Александр Савельев, руководитель информационного агентства по рыболовству: «С марокканской рыбой заморочились»

Александр Савельев, руководитель информационного агентства по рыболовству: «С марокканской рыбой заморочились»

Минсельхоз сорвал промысел российских рыбаков в атлантической рыболовной зоне Королевства Марокко. Чиновники уже почти год не могут решить, как нам делить марокканскую рыбу.

Наше сотрудничество в рыболовстве с Королевством Марокко основано на российско-марокканском соглашении, пописанном в 1978 г. Каждый год стороны согласовывают промысел пелагических видов рыб российскими рыболовными судами. В прошлом году Королевство Марокко, как и годом ранее, выделило для россиян квоту на добычу 100 тыс. тонн – 65% скумбрии и ставриды, 30% сардины и сардинеллы, 5% прилова, в том числе, например, рыбы-сабля. Финансовые условия тоже прежние – 5 млн. долларов. Бюджетом такие расходы не предусмотрены и рыбопромысловые компании, осуществляющие там промысел, рассчитываются с марокканцами в складчину.

Вернее рассчитывались. В прошлом году ФАСу показалось, что квоты в рыболовной зоне Марокко распределили неправильно, выдали предписание, подали в суд, а в Минсельхозе стали решать, как нам делить марокканскую рыбу. Причём в каждом новом варианте обязательно норовят вставить ФГУП «Нацрыбресурс».

Сначала в проекте распоряжения Правительства предполагалось все 100 тысяч тонн марокканской рыбы предоставить именно «Нацрыбресурсу». Однако, такая схема, когда квоты получает компания, у которой вообще нет ни одного судна, способного вести промысел у западного побережья Африки, выглядела откровенным издевательством и от неё отказались. Тем более в Минсельхозе решили активно побороться с рантье, с «рыбаками на диване», которые рыбу не ловят, а лишь перепродают квоты.

Затем в Минсельхозе решили, что марокканскую рыбу поделят между частными рыбопромысловыми компаниями те же «Нацрыбресурсы», только уже путём размещения публичной оферты. Однако и этот вариант в Правительстве показался мошеннической схемой, возмутился ФАС и от принципа «кто первый встал, того и тапки» отказались.

Тем временем, судебные разбирательства по поводу прежнего распределения квот на марокканскую рыбу, когда этим занималась Ассоциация российских рыбопромышленников, ведущих промысел в зонах стран западного побережья Африки (АОРЗПА), завершились абсолютным признанием того, что всё делали правильно, а предписание ФАС – незаконно. В прошлом году эта Ассоциация внесла марокканской стороне требуемую оплату и распределила квоты на вылов между своими членами — российскими компаниями, ведущими промысел в исключительной экономической зоне Марокко.

Марокканцам по большому счёту вообще все равно, как поделят рыбу, выделенную для иностранного промысла. Им важно получить оплату и список судов. Всё. У них там очередь выстроилась из европейских и китайских рыбаков. К нам они так относятся из большой исторической любви. Хотя поводов разорвать отношения было предостаточно. Печальный случай, когда российская компания «Севнаучфлот» не расплатившись за выловленную рыбу, покинула зону Марокко, дорого стоит. Чтобы не повторилось подобного кидалова, подданные марокканского короля требуют гарантий именно от Российской Федерации по обеспечению установленных правил доступа к своим ресурсам. А в Минсельхозе, видимо, свои мотивы распределить марокканскую рыбу. И почему-то с непременным посредником в виде «Нацрыбресурсов» — компании, у которой нет ни одного специалиста по промыслу рыбы не то, что у берегов Африки, но даже у каких бы то ни было иных берегов, а главное нет флота или хотя бы одного судна, способного вести промысел вдали от Родины.

В результате того, что чиновники Минсельхоза никак не могут рассмотреть собственный интерес в распределении марокканской рыбы, российские суда уже полгода не могут войти в рыболовную зону Королевства Марокко. Самое же смешное в этой истории заключается в том, что, так и не предложив российским рыбакам способ распределения заморской рыбы, Минсельхоз заявил, что желает увеличить квоту на 60 тысяч тонн.

Не знаю, что ответили подданные его величества, но я бы предложил распорядится, хотя бы имеющимся объёмом.

Вообще можно позавидовать арабскому терпению. Минсельхозовская «работа» в этом направлении наносит серьезный репутационный ущерб российской стороне в борьбе за добычу рыбы в этой подзоне, основными конкурентами в которой, как я уже сказал, являются страны Евросоюза и Китай. Для России это может закончиться полным прекращением промысла в марокканской подзоне. Мы же просто останемся без скумбрии, ставриды, сардин, сардинеллы и без рыбы-сабли тоже
Источник: prodmagazin.ru
1964

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ: