы, распространившей накануне сообщение, призывающее к введению системы интервенционных закупок в качестве одного из шагов по стабилизации цен на внутреннем рынке сырого молока (при этом приводятся ссылки на опыт других стран, в частности, ЕС), Шестаков заявил, что не разделяет оптимизма ФАС по этому поводу.

«Эта идея совершенно не нова — в течение последних пяти лет обсуждали ее», — сообщил чиновник. По его мнению, в этом предложении есть минимум две серьезные проблемы. Во-первых, в рамках интервенций закупки производиться могут лишь у аграриев: «Безусловно, ни масло, ни сухое молоко, ни сыр, которые могли бы стать предметами торгов, не производятся сельхозпроизводителями, а переработчиками».

Но есть и гораздо более важный нюанс, а именно ограниченный срок хранения сырого молока: «Безусловно, возникают большие риски у Минсельхоза РФ, а возможность влияния на рынок мала. Мы отрабатывали разные механизмы, в том числе обязательного выкупа этих продуктов, но, к сожалению, в целом отрасль не смогла пойти на такие договоренности».

В качестве дополнения к словам И.В.Шестакова глава Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) Андрей Даниленко сообщил, что интервенции нужно проводить в случае избыточного присутствия какого-то товара на рынке. На молочном рынке же наоборот — недостаток.

Источник: журнал АПК-ЮГ
1876

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:

Другие материалы из раздела "Пищепром"